Абадонна (персонаж)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абадонна
Создатель Михаил Булгаков
Произведения «Мастер и Маргарита»
Первое упоминание Часть 2. Глава 22.
«При свечах»
Последнее упоминание Часть 2. Глава 23. «Великий бал у Сатаны»
Пол мужской
Возраст бессмертен
Род занятий помощник Воланда; демон войны
Роль исполняет Игорь Куявский[pl]фильм 1988 года (Польша),
Рамис Ибрагимовфильм 1994 года (Россия)

Абадонна — второстепенный персонаж произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», помощник Воланда и демон войны.

Описание персонажа

О внешности Абадонны мало что известно. Булгаков отмечает лишь его тёмные очки, худощавость и бледность.

…и тут из стены появилась фигура какого-то худого человека в темных очках. Эти очки почему-то произвели на Маргариту такое сильное впечатление, что она, тихонько вскрикнув, уткнулась лицом в ногу Воланда. …бледнее, чем Абадонна, который был исключительно бледен по своей природе…

В рукописной версии романа 1938 года также упоминается:

Глаза его, как видите, в тёмных очках. Приходится ему их надевать потому, что большинство людей не выдерживает его взгляда.[1]

Роль в романе

Впервые Абадонна появляется в главе 22. Воланд упоминает его, когда тот показывает волшебный глобус, на котором показаны все происходящие события на Земле. Маргарита видит войну и её жертв, и Воланд говорит, что это работа Абадонны, также поясняя, что он сочувствует обеим сторонам, тем самым результаты для всех участников войны выходят одинаковыми.

Демона войны призывает Воланд, и он появляется сию секунду, пугая Маргариту своими чёрными очками. Чёрный маг добавляет, что Абадонна приходит всегда в нужный момент и не было случая, когда он появлялся перед кем-либо преждевременно, как следствие символизируя смерть, которая настигает каждого человека.

Абадонна вновь появляется уже на великом балу у сатаны, становясь соучастником убийства барона Майгеля — шпиона, который следит за прибывшими в страну иностранцами. Он снимает на секунду свои очки и смотрит на свою жертву, которая в тот же момент начинает падать и истекать кровью после выстрела Азазелло, вследствие чего фразеологизм «смотреть смерти в глаза» приобретает прямой смысл; это также подтверждается тем фактом, что ранее Воланд ответил отказом на просьбу Маргариты снять очки Абадонне.

Прототип

Прототипом Абадонны является Абаддон — ангел Бездны, могущественный демон смерти и разрушения, военный советник Ада. Слово «абаддон» — библейское (евр. ảbbaddōn — «погибель», «уничтожение»; греч. Αβαδδώυ).

Как указывает Елена Багирова в кандидатской диссертации «Эволюция антропонимикона в текстах разных редакций романа М. А. Булгакова „Мастер и Маргарита“», М. А. Булгаков «предпочитает не придумывать имена, а отбирать из уже известных, обновляя лишь их звучание: Абадонна (>Аваддон), Азазелло (>Азазел), Гелла (>Гелло; Геллия)».

На связь смертоносного взгляда, скрытого за темными очками с гоголевским Вием указывает Т. Малкова (2010).

Образ Абадонны в кинематографе

Название Страна Год Режиссёр В роли Абадонны Примечания
Мастер и Маргарита  Польша 1988 Мацей Войтышко Игорь Куявский[pl]
Мастер и Маргарита  Россия 1994 Юрий Кара Рамис Ибрагимов

Влияние

Абадонна интертекстуально повлиял на образ Моргуновой в романе Б. Акунина «Ф. М.» (описана так: в темных очках, грузная) (Кузьмичева 2014, 78-79).

Литература

  • Багирова, Елена Петровна. Эволюция антропонимикона в текстах разных редакций романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» : автореферат дис. … кандидата филологических наук : 10.02.01 / Багирова Елена Петровна; [Место защиты: Тюменский государственный университет]. — Тюмень, 2004. — 21 с.
  • Белькова, А. Е. Значимость образа Абадонны в творчестве М. А. Булгакова / А. Е. Белькова, В. О. Лютый // Лучшая студенческая статья 2018 : сборник статей XIV Международного научно-исследовательского конкурса : в 4 ч., Пенза, 25 апреля 2018 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2018. — С. 40-42. — EDN XMWKQH.
  • Кузмичева, И. В. Интертекстуальное пространство образа Моргуновой в романе Б. Акунина «Ф. М.» / И. В. Кузмичева // Язык русской литературы ХХ-XXI вв. / Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Московский педагогический государственный университет. — Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014. — С. 75-82. — EDN WCWGMZ.
  • Malkova, T. Yu. Bulgakov and Gogol: demonic images and motifs in the novel «the master and Margarita» / T. Yu. Malkova // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2010. — Vol. 16. — No 2. — P. 142—146. — EDN MWHDPF.

Примечания

  1. Абадонна в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. TheOcrat Quotes. Дата обращения: 2 августа 2022.