Аакененра Апопи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фараон Древнего Египта
Фараон Древнего Египта
Аакененра Апопи
Жертвенный стол первоначально принадлежал 12-й династии, позже повторно использовался и был посвящен богу Сету царем Акененре (Апофисом) во время 15-й династии. Серый/черный гранит, 48 х 67 см, от Avaris. Каир, Египетский музей CG 23073 (JE 39605)Жертвенный стол первоначально принадлежал 12-й династии, позже повторно использовался и был посвящен богу Сету царем Акененре (Апофисом) во время 15-й династии. Серый/черный гранит, 48 х 67 см, от Avaris. Каир, Египетский музей CG 23073 (JE 39605)
Династия XV династия
Исторический период Второй переходный период

Аакененра Апопи — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1631—1621 годах до н. э. Представитель XV династии (Второй переходный период).

Артефакты правления

Этот правитель проводил строительные работы в храме Баста (Бубастиса) — там была обнаружена отрывочная надпись, где упоминается «многочисленные колонны и двери из бронзы», сооружённые царём Апопи. Отождествить его с фараоном, о котором сейчас идёт речь, можно благодаря его «хорову» имени. Данный текст вырезан на блоке из красного асуанского гранита. Следовательно, Апепи получил этот камень с юга в качестве дани. Фактически гиксосский царь являлся владыкой фараона, правившего в Фивах, его владения, вероятно, управлялись лучше, чем принадлежавшие его вассалу, и культура в них более развитой, чем на юге.

В настоящее время в Каирском музее хранится обнаруженный в Каире алтарь из чёрного гранита с вырезанным на нём тронным и хоровым именами Апопи. В этой надписи царь говорит о себе, что он «живой Хор, Сехотептауи (умиротворивший Обе Земли), благой царь Аакененра сделал этот памятник для отца своего Сета, владыки Хат-уарита (Авариса), так как он поверг все страны под его сандалии». На основании того, что он был найден в Каире, можно сделать вывод — данный артефакт был ещё в древности перевезён из Авариса на новое место, очевидно с целью использовать его в качестве строительного материала.

В Мемфисе царь Апопи вырезал свои имена на плечах статуй представителя XIII династии Мермешаи, живущего более ста лет раньше. В этой надписи он назвал себя «возлюбленным богом Сетом». Впоследствии эти статуи были перевезены царём XIX династии Рамсесом II в Танис, где и были обнаружены археологами. На сфинксе из Исмаилии, найденном в Телль-Масхуте, некогда была вырезана надпись, в которой, по мнению Питри, речь идёт об этом царе. Апопи, вероятно, принадлежала статуя, находящаяся в Лувре, которая в более поздний период была присвоена царём XVIII династии Аменхотепом III. На ней перечислены 36 завоёванных нубийских племён; этот список мог быть составлен как в период царствования Апопи, так и во время правления Аменхотепа III.[1]

Начиная с 1960-х практически все исследователи сходятся в том, что среди царей XV династии был только один Апопи, который за своё долгое правление носил поочерёдно три разных тронных имени: Ааусерра, Аакененра и Небхепешра. Однако убедительных аргументов, которые бы опровергали представление о трёх отдельных царях Апопи, выдвинуто не было.[2]

Имена Аакененра Апопи

Взойдя на престол он принял тронное имя Аакененра, «Великий, укрепляющий бога солнца», хоровым — Сехотептауи, «Умиротворяющий Обе Земли», а его личным именем (следовавшем за титулом «сын Ра») было Апопи, имевшее скорее египетское, нежели семитское происхождение. Имя «Апопи» восходит к имени Апопа, считавшегося в мифологии Древнего Египта гигантским змеем, противником Ра.[3]

Примечания

  1. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 223—224.
  2. История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800—1380 гг. до н. э. — С. 71.
  3. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 222.
  4. Von Beckerath J. Handbuch der ägyptischen Königsnamen. — S. 114—115.

Литература