Янь Чжитуй

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Янь Чжитуй
Место рождения Цзянлин, империя Лян

Янь Чжиту́й (кит. трад. 顏之推, пиньинь Yán Zhītuī; 531 — 591) — китайский ученый, педагог, писатель, каллиграф времен империй Лян, Северная Ци, Северная Чжоу и Суй.

Биография

Происходил из семьи сановников Янь. Предки долгое время находились на службе империи Цзинь. В 540 году умер отец Янь Чжитуя, после чего тот воспитывался старшим братом. В 542 году продолжил учебу в столице Цзянькан (современный Нанкин). Здесь он сблизился с некоторыми представителями правящей династии. В 547 году поступил в армию писарем генерала.

В 548 году оказался в плену в результате мятежа генерала Хоу Цзина против императорского дома. Лишь в 552 году Янь Чжитуй сумел убежать к Цзянькану. После этого участвовал в борьбе против мятежников. В 554 году во время войны с государством Западная Вэй попал в плен после падения столицы Цзянькан, в 555 году его отправили в Чанъань (столицы Северной Вэй).

В следующем году он бежал, пытаясь вернуться домой, однако именно в это время государство Лян было уничтожено царством Чэнь. Поэтому Ян решил присоединиться к государству Северная Ци, которое образовалась из части государства Лян.

В 577 году стал подданным Северной Чжоу, которая захватила Северную Ци. Тогда же Янь Чжитуй переехал в Чанъянь, где некоторое время провёл вне государственной службы. Лишь в 581 году с установлением империи Суй был приглашён в свиту императора Вэнь-ди.

Творчество

Янь Чжитуй является автором значимого произведения — сборника «Янь-ши цзя сюнь» («Домашние поучения рода Янь»), состоявшего из 26 разделов. Несмотря на свою поддержку буддизма, Янь при написании опирался на конфуцианские традиции. В нем собраны знания, которые передавались из поколения в поколение родом Янь — из династии Цзинь. В его поучениях немало событий из собственного опыта, метких и остроумных коротких характеристик. В «Наставлениях» есть раздел «О литературе», в котором Янь приводит суждения многих современников и свое мнение.

В нём также содержат собственные философские размышления, советы сыновьям относительно дальнейшей жизни, суммировал все доктрины о семейном воспитании и обучении, существовавшие ранее в Китае, раскрыл их положительные стороны и на их основе создал свою дидактическую концепцию. Кроме того, рассказывается о различиях между северным и южным Китаем (того времени), особенно в отношении языка, обычаев и культуры. Рассказывается о зарождении кукольного театра. Впервые упоминает об использовании туалетной бумаги.

Он автор «Очерков о обиженные души» («Юань хунь чжи») — сборник коротких рассказов, пронизанных буддийской идеей возмездия за зло, содеянное в жизни.

Примечания

Литература

  • Needham, Joseph (1986). Science and Civilization in China: Volume 5, Chemistry and Chemical Technology, Part 1, Paper and Printing. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-08690-6.
  • Ebrey, Patricia Buckley; Anne Walthall; James B. Palais (2006). East Asia: A Cultural, Social, and Political History. Boston: Houghton-Mifflin. ISBN 0-618-13384-4.
  • André Lévy, " Yan Zhitui ", dans André Lévy (dir.), Dictionnaire de la littérature chinoise, Paris, Presses universitaires de France, coll. " Quadrige ", 2000 (1re éd. 1994), p. 363
  • (en) T. H. Barrett, " Yan Zhitui ", dans Yao Xinzhong (dir.), RoutledgeCurzon Encyclopedia of Confucianism, RoutledgeCurzon, Londres et New York, 2003, vol. 2, p. 736—737
  • Yanshi jiaxun 顏氏家訓 «The Family Instructions of Master Yan»