Учебное кино

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Учебное кино — разновидность научного кино, используемого в качестве средства обучения[1].

Цели

Учебное кино может использоваться в учебном процессе для[1]:

  • демонстрации явлений, который в учебной аудитории невозможно воспроизвести,
  • демонстрации в замедленной съёмке быстропротекающих процессов,
  • демонстрации скрытых процессов (например, работы внутренних органов человека) или мельчайших объектов (бактерий и т. п.), в том числе с использованием мультипликации,
  • других целей.

Нередко для создания учебных фильмов используются видеоматериалы, полученные во время исследовательских съёмок[2].

История

Учебное кино появилось в конце XIX века во Франции и Румынии, в начале XX века — в США, Великобритании, России. Первые исследования восприятия обучающих фильмов проводились уже в 1920е-30е годы. Производимые учебные фильмы охватывали всё большее число школьных и университетских курсов[1].

В СССР, начиная с 1930-х годов, производством учебных фильмов занимались[1]:

Советские средние и высшие школы имели доступ к сети фильмотек с учебными фильмами, которые стали неотъемлемой частью процесса обучения.

С 1967 в СССР проводились Всесоюзные фестивали учебных фильмов[1].

Классификация

Кинокольцовка, демонстрирующая работу четырёхтактного двигателя в разрезе

Виды учебных фильмов, как они классифицировались в советское время[1]:

  • кинокольцовка — видеоряд (часто беззвучный), который служит дополнительной иллюстрацией к теме урока и может демонстрироваться учащимся непрерывно по кругу (например, четыре такта двигателя внутреннего сгорания, см.илл) для полного усвоения материала;
  • кинофрагмент — короткий фильм (обычно 1-2 минуты, нередко бещ звука), используемый в качестве иллюстрации или дополнительной информации к материалу, излагаемому педагогом;
  • целостный фильм — выступает в качестве основного, а не дополнительного материала, тема в таком фильме раскрывается как можно более полно.

Учебные фильмы могут быть[1]:

  • обзорными,
  • лекционными,
  • фильмы-задачи,
  • инструктивные,
  • вступительными (ознакомительными) или заключительными (итоговыми).

Фильмы могут составлять полноценный курс обучения (кинокурс)[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Альтшуллер Б.А. Учебное кино // Фотокинотехника / Гл. ред. Е. А. Иофис. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1981. — С. 344. — 447 с.
  2. Васильков И.А., Сахаров А.А. Научно-исследовательское кино // Фотокинотехника / Гл. ред. Е. А. Иофис. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1981. — С. 207. — 447 с.