Форум тихоокеанских островов

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Форум тихоокеанских островов
Pacific Islands Forum
Членство
Штаб-квартира Флаг Фиджи Сува
Официальные языки
Руководители
Генеральный секретарь Генри Пуна Флаг островов Кука
Основание
как Южнотихоокеанский форум 1971
как Форум тихоокеанских островов 2000
Сайт forumsec.org

Форум тихоокеанских островов (англ. Pacific Islands Forum) — межправительственная организация, основной целью которой является углубление сотрудничества между независимыми государствами Тихого океана и представление их интересов. Форум был основан в 1971 году под названием Южнотихоокеанский форум (англ. South Pacific Forum), но в 2000 году для корректного отражения географического положения его членов, которые находятся как в северной, так и в южной частях Тихого океана, организация была переименована в Форум тихоокеанских островов.

Членами форума являются Австралия, Вануату, Новая Зеландия, Ниуэ, Острова Кука, Папуа — Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы Острова, Тонга, Тувалу и Фиджи. С 2006 года ассоциированными членами ФТО стали заморские территории Франции — Новая Каледония и Французская Полинезия. Пять государств Микронезии: Маршалловы Острова, Кирибати, Науру, Федеративные Штаты Микронезии и Палау входили в ФТО до февраля 2021 года[1][2].

Приведение в исполнение решений Форума осуществляется Секретариатом Форума тихоокеанских островов (англ. Pacific Islands Forum Secretariat), созданном на основе Южнотихоокеанского бюро по экономическому сотрудничеству (англ. South Pacific Bureau for Economic Co-operation). Секретариат согласует региональные точки зрения в вопросах политики и экономики, а также разрабатывает программы экономического, транспортного и торгового сотрудничества и возглавляет Совет региональных организаций в Тихом океане (англ. Council of Regional Organisations in the Pacific).

Самые благополучные с экономической точки зрения государства-члены Форума, как и самые крупные по численности населения, — Австралия и Новая Зеландия. Поэтому эти два государства выступают жизненно важными для других стран Океании донорами в экономику развивающихся стран и рынками сбыта для их продукции (например, торговое соглашение между Фиджи и Австралией по вопросам экспорта продукции текстильной промышленности). Помимо этого, Австралия и Новая Зеландия являются гарантами стабильности и безопасности в регионе, в частности, обладают правом введения на территорию других государств-членов своих войск для поддержания порядка/стабилизации в странах ФТО (мандат на это был предоставлен после подписания главами государств-членов Бикетавской Декларации (англ. Biketawa Declaration) на 31-м саммите Форума тихоокеанских островов в Кирибати в октябре 2000 года).

История

Первая встреча участников Южнотихоокеанского Форума была инициирована Новой Зеландией и проводилась с 5 по 7 августа 1971 года в Веллингтоне. На Форуме было представлено 7 государств, включая президента Науру, премьер-министра Западного Самоа, Тонга и Фиджи, премьера Островов Кука, австралийского министра по делам внешних территорий и премьер-министра Новой Зеландии. Эта встреча была больше похоже на неофициальное и неформальное обсуждение широкого круга вопросов, которые так или иначе касались жизни народов, населявших южную часть Тихого океана. Особое внимание уделялось вопросам торговли, судоходства, туризма и образования. С тех пор такие встречи проводились ежегодно в какой-нибудь из стран-участников Южнотихоокеанского Форума. В 1999 году, на 30-м Южнотихоокеанском Форуме, было принято решение о переименовании организации в Форум тихоокеанских островов и о расширении вопросов, входящих в круг обсуждения этой организации.

2 мая 2009 Фиджи исключена из Форума, в связи с нарушением прав человека[3].

Основные направления деятельности

Цель Форума Тихоокеанских островов — действовать при поддержке правительств стран-участников Форума для увеличения экономического и социального благополучия людей в южной части Тихого океана посредством углубления сотрудничества между правительствами и международными организациями. На сегодняшний день основными направлениями Форума являются поддержание безопасности, развитие экономического сотрудничества в рамках региона, решение социально-экономических проблем, а также деятельность по защите окружающей среды.

Безопасность

Структура региональной безопасности состоит из ряда принятых Форумом деклараций.
В 1992 году Форумом была принята декларация Хониара, целью которой было сближение стран по борьбе с различными видами преступной деятельности. Признавалась необходимость создания законодательной базы в данной сфере, а также создания структуры, контролирующей действия в данном направлении, в связи с чем в 1997 году была принята Декларация Аитутаки, которая не только способствовала усилению координации между государствами, но и признавала необходимость ежегодных встреч, а также присутствие вооруженных сил на своих территориях.
В 2000 году в связи с межэтническими конфликтами на Соломоновых островах была принята декларация Бикетава, центральным вопросом которой стало вмешательство во внутренние конфликты. Основными принципами декларации стали демократическое управление, верховенства закона, а также невмешательство во внутренние дела других членов Форума.
События 11 сентября 2001 года заставили правительства Австралии, Новой Зеландии, а также островных стран пересмотреть своё отношение к угрозе распространения терроризма[4]. Форум Насонини 2002 года вновь подтвердил необходимость сотрудничества правоохранительных органов, которую стороны попытались оформить в декларации Насонини. Основной декларации стала декларация Хониара 1992 года, а основными направлениями стали борьба с отмыванием денег, торговлей наркотиками, терроризмом и контрабандой людей.

Экономическое сотрудничество

Основополагающими документами в структуре экономического сотрудничества Океании являются Соглашение об установлении более тесных экономических отношений(PACER), подписанное 18 августа 2001, а также первое соглашение о Свободной Торговле(PICTA), подписанное 18 августа 2001 и вступившее в силу 13 апреля 2003 года. Данное соглашение имело своей целью установление более близких торговых связей между странами Форум и определило цели и направления зоны свободной торговли. Прежде всего, в зоне свободной торговли действует принцип равного обращения: все товары должны рассматриваться одинаково[5]. Второй принцип заключается в том, что нельзя допускать дискриминации в отношении иностранных товаров и продуктов. Таким образом, страны должны отказаться от тарифов на импортные товары, импортных квот и различного рода субсидий, что ведет к уменьшению государственного дохода, подорожанию иностранных продукции и угрожает местному производству[6].

Социальное обеспечение

В социальном обеспечении Форум Тихоокеанского региона работает в нескольких направлениях: это прежде всего система здравоохранения, а также вопросы продовольственного снабжения и развитие соответствующих институтов.

Кроме того, ввиду тяжелой социально-экономической ситуации в большинстве стран региона Форум предпринимает меры по борьбе с распространенными в регионе инфекционными заболеваниями. Наконец, на уровне министров осуществляются превентивные меры по развитию образования и обеспечения базовой грамотности для жителей Океании.

Климат

По очевидным причинам наибольшее внимание уделяется изменению климата, так как стихия - это самая главная угроза для существования народов Тихого океана. Подъём уровня моря, вторжение соленой воды в пресные воды,увеличение катаклизмов или обесцвечивание кораллов, ведущее к вымиранию прибрежной экосистемы, могут стать смертельно опасными для островитян. Наиболее характерным примером является Тувалу, в котором уровень суши — 1 метр над уровнем моря.

Участники

В феврале 2021 года пять стран Микронезии заявили о выходе из Форума из-за недовольства итогами выборов генерального секретаря организации. Ожидалось, что будет обычная ротация поста генсека между странами Полинезии, Микронезии и Меланезии, и генеральный секретарь будет избран из одной из стран Микронезии, однако этого не случилось, а на выборах победил представитель от Полинезии — бывший премьер-министр Островов Кука Генри Пуна[7].

Государства-члены
 Австралия (AU)  Тувалу (TV)  Вануату (VU)  Соломоновы Острова (SB)
 Острова Кука (CK)  Самоа (WS)  Папуа — Новая Гвинея (PG)  Тонга (TO)
 Ниуэ (NU)  Новая Зеландия (NZ)  Фиджи (FJ) (членство приостановлено)
Бывшие участники форума
 Кирибати (KI)  Маршалловы Острова (MH)  Палау (PW)  Науру (NR)
 Микронезия (FM)
Ассоциированные члены Наблюдатели
 Новая Каледония (NC)  Французская Полинезия (PF)  Токелау (TK)  Восточный Тимор (TL)
 Уоллис и Футуна Флаг ООН ООН
Содружество наций
Аббревиатуры смотри в статье ISO 3166-1.

Форум также тесно сотрудничает и ведёт диалог с 12 партнёрами: Великобританией, Европейским союзом, Индией, Индонезией, Канадой, Китаем, Малайзией, США, Филиппинами, Францией, Южной Кореей, Японией.

Институты и правовые рамки

Секретариат Форума тихоокеанских островов был создан в 1972 году и носил название Торговое бюро (англ. Trade Bureau), которое в дальнейшем было переименовано в Южнотихоокеанское бюро по экономическому сотрудничеству. Название Секретариат Южнотихоокеанского форума было одобрено правительствами стран-членов в 1988 году, а Секретариат Форума тихоокеанских островов в 2000 году.

Структура Форума является по-своему уникальной: отсутствие официальной Конституции в Форуме Тихоокеанских Островов придает ему гибкость, а отсутствие системы голосования поощряет принятие решений на основе консенсуса[8].

В структуре Секретариата Форума тихоокеанских островов действуют четыре подразделения:

  1. Развития и экономической политики;
  2. Торговли и инвестиций;
  3. Политических, международных и правовых дел;
  4. Корпоративной службы.

Саммиты

Встречи Форума
1971  Новая Зеландия Веллингтон 1990  Вануату Порт-Вила
1972  Австралия Канберра 1991  Микронезия Паликир
 Фиджи Сува 1992  Соломоновы Острова Хониара
1973  Самоа Апиа 1993  Науру Айво
1974  Острова Кука Раротонга 1994  Австралия Брисбен
1975  Тонга Нукуалофа 1995  Папуа — Новая Гвинея Маданг
1976  Новая Зеландия Роторуа* 1996  Маршалловы Острова Маджуро
 Науру Айво 1997  Острова Кука Раротонга
 Фиджи Сува* 1998  Микронезия Паликир
1977  Папуа — Новая Гвинея Порт-Морсби 1999  Палау Корор
1978  Ниуэ Алофи 2000  Кирибати Южная Тарава
1979  Соломоновы Острова Хониара 2001  Науру Айво
1980  Кирибати Южная Тарава 2002  Фиджи Сува
Индия Индия Нью-Дели 2003  Новая Зеландия Окленд
1981  Вануату Порт-Вила 2004  Самоа Апиа
1982  Новая Зеландия Роторуа 2005  Папуа — Новая Гвинея Маданг
1983  Австралия Канберра 2006  Фиджи Нади
1984  Тувалу Фунафути 2007  Тонга Нукуалофа
1985  Острова Кука Раротонга 2008  Ниуэ Алофи
1986  Фиджи Сува * небольшие встречи
1987  Самоа Апиа
1988  Тонга Нукуалофа
1989  Кирибати Южная Тарава

Примечания

  1. Future of Pacific Islands Forum in doubt as Palau walks out (англ.). the Guardian (5 февраля 2021). Дата обращения: 8 февраля 2021. Архивировано 7 февраля 2021 года.
  2. Pacific Islands Forum in crisis as one-third of member nations quit. The Guardian (8 февраля 2021). Дата обращения: 9 февраля 2021. Архивировано 6 августа 2021 года.
  3. Фиджи исключили из форума тихоокеанских островов. Lenta.ru (2 мая 2009). Дата обращения: 14 августа 2010. Архивировано 4 мая 2009 года.
  4. New Zealand Ministry of foreign affairs and trade. Key pacific issues. December, 2011. <security.http://www.mfat.govt.nz/Foreign-Relations/Pacific/Regional-Security/index.php Архивная копия от 14 мая 2012 на Wayback Machine>
  5. Kelsey J. ‘Big Brother Behaving Badly: The Implications for the Pacific Islands of the Pacific Agreement on Closer Economic Relations (PACER)’ (2004) http://www.pang.org.fj/doc/040401bigbrothersjanekelsey.pdf Архивная копия от 25 января 2011 на Wayback Machine (Accessed 9 October 2009).
  6. KILOE I. FREE TRADE IN THE SOUTH PACIFIC: AN OVERVIEW// Journal of South Pacific Law (2009) 13(1).<http://www.paclii.org/journals/fJSPL/vol13no1/pdf/kiloe.pdf Архивная копия от 22 марта 2012 на Wayback Machine>
  7. После скандальных выборов генсека из Форума тихоокеанских островов вышли еще четыре страны (9 февраля 2021). Архивировано 11 февраля 2021 года. Дата обращения 10 февраля 2021.
  8. Shibuya E. The problems and potential of the pacific islads forum, 2006 . P. 102-115<http://www.apcss.org/Publications/Edited%20Volumes/RegionalFinal%20chapters/Chapter7Shibuya.pdf Архивная копия от 8 октября 2010 на Wayback Machine>

Ссылки