Хинер де лос Риос, Франсиско

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франсиско Хинер де лос Риос

Франсиско Хинер де лос Риос (исп. Francisco Giner de los Ríos; 10 октября 1839, Ронда, Андалусия, Испания — 18 февраля 1915, Мадрид) — испанский педагог, философ и эссеист, один из самых влиятельных испанских интеллектуалов конца XIX-го-начала XX-го века.

Биография

Родился в буржуазной семье. Изучал философию в университетах Барселоны и Гранады. С 1866 года — профессор кафедры философии и международного права Мадридского университета.

Испытал сильное влияние идей немецкого философа Карла Кристиана Фридриха Краузе и испанца Хулиана Санс дель Рио. Видный представитель «краузизма» в Испании.

Открыто критиковал правительство за его попытки задушить академическую свободу. Как следствие, в 1875 году потерял кафедру в университете.

В 1876 году организовал и возглавил Свободный институт воспитания (Institución Libre de Enseñanza), ставший базовой экспериментальной школой и органом подготовки реформ системы народного образования в стране. Целью воспитания для Хинера было формирование «нового человека» («hombre nuevo»), основные качествами которого становились оригинальность мышления, интеллектуальная свобода, духовная близость к природе, правовая и гражданская культура, тонкий эстетический вкус, «артистизм» поведения, физическая красота.

Задача его института заключалась в раскрытии разносторонней творческой индивидуальности детей, содействии их самоопределению. Программа совместного обучения носила универсальный, «энциклопедич» характер, помимо традиционных дисциплин изучались технология, антропология, экономика, история искусства, общественные науки и труд. Образование в институте представляло единый непрерывный процесс от детского сада до университета.

Продолжал свою работу за пределами университета даже после того, как в 1881 году его восстановили на университетской кафедре в Мадриде.

В числе его учеников, персон, связанных со Свободным институтом воспитания, и последователей были Луис Бунюэль, Федерико Гарсиа Лорка, Дали, Антонио Мачадо, Хосе Ортега-и-Гассет, Мигель де Унамуно и другие.

Идеи Хинера опубликованы в отдельных статьях и трудах: «Этюды по философии и религии» (1876), «Этюды по образованию» (1886), «Воспитание и образование» (1889) и др.

Инициировал создание Национального педагогического музея (1882—1941). В 1877 году основал фонд для образования крестьян и рабочих. Считается предшественником юридической социологии.

Избранные труды

  • Lecciones sumarias de psicología (1874)
  • Principios de derecho natural (1875)
  • Estudios jurídicos y políticos (1875)
  • Estudios de literatura y arte (1876)
  • Estudios filosóficos y religiosos (1876)
  • Estudios sobre educación (1886)
  • Estética (1887—1899)[1]
  • Educación y Enseñanza (1889)
  • Resumen de filosofía del derecho (1898)
  • La persona social (1899)
  • Estudios de filosofía y sociología (1904)
  • Pedagogía universitaria (1905)

Примечания

  1. Diccionario Enciclopédico Hispano-Americano de Literatura, Ciencias y Artes edito da Montaner y Simón, Barcellona (1887—1899)

Литература

  • Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.
  • Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
  • Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 419

Ссылки