ЭСБЕ/Серяков, Лаврентий Авксентьевич

Это страница с текстом, распространяющимся под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Серяков, Лаврентий Авксентьевич
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Словник: Судоходные сборы — Таицы. Источник: т. XXXII (1901): Судоходные сборы — Таицы, с. 392—393 ( скан ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю.

Серяков (Лаврентий Авксентьевич) — гравер на дереве, сын солдата-слесаря (1824—81). Будучи ребенком, следовал всюду при отце. Сделавшись потом полковым, а потом дивизионным певчим, продолжал скитальческую жизнь до тех пор, пока не поступил в ранге рядового в 1840 г. учителем рисования и арифметики в батальон кантонистов во Пскове. Отсюда в 1843 г. был переведен писарем в департамент военных поселений в С.-Петербург, а в 1846 г. сдал экзамен на топографа. С этого времени стал самоучкою упражняться в гравировании на дереве и помещать свои ксилографии в журнале «Иллюстрация». В 1847 г. с высочайшего соизволения поступил в вольноприходящие ученики Академии худож. и стал заниматься резьбою на дереве под руководством бар. К. К. Клодта в его гравировальной мастерской. В 1853 г. за гравюру эрмитажной картины Ливенса «Голова старика» (которую приписывали тогда Рембрандту) получил звание свободного художника, а в 1857 г. определился в рисовальщики при департаменте Генерального штаба. Награвировав еще политипаж, «Неверие ап. Фомы», с Рембрандта, был послан в чужие края, где провел пять лет, работая в Париже, в мастерской Беста, основателя иллюстрированного журнала «Magasin Pittoresque», и посещая некоторые пункты Южной Европы. Своими политипажами, появлявшимися в названном журнале, и иллюстрациями для сочинения Бордье и Шартона «Histoire de la France» составил себе известность одного из лучших ксилографов в Европе. Возвратившись в Россию в 1864 г., получил звание академика, а через два года после того, за портрет импер. Александра II, награжден званием гравера Его Величества с причислением к Эрмитажу. В 1886 г. завел собственное ксилографическое заведение, в котором при помощи учеников работал для «Русской старины», «Всемирной иллюстрации», других периодических изданий и разных книг; расстроенное здоровье заставило его уехать в 1874 г. за границу и жить то в Париже, то в Ницце, в которой он и умер от чахотки в 1881 г. Число исполненных им гравюр простирается от 450 до 500; кроме того, из его мастерской вышло от 850 до 900 политипажей (по большей части за подписью: «Серяков и Ко»). Ср. «Воспоминания Л. А. С.» («Русск. старина», 1875) и «Биография Л. A. С., с приложением полного списка его произведений, сост. Н. Собко» (в том же журнале за 1881 г.).