Цандрыпш (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Цандрыпш
Псоу — Сухум
Абхазская железная дорога
43°22′23″ с. ш. 40°05′38″ в. д.HGЯO
Дата открытия 1943 год[1]
Прежние названия Пиленково, Гантиади[2]
Характер работы промежуточная
Количество платформ 2
Количество путей 4
Тип платформ боковая и островная
Форма платформ прямая, низкая
Электрифицирована 1956 =3кВ
Ток постоянный
Выход к морю
ул. Октябрьская
Расположение Абхазия, Гагрский район, Цандрыпш
Расстояние до Адлера 18 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Сухума 93 км Яндекс.Расписания
Перейти к шаблону «Абхазская железная дорога» 
Абхазская железная дорога
 в Адлер 
 Россия, Краснодарский край, СКЖД
 Абхазия, Гагрский район, АА
1998,0
Псоу
2000,1
Гячрыпш
2004,5
Цандрыпш
2008,0
Багрипш
2013,9
Чигрипш
тоннель №11
тоннель №12
2017,0
Абаата
тоннель 1250 м
2019,0
Гагрыпшь
2022,0
Ацхыда
2025,5
Гагра
2028 км
Багнашени
2031,0
Алахадзы
2033,6
Бзыпта
2036,0
Атьчада
2039,7
Калдахуара
2041,2
Мысра
2045,0
Блабырхуа
2051,0
Худзырта
2052,6
Звандрыпш
2057,0
Апшдваны
2060,0
Ашицра
2063,2
Гудаута
2065,0
Гудоу
2069,0
Аапста
2074,8
Цкуара
2078,0
Лапста
тоннель №13
2080,9
Псырцха
тоннель №14
2083,0
Новый Афон
тоннель №15
2087,0
Гуандра
тоннель №16
2089,0
Шицкуара
тоннель №17
2091,0
Дзиата
2092,5
Эшера
2095,0
Ачадара
2098,8
Сухум
2101,0
Гума
тоннель №18
2105,9
Кяласур
2114,0
Гулрыпш
2119,2
Дранда
2123,0
Кодор
2128,2
Адзюбжа
2134,3
Кындыг
2139,7
Тамыш
2149,0
Араду
Порт Очамчыра
2153,0
0
Очамчыра
7 км
Баслаху
14 км
Акуаскя
20 км
Гуп
26 км
Ткуарчал
Ткуарчал-2
Акармара
2160,5
Охурса
2167,1
Ачгуара
2169,3
Шешелета
2176,6
Гал
2183 км
Таглан
Тагилони
 Абхазия, Гальский район, АА
 Грузия, Самегрело-Верхняя Сванетия, სრ
 Грузинская ж/д 

Цандры́пш (абх. Цандрыҧшь, груз. განთიადი) — станция Абхазской железной дороги в посёлке городского типа Цандрыпш Гагрского района Абхазии.

Краткая характеристика

Расположена на электрифицированном участке Псоу — Сухум Абхазской железной дороги. Является приграничной станцией с Россией. От станции отходят однопутные электрифицированные участки на Весёлое и Гагру.

На начало августа 2017 года единственным пассажирским перевозчиком является ОАО «РЖД». Все пригородные и пассажирские поезда дальнего следования, проходящие через Цандрыпш, российского формирования. Тяга также осуществляется подразделениями ОАО «РЖД». Это, как правило, тепловозы 2ТЭ116У, 2ТЭ10М и ЧМЭ3Т, приписанные к ТЧЭ-12 Краснодар, ТЧЭ-16 Туапсе или к ТЧЭ-8 Кавказская Северо-Кавказской железной дороги.

В Цандрыпше сохранилось вокзальное здание, в котором работают отделение милиции, дежурный по станции и билетные кассы. Табличка с названием станции здесь продублирована на английском языке[3]. Зданию вокзала, построенному в начале 1950-х годов, и объектам транспортной инфраструктуры, СЦБ станции требуется реконструкция и капитальный ремонт[4].

История

Впервые о необходимости строительства магистральной железной дороги на Черноморском побережье Кавказа, которая должна соединить закавказские губернии с центральными районами Российской империи, заговорили в прессе ещё в конце XIX века.

В 1897—1898 годах по поручению правительства инженер Гартман провёл исследование побережья Черноморской губернии и Сухумского округа «с целью выяснения целесообразности постройки прибрежной железной дороги между Новороссийском и Сухумом»[5].

План посёлка Ермоловскаго (1912)

В 1912 году было создано паевое «Общество Черноморской железной дороги» и утверждён его Устав[6], проект которого представлялся на рассмотрение и утверждение ещё в 1901 году. В 1913 году на Всероссийской культурно-промышленной и сельскохозяйственной выставке «Русская Ривьера» обществом был представлен подробный макет строящейся дороги. Был выпущен иллюстрированный альбом «Строящаяся Черноморская железная дорога (Туапсе — Квалони)», в котором подробно освещался проект и предполагаемый ход строительства[7]. К работам по сооружению новой линии Черноморской железной дороги Общество приступило 15 июня 1914 года после утверждения всей необходимой документации[5].

В годы Первой Мировой войны началось полномасштабное строительство участка от Туапсе до Адлера. От Адлера до Сухума предполагалось построить несколько железнодорожных станций и разъездов, мосты и тоннели.

Раздельными пунктами этого участка должны были стать станции Хошупсе, Ермоловскъ, Гагры-Курортъ и разъезд Скальный[8]. Но революции 1917 года и гражданская война не позволили осуществить этот план. Строительство участка Адлер — Сухум было прекращено.

Весной 1941 года было принято решение о возобновлении строительства участка «Закавказской железной дороги имени Л. П. Берии» от Адлера до Сухуми. Перед самым началом Великой Отечественной войны на место строительства начали прибывать строители, инженеры и техника[9].

В 1942 году было частично открыто движение воинских эшелонов на участке Сухуми — Адлер, а в 1943 году сдана в промышленную эксплуатацию станция Пиленково (Цандрыпш)[1][10].

Станция Пиленково просуществовала до 1948 года[11] и была переименована в Гантиади (груз. განთიადი)[12]. В начале 1950-х годов было построено здание железнодорожного вокзала и часть станционных построек, на прилегающей территории обустроен сквер.

В советское время через станцию Закавказской железной дороги Гантиади проходило большое количество грузовых и пассажирских составов. В весенне-осенний период обслуживалось огромное количество пассажиров. В начале 1990-х годов станция получила своё современное название — Цандрыпш.

Пассажирское движение

На станции останавливаются все пассажирские поезда. Пассажиры проходят пограничный и таможенный контроль.

Коммерческие операции, выполняемые на станции

  • Продажа пассажирских билетов.

Примечания

Ссылки

Литература

Статьи и публикации

Внешние медиафайлы