Харито, Николай Иванович
Николай Иванович Харито | |
---|---|
Основная информация | |
Полное имя | Николай Иванович Харито |
Дата рождения | 19 (31) декабря 1886 |
Место рождения | Ялта, Таврическая губерния, Российская империя |
Дата смерти | 9 ноября 1918 (31 год) |
Место смерти | хут. Тихорецкий, Кавказский отдел, Кубанская народная республика |
Профессии | композитор, поэт |
Никола́й Ива́нович Хари́то[1] (19 (31) декабря 1886, Ялта — 9 ноября 1918, хут. Тихорецкий) — русский композитор, поэт, автор всемирно знаменитого романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду…».
Биография
Мать — Надежда Георгиевна Харито (†1948, Киев), гречанка по национальности, происходила из балаклавских мещан.
Отец — Иван Петрович Иванисов, горный инженер, русский. Был направлен на работу в Ялту. Влюбившись в красавицу-гречанку, он не мог официально жениться на ней, поскольку в Санкт-Петербурге у него оставалась жена. Оставался только гражданский брак, в котором, кроме Николая, родилось ещё четыре сестры — Вера, Лида, Елена и Надежда. И. П. Иванисов был весьма состоятельным: имел в Ялте роскошный особняк, в Алупке купил сосновый лес площадью 22 гектара, в котором планировал открыть частный санаторий для больных туберкулёзом.
В ялтинском доме постоянно бывали именитые гости из российских столиц. Надежда Георгиевна Харито была образованной женщиной, хорошо разбирающейся в искусстве. Её музыкальные наклонности перешли к детям, которые с малых лет обучались игре на фортепиано. Самым одарённым из них оказался Коля. В пять лет мальчик стал овладевать игрой на фортепиано и писал стихотворения. Вечерами устраивались домашние концерты с участием детей. В доме постоянно звучала музыка, и мать сразу же узнавала игру сына: у него была особенная манера исполнения.
В 1895 году Николая отдали в Ялтинскую Александровскую гимназию. Став учеником гимназии, возглавляемой с 1903 года Артуром Генриховичем Готлибом, Николай на праздниках исполнял произведения Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского и любимого Сергея Рахманинова, что отмечалось гимназическим начальством похвальными грамотами. Играя без нот, демонстрировал блестящую музыкальную память. К этому же времени относится и его увлечение русской поэзией.
После окончания ялтинской гимназии Николай Харито поступил на юридический факультет Киевского университета. В студенческой среде он пользовался авторитетом и уважением, да это и неудивительно — глубокая начитанность, музыкальность, добрые душевные качества и, что совсем уж немало, обаятельный и мужественный облик — все это привлекало. Популярность и авторитет студента Харито сравнивали с популярностью в университете профессора Эйхельмана:
- Не всё хорошее забыто,
- Не всюду царствует обман.
- Среди студентов есть Харито,
- А в профессуре — Эйхельман.
Николай разделял многие воззрения либерально настроенного студенчества. Однажды ему даже довелось испытать вероятность исключения из университета за шумное и демонстративное исполнение «Марсельезы» при намеренно раскрытых окнах. Отстоял его профессор Эйхельман. Впоследствии профессору ещё раз пришлось заступаться за студента Харито, ибо тот участвовал в беспорядках, вспыхнувших в связи с кончиной Льва Толстого.
Вступил в партию эсеров. В 1911 году был арестован и выслан под надзор полиции в Пинегу, куда поехал уже с женой, Марией Олимпиевной Фёдорович. Здесь он заболел туберкулёзом и ему был разрешён выезд на лечение в Швейцарию с зачётом срока лечения в общий срок ссылки. В период двухлетнего пребывания в Швейцарии Николай Харито вольнослушателем посещал консерваторские занятия.
После возвращения в Россию Н. Харито стал работать в Театре миниатюр, главным режиссёром которого был М. Т. Строев. В его доме вскоре поселился не только Николай Харито, влюбившийся в дочь Строева, Татьяну, но и его мать с дочерями. Период времени 1913—1915 годов оказался самым плодотворным в творчестве композитора.
Творчество
В университете Николай постоянно находился в центре студенческой жизни. Все обычные студенческие музыкально-поэтические вечера всегда проходили с его участием. Он играл на рояле, пел, читал свои и полюбившиеся стихи других поэтов. Ему неоднократно и настоятельно советовали сочинять романсы, заполонившие тогда всю музыкальную жизнь страны. И вот осенью 1910 года он написал первый и, как оказалось впоследствии, свой самый знаменитый романс — «Хризантемы». Первое исполнение его, В. Шумским[2], состоялось в кинотеатре на Фундуклеевской улице, где подрабатывал Николай Харито. Позднее романс стал называться «Отцвели уж давно». В сборниках «Русский романс на рубеже веков» (авторы В. Мордерер и М. Петровский, изд. «Оранта-Пресс», Киев, 1997 г.) и «Русский романс» (изд. «Правда», М., 1987 г.) этот романс называется «Отцвели хризантемы». Первый успех подтолкнул Харито на создание новых романсов.
Почти все изданные произведения (а их у него было 48) были записаны на пластинки ещё в дореволюционные годы. Некоторые из них:
- «Слезы» на стихи Ф. И. Тютчева
- «Уйди и навеки забудь …» на стихи А. Френкеля
- «Минуты счастья» на стихи А. Н. Апухтина
- «Астры осенние», «Я вновь одна» на стихи С. Грея
- «Кончилось счастье» на стихи В. Шумского
В композиторской деятельности Харито не ограничил себя созданием романсов. Он работал и в популярном в то время жанре мелодекламации, сочиняя для чтецов сопроводительную музыку, он был автором и талантливых фортепианных пьес, и даже таперской музыки к «великому немому» — фильмам с участием легендарного комика Макса Линдера.
Трагическая кончина
Композитор ушёл из жизни в расцвете творческих сил. Осенью 1918 года на хуторе Тихорецком[3] Николай Иванович был приглашён на свадьбу его университетского товарища А. Козачинского с Софьей Гонсеровой. Повышенное внимание к нему сестры Софьи, Веры, вызвало необузданную вспышку ревности у приехавшего из Петрограда ротмистра, барона Бонгардена, который выстрелом из пистолета в упор застрелил Харито.
Похоронен он был на местном кладбище, и лишь через год мать перевезла останки сына в Киев и похоронила на Лукьяновском кладбище, рядом с дочерью, умершей от «испанки», сестрой Николая — Еленой.
Интересные факты
- Во время визита в гимназию царя Николая II с царицей Александрой и княжнами Татьяной и Ольгой мальчик развлекал сановную публику своей игрой, в то время как достопочтенная пара сидела в двухместном кресле, одолженном для такого случая из дома родителей Харито.
- Вместе с Николаем Харито в той же гимназии в 1904—1906 годах учились: П. Л. Войков — будущий дипломат-революционер, и С. Я. Маршак — будущий детский писатель. Много позже Николай Иванович посвятит своему ялтинскому другу Войкову романс «Минувшего не воротить» на стихи Татьяны Строевой.
- В Ялтинской Александровской гимназии работала жена Максима Горького Екатерина Пешкова, а в опекунском совете был Антон Павлович Чехов.
- По сюжету романса был снят фильм «Отцвели уж давно хризантемы в саду» с участием Ивана Мозжухина.
- В честь романса Н. Харито назван первый в стране клуб старинного русского романса «Хризантема». Основатель клуба Анатолий Титов.
- После убийства Николая Харито, друзья Николая хотели совершить над убийцей самосуд. Однако, прибывший на выстрел и шум военный патруль забрал Бонгардена на гауптвахту до выяснения. Бонгардена судили, однако он был оправдан, так как представил дело так, что стрелял не в соперника, а в революционера. Решением командующего А. И. Деникина Бонгарден был разжалован в рядовые и направлен в I армейский корпус генерал-лейтенанта Б. И. Казановича. Дальнейшая судьба Бонгардена неизвестна.
Примечания
- ↑ Ширинский, 2007, с. 57.
- ↑ В нотных изданиях в качестве автора стихов романса указывался В. Шумский, но на самом деле он по просьбе издательства только незначительно изменил текст, написанный Н. Харито.
- ↑ После окончания Николаевского Киевского пехотного военного училища, Николай Иванович Харито был направлен 22 марта 1917 года на хут Тихорецкий для продолжения службы в армии
Литература
- Железный А. Забытое имя // Музыкальная жизнь.— 1986.— № 12.— С. 19: портр.
- Железный А. Забытое имя // Железный А. Наш друг — грампластинка: Записки коллекционера.— Киев, 1989.— С. 188-195: портр.— ISBN 5-88510-048-9
- Ширинский Н. А. «Отцвели уж давно хризантемы в саду» // Московский журнал. — 2007. — № 5. — С. 57—64. — ISSN 0868-7110.