Хамид ад-Дин аль-Кирмани

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Хамид ад-дин аль-Кирмани»)
Хамид ад-Дин аль-Кирмани

Хамид ад-Дин Абу-ль-Хасан Ахмад ибн ‘Абдуллах аль-Кирмани (араб. حميد الدين الكَرْماني‎ ; 996—1021) — исмаилитский богослов, которому принадлежит заслуга систематизации философской системы исмаилизма. Занимал немаловажный пост в иерархии исмаилитов, будучи «худджей обоих Ираков» (то есть Ирака и Персии)[1].

Биография

Биографические сведения об аль-Кирмани крайне скупы, в основном из-за глубокой конспирации, к которой прибегали средневековые исмаилиты ради ведения пропаганды и сохранения структуры своей общины[1]. Имел персидское[2] происхождение и, судя по его нисбе родился в провинции Керман. Он, вероятно, провел большую часть своей жизни, в качестве фатимидского проповедника (да’и) в Багдаде и Басре[3]. Аль-Кирмани был теологом и философом, который получил известность во время фатимидского халифа аль-Хакима Биамриллаха (правил 996—1021).

Будучи видным исмаилитским проповедником, он рассматривался каирским центром Фатимидов как один из самых учёных богословов и философов-исмаилитов того периода[3]. Выступал с полемическими сочинениями и сыграл важную роль в опровержении экстремистских идей некоторых проповедников-диссидентов (например, учение ад-Дарази, приведшее к возникновению общины ливанских друзов), которые, провозглашали о божественности аль-Хакима[1]. Около 1014 года аль-Кирмани был вызван в Каир, где он написал несколько трудов об этих «крайних» доктринах. Его сочинения были широко распространены, и в той или иной степени повлияли на сдерживание распространения «крайних» учений.

Труды

Из почти тридцати его произведений, только восемнадцать, вероятно, сохранились до наших времён. Его главный философский трактат, Рахат аль-‘акль («Успокоение разума») был завершен в 1020 году[3]. В этой работе аль-Кирмани попытался дать читателю возможность понять, как получить вечную жизнь разума, рай размышления в постоянно меняющемся мире. По всей видимости, последним произведением аль-Кирмани. На его «Успокоение разума» написан комментарий «Сокровище отрока» (Канз ал-валад) Ибрахима ибн аль-Х̣усейна аль-Хамиди (ум. 1161)[1].

Среди других произведений аль-Кирмани можно отметить:

  • аль-Акваль аз-захабийя — опровержение ар-Рази с аргументами против необходимости откровения;
  • Китаб ар-рияд — книга, которая утверждает начало исмаилитской космологии;
  • Х̱аза̄’ин аль-адилля («Кладезь доказательств») — трактование вопроса о Первоначале;
  • ан-Нуз̣ум фӣ мук̣а̄балат ал-‘ава̄лим («О взаимном соответствии миров») — рассматриваются вопросы причинности и структуризации универсума[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 А. В. Смирнов, 2010.
  2. ḤAMID-AL-DIN KERMĀNI – Encyclopaedia Iranica (англ.). www.iranicaonline.org. Encyclopedia Iranica. Дата обращения: 11 февраля 2017. Архивировано 12 сентября 2017 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Farhad Daftary, Intellectual Life among the Ismailis: An Overview // Intellectual Traditions in Islam.

Литература

Ссылки