Хрунов, Евгений Васильевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евгений Васильевич Хрунов
Воинское звание Полковник ВВС СССР
Экспедиции Союз-5
Время в космосе 1 сут 23 ч 45 мин 50 с
Дата рождения 10 сентября 1933(1933-09-10)
Дата смерти 19 мая 2000(2000-05-19) (66 лет)
Награды
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Красной Звезды Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За укрепление боевого содружества» (СССР)
Медаль «За безупречную службу» 1-й степени Медаль «За безупречную службу» 2-й степени Медаль «За безупречную службу» 3-й степени Медаль Алексея Леонова
Лётчик-космонавт СССР Заслуженный мастер спорта СССР Военный лётчик 2-го класса Советская гвардия Почётный гражданин города-героя Тулы

Евге́ний Васи́льевич Хруно́в (10 сентября 1933, Пруды, Московская область — 19 мая 2000, Москва, Останкинское кладбище) — лётчик-космонавт СССР № 15, полковник ВВС, Герой Советского Союза (1969).

Биография

Родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье. Детство прошло в селе Непрядва[1].

С восьми лет мечтал стать лётчиком. Получил среднее образование в сельской школе, после чего окончил Иваньковский техникум механизации сельского хозяйства имени В. И. Ленина по специальности «механик» по тракторам и автомобилям.

В 1952 году был призван в армию и зачислен в военную авиационную школу. В 1956 году, после окончания Батайского военного авиационного училища, направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й воздушной армии. В 1959 году вместе с Виктором Горбатко, оказавшимся с ним в одном звене, успешно прошёл медицинскую комиссию и вскоре был зачислен в состав войсковой части 26266 — будущего Центра подготовки космонавтов.

В 1964 году приступил к подготовке по программе «Выход», предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос. Был дублёром Алексея Леонова.

Был членом экипажа корабля «Союз-2», который должен был стартовать 24 апреля 1967 года для стыковки с запущенным ранее кораблём «Союз-1» и перехода вместе со вторым членом экипажа «Союза-2» (Елисеевым) для возвращения на «Союзе-1». Ввиду неполадок на однотипном «Союзе-1» (полёт которого окончился катастрофой с гибелью космонавта Комарова) старт «Союза-2» был отменён, что спасло жизни его экипажа.

15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле Союз-5. На следующий день впервые в истории космонавтики была произведена стыковка двух кораблей на орбите.[источник не указан 1921 день] После стыковки кораблей Союз-4 и Союз-5 Хрунов и Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос; спустя 37 минут на корабле Союз-4 их встретил Владимир Шаталов. За это время они провели ряд экспериментов и фотографирование станции.

Хрунов был вторым среди советских космонавтов, побывавших в открытом космосе. В шутку друзья назвали его первым космическим почтальоном. Он доставил с Земли корреспонденцию Владимиру Шаталову, командиру Союза-4, который стартовал на сутки ранее экипажа Союза-5. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остаётся единственным.

17 января космонавты возвратились на Землю. Проработал в космосе 1 сутки 23 часа 46 минут.

Статистика[2]
# Стартовый корабль Старт, UTC Экспедиция Корабль посадки Посадка, UTC Налёт Выходы в открытый космос Время в открытом космосе
1 Союз-5 15.01.1969, 07:04 Союз-5, Союз-4 Союз-4 17.01.1969, 06:50 01 сутки 23 часов 45 минут 1 00 часов 37 минут
01 сутки 23 часов 45 минут 1 00 часов 37 минут

«Есть у него исследовательская жилка, склонность к анализу, обобщению, — сказал о Евгении Хрунове после его полёта Алексей Леонов. — Кроме того, он простой и очень любознательный человек… Он никогда не уходит, не выяснив для себя всё досконально. Я убедился, что это технически зрелый инженер, который с одинаковым удовольствием занимается и теорией и практикой».

В 19661969 годах входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1Зонд» и посадке на неё Л3.

После первого космического полёта и отмен лунных программ продолжил подготовку к космическим полётам на космических кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют».

Наряду с военным, получил также инженерное образование — в 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Диплом защитил в январе по теме систем ориентации одноместного воздушно-космического ЛА, проект которого разработала группа слушателей-космонавтов, включавшая Гагарина и Титова[3].

В 1971 году защитил кандидатскую диссертацию. Её тема — биомеханика работы человека в условиях космического пространства. Его поле изысканий — надёжность «человеческого звена» в системах управления в экстремальных условиях. «Чтобы выработать оптимальные пути для управления кораблём, рационально распределить функции между человеком и автоматом, — считает Хрунов, — надо познать человека, особенности восприятия и информации, её перекодирования, организации и принятия решения».

В 1972 году окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. В конце 1970-х годов проходил подготовку к полётам в космос по программе «Интеркосмос».

В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублёра по программе советско-кубинского полёта, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полёту в качестве командира основного экипажа. В декабре 1980 года ушёл из отряда космонавтов.

После выхода из отряда космонавтов сменил несколько работ. В 30 ЦНИИ Министерства обороны СССР был старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооружённых сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Могила космонавта с женой на Останкинском кладбище

Скончался 19 мая 2000 года от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Воинские звания

Награды

Память

Улицы Хрунова есть в рабочем посёлке Волово Тульской области и в городе Снежное Донецкой области (ДНР).

Имя Хрунова носят школы в селе Непрядва (Тульская область) и в городе Краснознаменске (Одинцовский район Московской области).

Книги

Евгений Хрунов выпускал книги в соавторстве с Л. Хачатурьянцем: «Покорение невесомости» (в ней он рассказал о своем пути в космонавтику, о профессии космического лётчика, о «трудных и опасных факторах полёта», о том огромном труде и волевых усилиях, которые затрачиваются в процессе подготовки и выполнения задач полёта) и научно-фантастические «Путь к Марсу» (на тему экспедиции к Марсу), «На астероиде» и «Здравствуй, Фобос!». Также автор книги «На орбите вне корабля». Есть книга воспоминаний "Космос-впереди ясная цель".

Семья

Отец - Василий Егорович Хрунов (1906-1948), тракторист, бригадир.

Мать - Аграфена Николаевна Хрунова (Бакунова) (1908-1994), домохозяйка.

Брат - Анатолий Васильевич Хрунов (1929).

Брат - Владимир Васильевич Хрунов (1937-1994).

Брат - Иван Васильевич Хрунов (1940-1984).

Сестра - Зинаида Васильевна Полтарыхина (Хрунова) (1942-2022)

Сестра - Нина Васильевна Хрунова (1944).

Брат - Виктор Васильевич Хрунов (1946).

Брат - Василий Васильевич Хрунов (1948).

Личная жизнь

Жена - Светлана Анатольевна Хрунова (Соколюк) (1939-2017)

Примечания

Литература

  • И. А. Маринин, С. Х. Шамсутдинов, А. В. Глушко (составители). Советские и российские космонавты. 1960—2000 / Под редакцией Ю. М. Батурина. — М.: ООО Информационно-издательский дом «Новости космонавтики», 2001. — ISBN 5-93345-003-0.

Ссылки