Химера (группа, Санкт-Петербург)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Химера (группа)»)
Химера
Основная информация
Жанры Альтернативный рок
Альтернативный метал
Нойз-рок
Пост-хардкор
Арт-панк
Инди-рок
Хардкор-панк
Постпанк
Психоделический рок
Экспериментальный рок
Годы 19901997
Страны  СССР
 Россия
Место создания Ленинград
Состав Эдуард Старков
Павел Лабутин
Юрий Лебедев
Владислав Викторов
Геннадий Бачинский
Другие
проекты
Последние танки в Париже, Крокоплюх, Egazeba, Сказы Леса, Маша и Медведь

«Химе́ра» — советский и российский музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга. По мнению многих музыкантов и музыкальных критиков, «Химера» — это одна из самых необычных групп в истории независимой альтернативной музыки[1][2][3][4][5][6][7][8][9].

История

Изначально команда, которую основали осенью 1990 года вокалист, гитарист и автор песен Эдуард «Рэтд» Старков и гитарист Геннадий Бачинский[10], называлась «Депутат Балтики». Помимо них в коллективе играли: Юрий Лебедев (бас), Павел Лабутин (виолончель), Владислав Викторов (ударные, перкуссия)[11]. В 1990 году Геннадий Бачинский и Эдуард Старков сняли авторский музыкальный фильм «Допубертатный мир»[12], запечатлев тем самым группу Химера в самом начале её творческого пути. За период с 1990 по 1991 годы были записаны демо-альбомы «Сны кочегара», «Комиссар дымовой жандармерии», «Полупетроградская акустика». Также были записаны некоторые концертные выступления. Стиль варьировался от инди-рока до постпанка и психоделии.

В конце 1991 года Бачинский из гитариста превратился в менеджера группы, и коллектив изменил название на «Химера». Звучание группы тоже изменилось, утяжелилось. Ориентирами стали такие команды как Fugazi (что особенно заметно в песне «Моя гитара повесилась», мелодия которой повторяет мелодию песни «Waiting Room» последних) и Primus[5]. Также на звучании сказывалось увлечение Эдуарда Старкова джазом и авангардом[13].

Основным местом выступлений группы был петербургский клуб Tamtam, ставший отправной точкой для творчества таких групп, как Югендштиль[14], Tequilajazzz и многих других. За свою карьеру группа выступала в Швейцарии, Германии, Чехословакии и Польше, а также в различных клубах Санкт-Петербурга и Москвы[10].

В начале 1993 года все музыканты группы приняли участие в музыкальном оформлении спектакля «Король преступного мира», поставленного в Балтийском доме. Первый студийный альбом «Химера» был записан в марте этого же года в студии звукозаписи «Мелодия» на Большой Охте. Поначалу запись распространялась в бытовых копиях и официально была переиздана лишь в 1999 году лейблом Caravan Records. В 2008 году альбом был переиздан на компакт-дисках.

В 1994 году Химера записывает сплит-альбом с швейцарской анархо-панк группой Steine Für Den Frieden[12] и совершает европейское турне, а по завершении записывает концертный альбом «Nuihuli», более разнообразный в музыкальном плане, но сохранивший фирменное звучание коллектива. Осенью 1995 года директором группы становится Всеволод Гаккель, экс-участник группы Аквариум и основатель клуба ТaMtAm.

Осенью 1995 года мне довелось стажироваться в Нью-Йорке. Я на два месяца углубился в изучение местной независимой музыкальной сцены, сопоставляя её с тем опытом, который имел в нашем клубе. По возвращении, ещё не оправившись от джет лэга, попал прямо на концерт «Химеры». Я был настолько ошеломлён, что после концерта побежал в гримёрную и предложил им контракт. Конечно же, мы ничего не подписывали, но я был готов делать для них всё, что угодно, зная, что имею дело с великой группой.Всеволод Гаккель[3]

В 1996 году группа выступает в Германии, а после работает над очередным альбомом — «ZUDWA». Альбом получился более качественный по звучанию, а также довольно разноплановый в музыкальном смысле. Он вышел официально в середине февраля 1997 года. Группа продолжила прогрессировать в плане звучания.

Но 23 февраля лидер группы Эдуард Старков повесился[3]. Обстоятельства и причины его самоубийства до сих пор не выяснены[3]. Его тело обнаружил Всеволод Гаккель спустя несколько дней. Предполагают, что причиной самоубийства послужило употребление наркотиков[15].

Когда он уже был на том свете, мы в это время репетировали. Его куртка висела.. Он пропал, не было неделю. Прошли репетиции, одна или две. Мы даже не могли подумать, что он… А на самом деле, когда мы репетировали, он выше этажом висел…— Витус, барабанщик группы «Химера»

Группа Химера прекратила своё существование.

Геннадий Бачинский, работавший также на различных радиостанциях ещё с 1992 года, погиб в 2008 в автокатастрофе в Тверской области на 69 километре автодороги Р104 Калязин — Сергиев Посад. У него остались жена и двое детей.

Стиль

Отрывок из песни «Республика облаков»
Отрывок из песни «Капитан Немо»

Стиль группы трудно описать как-то конкретно. Звук «Химеры» является абсолютно уникальным. За всё время существования коллектив экспериментировал с самыми различными музыкальными жанрами, такими, как этническая музыка, хардкор-панк, нойз-рок, постпанк, психоделический рок, свободная импровизация и прочими. Наиболее повлиявшими на музыку коллектива Химера являются группы Bauhaus и Fugazi[5][16]. Сам Старков иногда в шутку определял стиль команды как «заебит-кор».[17] Также примечательны тексты песен и стихи Старкова. Они наполнены сюрреализмом, эзотерикой, иногда мрачными образами или суицидальным подтекстом, хотя встречаются и довольно позитивные.

Тексты у нас про жизнь, про любовь, про ненависть и про зло. Про добро и про всё. Ну а вообще, про жизнь тексты. Ну конечно, можно про них сказать, что они такие, слегка такие эзотерические, может быть даже не слегка — с таким уклоном в эзотерику тексты <…> можно запараллелить и с политикой эти тексты. Можно с чем угодно запараллелить всё творчество это. Стилистически она («Химера») не менялась. Даже начиная с «Депутата Балтики» вообще ничего не менялось стилистически — менялось только звучание. А мысль-то одна, идея-то одна и та же идёт через всю жизнь. Всё выше, выше и выше. К звёздам. К солнышку. Ну, да, много полезного почерпывается из творчества…— Э. Старков, интервью журналу Fuzz

Критика и влияние

Коллектив в составе с Геннадием Бачинским (крайний слева)

Личность Старкова до сих пор оказывает большое влияние на новые поколения слушателей. Кавер-версии на «химеровские» песни делали такие группы, как Свиньи в космосе, Пилот, Психея, Distress, Маррадёры, The Пауки, Ива Нова, Скафандр, Захар Май, PZPD и прочие.

По мне, «Химера» была, есть и наверняка уже пребудет вовеки лучшей рок-группой г. Ленинграда-Петербурга. (На второе место я поставил бы Свина с «Удовлетворителями», на третье — «Кино»). Это был последний и самый убойный выстрел великой питерской подпольной обоймы, начавшейся с «Аквариума» и Майка. <…> К слову сказать, из всех групп гаккелевского «Там-тама» «Химера» была самой лучшей. <…> в плане брутальности и энергетики Эдик убирал всех очень далеко.[1]Артемий Троицкий, 2003

Положительно о творчестве группы Химера отзывались такие деятели культуры, как Вадим Курылёв[18] (идеолог и лидер анархо-панк-группы Электрические партизаны, известный также своим участием в группе ДДТ), лидер группы Телевизор Михаил Борзыкин[19], Леонид Фёдоров[20], лидер экспериментального ансамбля АукцЫон. Также о творчестве Старкова, как об источнике вдохновения, отзывался Илья Чёрт[21] и поэт Лёха Никонов[22].

«Химера» — это лучшее, что было в русском рок-н-ролле. Я полностью уверен: на протяжении 1990-х в музыке было сказано всего два новых слова: в Штатах появилась «Nirvana», а в России — «Химера».[4]Алексей Никонов

Кроме того о творчестве группы рассказывают два документальных фильма: «Тормози свой паровоз» Александра Розанова и «ТАМТАМ: Музыка смутного времени» Ивана Бортникова.[23]

Состав

Приглашенные музыканты
  • Антон Маращук — труба (1997)

Дискография

Сольные альбомы Эдуарда Старкова

  • Redt Старков & Co (1991)

Депутат Балтики

Химера

  • Фантазёры (1992)
  • Химера[24] (1993)
  • Электричка (1994)
  • Калевала (1994)
  • Nuihuli (1995)
  • Nuihuli Unreleased (второй вариант альбома «Nuihuli»)
  • ZUDWA[25] (1997)
  • ZUDWA-DWA (сборник песен, не попавших на альбом ZUDWA, 2003)

Литература

  • Аксютина О. Панк-вирус в России. Леан, 1999. — 320 с. — ISBN 5-85929-063-2
  • Бурлака А. Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965—2005. Том 3. — М.: Амфора, 2007. — С. 433—477.
  • Гаккель В. Аквариум как способ ухода за теннисным кортом. С-Пб.: Амфора, 2007. — 416 с. — ISBN 978-5-367-00331-4
  • Никонов А. Нулевые. С-Пб.: Карма Мира/ШSS, 2009. — 186 с.
  • Стогов И. Ю. Грешники. — СПб.: «Амфора», 2007. — 250 с. — (Всё это рок-н-ролл!). — 5000 экз. — ISBN 978-5-367-00586-8.
  • Александр Горбачев, Илья Зинин. Песни в пустоту. — М.: АСТ, 2014. — 445 с. — ISBN 978-5-17-085230-7.
  • Никонов А. Тотальный джаз. С-Пб издательство «Медея» 2018

Примечания

  1. 1,0 1,1 А. Троицкий.Критический отзыв. «Диверсант — Daily» #36, 2003 г.
  2. Илья Черт. «Его дух был рождён гением»
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Меркулов, Дмитрий. ХИМЕРА. Вода должна течь... (недоступная ссылка). Fuzz. Дата обращения: 11 марта 2011. Архивировано 2 марта 2012 года.
  4. 4,0 4,1 И. Стогов «Грешники»
  5. 5,0 5,1 5,2 Д. Меркулов. Интервью с Геннадием Бачинским. Журнал «FUZZ»
  6. Ночной Эфир Радио Балтика 08.07.1997г
  7. Лёха Никонов. Интервью Роману Измайлову, Джорджу и Шарапову (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 ноября 2013. Архивировано 5 марта 2014 года.
  8. В. Гаккель «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом» Архивная копия от 12 января 2014 на Wayback Machine
  9. Песни в пустоту, 2014, с. 69.
  10. 10,0 10,1 Аксютина О. Панк-вирус в России. Интервью с Витусом. Группа «ХИМЕРА» // www.modernlib.ru. — 1999. — 3 февр.
  11. Песни в пустоту, 2014, с. 72.
  12. 12,0 12,1 И. Бортнюк, программа «Встреча с песней» в эфире «Радио — Катюша». Интервью с группой «ХИМЕРА», 1995 г.
  13. Аудиозапись «Оргазмотрония» (интервью с группой «Химера»)
  14. «Югендштиль». music-review.ru. Дата обращения: 22 мая 2012.
  15. Песни в пустоту, 2014, с. 115.
  16. Группа Химера в эфире радио «Модерн», 1997.03.11
  17. О. Ходаковская. Интервью с Эдуардом Старковым. Клуб «Там-Там», 16.03.1996 (Видео)
  18. Вадим Курылёв — официальный сайт (недоступная ссылка). вопросы. Дата обращения: 20 августа 2013. Архивировано 1 декабря 2008 года.
  19. Михаил Борзыкин. Творческий вечер в клубе «ШУМ» (06.11.10)
  20. АУКЦЫОН. ДЕЛАТЬ РОК-Н-РОЛЛ СЛИШКОМ ПРОСТО. FUZZ № 2/1995 (недоступная ссылка)
  21. ПИЛОТ. Экспериментаторы. Интервью с Ильёй Чёртом. Журнал «FUZZ» (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 июня 2014. Архивировано 17 ноября 2011 года.
  22. ПТВП. Бешеный интеллект. FUZZ 12/2005 (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 июня 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  23. «Аналогов „ТамТама“ нет и быть не может» - VATNIKSTAN (рус.), VATNIKSTAN (19 марта 2018). Дата обращения 29 октября 2018.
  24. Рецензия в журнале FUZZ № 20, март 1995 4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд4,5 из 5 звёзд
  25. Рецензия в журнале FUZZ № 10(157), 2006 год 5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд5 из 5 звёзд

Ссылки