Эффект Дросте

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Реклама какао Дросте[англ.], 1904 год, художник Ян Миссет (1861—1931)
Фрагмент триптиха Стефанески 1320 года, на котором кардинал Стефанески держит сам триптих

Эффект Дросте (нидерл. Droste-effect) — техника размещения рекурсивного изображения, частный случай техники mise en abîme: внутри изображения размещается его уменьшенная копия, внутри которой — уменьшенная копия предыдущего изображения, и так далее — теоретически до бесконечности (на практике — до пределов допустимого качества изображения).

Термин ввёл голландский спортивный журналист, поэт и переводчик Нико Схепмакер (нидерл. Nico Scheepmaker) в конце 1970-х годов, отталкиваясь от вида рекламного постера какао Droste[англ.], на котором была изображена медсестра, несущая поднос с чашкой горячего шоколада и коробку с тем же изображением (разработан Яном Миссетом в 1904 году)[1].

Сам эффект в живописи известен давно: в частности, ещё Джотто применил его в своём триптихе Стефанески[англ.] в 1320 году.

Эффект

Происхождение

Эффект впервые был применён в рекламе Яном Миссетом в 1904 году, после чего его примеру последовали другие дизайнеры и издатели. В конце 1970-х годов поэт и журналист Нико Схепмакер для обозначения этого приёма ввёл в обиход термин «Дросте-эффект», который получил широкое распространение[2].

Математическое обоснование

Эффект основан на принципе рекурсии: меньшая версия содержит ещё меньшую версию изображения и т. д.[3]. Теоретически он может продолжаться до бесконечности, как во фрактальных объектах; на практике эффект действует лишь до пределов, обусловленных разрешением изображения[4].

В средневековом искусстве

Эффект Дросте был использован Джотто в его триптихе Стефанески[англ.] (1320 год). Запрестольный образ полиптиха изображает на центральной панели кардинала Джакомо Гаэтани Стефанески[англ.], предлагающего сам триптих Святому Петру[5]. Изображения с использованием эффекта Дросте встречаются в некоторых средневековых книгах, а также на оконных панелях в церквях[6].

В творчестве М. Эшера

Голландский художник Мауриц Эшер использовал эффект Дросте в своей литографии Print Gallery 1956 года, которая изображает галерею, содержащую гравюру, изображающую галерею, каждый раз уменьшенную и повёрнутую, но с пустотой в центре изображения. Эта литография привлекла внимание математиков, в том числе Барта де Смита и Хендрика Ленстры. Они разработали метод заполнения центральной пустоты литографии с использованием дополнительного применения эффекта Дросте путём последовательного поворота и сжатия изображения[3][7][8].

Современное использование

Эффект Дросте широко используется в современной рекламе. Так, он был использован в дизайне упаковки масла Land O’Lakes, на которой изображена коренная американка, держащая пакет масла с её собственным изображением[3]. Компания Morton Salt — производитель пищевой соли — также использует этот эффект в рекламе[9]. На обложке виниловой пластинки альбома Ummagumma группы Pink Floyd 1969 года изображены участники группы, сидящие в разных местах, а на стене изображена та же сцена, но с другим порядком участников[10]. На логотипе сырной пасты французской компании «Весёлая бурёнка» (фр. La vache qui rit) изображена смеющаяся корова с серьгами. При ближайшем рассмотрении серёжек видно, что это — изображения круглой упаковки сырной пасты, на каждой из которых изображена та же смеющаяся корова с серьгами[3]. Эффект Дросте — тема книги англо-американского фантаста Рассела Хобана «Мышь и её дитя»[англ.], появляющаяся в виде этикетки на банке питания для собак «Bonzo Dog Food», которая копирует саму себя[11][12].

Существуют и трёхмерные варианты использования эффекта Дросте. Например, деревня Буртон-он-зе-Уотер[англ.], в графстве Глостершир, Англия, известна тем, что в 1930-х годах в ней была построена её точная копия в масштабе 1:9, внутри которой располагалась модель предыдущей модели, а та, в свою очередь, включает ещё одну меньшую модель, а затем ещё меньшую модель внутри предыдущей[13][14].

Галерея

См. также

Примечания

  1. Van Dale Groot woordenboek der Nederlandse taal (ed. 2005)
  2. Droste, altijd welkom. cultuurarchief.nl.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Merow Katharine. Escher and the Droste Effect. Mathematical Association of America (2013). Архивировано 2 августа 2013 года.
  4. Juola Patrick, Ramsay Stephen. Six Septembers: Mathematics for the Humanist. — Zea Books, 2017. — P. 116. — «By putting a picture inside a picture, you get a progression of suggessively smaller, but self-similar images (the box of Droste cocoa has a picture of a woman holding a box of Droste cocoa... ). In theory, this nesting could go on forever into infinite detail, but in practical terms, the resolution of the image limits how it's actually drawn.». — ISBN 978-1-60962-111-7.
  5. Giotto di Bondone and assistants: Stefaneschi triptych. The Vatican.
  6. Whatling, Stuart. Medieval 'mise-en-abyme': the object depicted within itself. Courtauld Institute (16 февраля 2009). Архивировано 2 ноября 2013 года.
  7. Smit B., Lenstra H. W. (2003). «The Mathematical Structure of Escher's Print Gallery». Notices of the American Mathematical Society 50 (4): 446–451.
  8. Lenstra Hendrik, De Smit Bart. Applying mathematics to Escher's Print Gallery. Leiden University. Дата обращения: 10 ноября 2015.
  9. Barr, Jason. The Language of Doctor Who: From Shakespeare to Alien Tongues / Jason Barr, Camille D. G. Mustachio. — Rowman & Littlefield, 15 May 2014. — P. 41. — ISBN 978-1-4422-3481-9.
  10. Den Hartog Ben. The Droste effect on Pink Floyd album Ummagumma. OtherFocus (11 ноября 2011). Дата обращения: 21 сентября 2015. Архивировано 24 ноября 2015 года.
  11. Kelly Stuart. The Mouse and His Child by Russell Hoban: moving metaphysics for kids. The Guardian (31 декабря 2013).
  12. Bonzo Canned Dog Food. Box Vox (20 ноября 2013). Дата обращения: 13 ноября 2017.
  13. Marshall Brian Robert. Model Village, Model Village, Model Village, The Old New Inn, Bourton-on-The-Water. Geograph (8 мая 2013).
  14. Davies Caroline. Bourton-on-the-Water model village gets Grade II listed status. The Guardian (19 апреля 2013).

Ссылки