Кампанелла (музыка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «La Campanella»)
(аудио)
(аудио)
«La campanella»
noicon
Кампанелла, исполняет Р. Грейсс
Помощь по воспроизведению

Кампанелла — обиходное название 3-го этюда (1851 г., Веймар, Германия) Ференца Листа. Этюд является фортепианной транскрипцией одноимённой скрипичной пьесы Никколо Паганини. Написан в соль-диез миноре.

У Листа есть шесть этюдов, написанных на темы Паганини. Третий его этюд написан на тему финала второго скрипичного концерта Паганини (в си-миноре). Этот финал за звучание его верхних нот, напоминающее нежные звуки колокольчиков, Паганини назвал «Кампанеллой» (итал. campanella — «колокольчик»).

Технические приёмы

Расстояние между двумя красными нотами (почти 3 октавы) на фортепианной клавиатуре составляет 46 см

Этюд известен как одно из самых сложных фортепианных произведений. Он играется в быстром темпе allegretto, и скачки в партии пианиста иногда достигают двух октав. Самые большие интервалы в партии правой руки — квинтдецима (две октавы) и интервал в 16 ступеней, не имеющий названия (две октавы и секунда). Пианисту предоставляется мало времени для перемещения руки. Квинтдецим много в начале этюда, интервалы в 16 ступеней попадаются дважды: в 30-м и 32-м тактах.

В левой руке тоже появляются большие интервалы (больше, чем в правой). В 101-м такте левая рука играет скачок в три октавы. В этюде также есть другие сложные технические приёмы, например, трель четвёртым и пятым пальцами.

Аранжировки «Кампанеллы» создали композиторы Ферруччо Бузони и Марк-Андре Амелин.