ЭСБЕ/Филоматы и Филареты

Это страница с текстом, распространяющимся под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Филоматы и Филареты
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Словник: Фенолы — Финляндия. Источник: т. XXXVa (1902): Фенолы — Финляндия, с. 816—818 ( скан ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю.

Филоматы (по-гречески любители наук) и филареты (по-гречески любители добродетели) — название студенческих обществ Виленского университета в первой четверти XIX в. Первое из таких обществ было основано в конце учебного 1804—5 г. и состояло из студентов физико-математич. факультета; оно имело целью обмен мыслей и взаимную помощь в изучении наук избранного факультета. В 1805—6 г. по его образцу основано было общество так наз. моральных наук (право и администрация, теология, всеобщая история и философия). К этому обществу принадлежал Лелевель. Вскоре составилось общество так наз. свободных искусств (ораторское искусство, поэзия, языки с классической филологией, архитектура, живопись, скульптура и т. д.). Инициатор физико-математического общества, Твардовский, решил объединить образовавшиеся общества в одно, но это ему вполне не удалось вследствие протеста со стороны большинства членов; меньшинство же присоединилось к физико-математическому обществу, которое с этих пор стало называться Обществом наук и знаний. Общество свободных искусств вскоре прекратило свое существование, а Общество моральных наук просуществовало до 1806 г. Общество, объединенное Твардовским, продолжало процветать. Заседания происходили в монастыре пиаров, в квартире Твардовского. Заседания делились на обыкновенные, на которых присутствовали только члены общества, экстраординарные, созывавшиеся в исключительных случаях, и административные — собственно комитетские заседания, на которых присутствовали председатели, секретари и кассиры. На обыкновенных заседаниях читались научные рефераты членов, сообщения о научных новинках и т. д. Лучшие работы предполагалось печатать. Члены общества делились на почетных, избиравшихся единогласно, в числе неограниченном, — действительных, избиравшихся большинством 2/3 голосов, в числе не более тридцати, — и членов-корреспондентов, избиравшихся простым большинством. Вследствие разногласий, возникших в обществе, на 1808 г. был выбран новый президент, адъюнкт греческого и еврейского языков в Виленском унив. и преподаватель виленской гимназии Шимон Феликс Жуковский, по инициативе которого члены общества стали называться Ф. После 1808 г. общество пришло в полный упадок; лишь 9 лет спустя возникло новое студенческое общество, из среды которого вышла целая масса выдающихся лиц. Основателем этого общества, приблизительно в 1817 или 1818 г., был замечательный по своим умственным и нравственным качествам Фома Зан (см.). Оно состояло сначала лишь из семи человек, среди которых был Адам Мицкевич. Вероятно, в подражание бывшему обществу Ф. новое общество приняло то же название. Согласно первому параграфу несложного устава, общество отказывалось от занятия политикой, а ставило своей целью исключительно научную пропаганду среди университетской молодежи. На собраниях читались литературные и научные работы, обсуждались средства для распространения просвещения и братства среди молодежи. Сами члены общества должны были практиковать в своих отношениях искренность и взаимную помощь. Президентом этого общества до самого его распадения был Ежовский, секретарем — Петрашкевич. Заседания происходили раз в две недели, всегда тайно. Прием членов был обставлен большими предосторожностями. Когда количество членов, навербованных каждым из Ф., достигло значительного числа, тогда решили маленькие кружки объединить в одно целое; для этого воспользовались весенним временем, устраивая загородные прогулки утром и вечером. На прогулках шли приготовления к экзаменам, а в виде отдыха — дебаты о так называемой теории лучей, созданной Заном, откуда и общества, организованные им, получили название «лучезарных» или лучистых. Когда число членов общества стало более значительно, Зан, опасаясь, что университетские власти запретят собрания, возбудил ходатайство о их разрешении. Позволение было дано, и устав общества, представленный Заном, утвержден; но впоследствии, как доносил попечителю округа Новосильцеву ректор Малевский, разрешение это было взято назад, так как было замечено, что в прогулках «лучезарных» принимают участие и посторонние лица. Ректор доносил также Новосильцеву, что по его расследованию никакого тайного общества «лучезарных» не существовало, а предполагалось только существовавшее общество «приятных развлечений» переименовать в общество «лучезарных». В действительности, однако, «лучезарные» существовали по-прежнему. Когда Ф. собрали вокруг себя большое количество молодежи, они решили сделать выбор лучших и организовать общество не только для «полезных развлечений», но для более серьезных целей; это привело к организации общества любителей добродетели, или, как назвал их председатель филоматов Ежовский, филаретов. Деятельность этого общества разделялась на научную, филантропическую и организационную. Первая состояла в чтении рефератов на польском языке, вторая — в помощи бедным учащимся, преимущественно филаретам; третья имела в виду улучшение устава филаретов и урегулирование организации общества. Чтобы не вызывать подозрений многолюдными собраниями, общество было разделено на секции, называвшиеся позднее кружками. Заседания кружков происходили еженедельно в квартире кого-нибудь из членов; присутствие каждого члена было обязательно. Филареты находились под постоянным руководством филоматов, хотя и не знали об этом; филоматам удалось обставить дело так, что члены их общества были выбраны руководителями отдельных филаретских кружков. Филареты распространили свое влияние не только на университетскую молодежь, но и на учащихся девушек. Члены общества получали благодаря энергии и популярности Зана уроки в женских пансионах, пропагандируя среди учениц идеалы добра и справедливости. Под влиянием высоких идеалов и нравственной жизни филаретов и филоматов находился и Мицкевич; он писал для них песни, их чистая жизнь дала ему материал для знаменитой оды к молодежи. К литературе о. Ф. и филаретах и их процессу относятся изданный Шелигой в 1896 г. и Сигизм. Василевским в 1897 г. «Documenta odnoszące się do procesu Filomatow i Filaretów». См. Domejko, «O Filomatach i Filaretach» (1872); Ks. Stanislaw Jundziłł, «Zbiór wiadomości o Universytecie wilenskim» (в «Pismo Zbiorowe Kirkora», Вильна, 1859); Józef Tretiak, «Mickewicz w Wilnie i Kownie» (1882, первый том); Piotr Chmielowski, «Adam Mickiewicz» (1886, первый том); Walery Grostomski, «Dążenia Filaretów w Swietle pojęc obecnych» («Ateneum», 1890); A. E. Odvniec, «Wspomnienia z przeszłości» (1880); «Wspomnienia z papierów pozostałych po Karola Kaczkowskim» (изд. F. O. Orzechowski); D-r Szeliga, «O Filomatach i Filaretach» (в журн. «Przewodnik naykowy i literacki», 1889); F. Momidłowski, «Filomaci i Filareci w Wilnie» (см. «Rocznik filarecki», 1886); Marjan Gawalewicz, «Druh Mickiewicza» («Tygodnik Polski», 1898 и 1899).