Учебное кино
Учебное кино — разновидность научного кино, используемого в качестве средства обучения[1].
Цели
Учебное кино может использоваться в учебном процессе для[1]:
- демонстрации явлений, который в учебной аудитории невозможно воспроизвести,
- демонстрации в замедленной съёмке быстропротекающих процессов,
- демонстрации скрытых процессов (например, работы внутренних органов человека) или мельчайших объектов (бактерий и т. п.), в том числе с использованием мультипликации,
- других целей.
Нередко для создания учебных фильмов используются видеоматериалы, полученные во время исследовательских съёмок[2].
История
Учебное кино появилось в конце XIX века во Франции и Румынии, в начале XX века — в США, Великобритании, России. Первые исследования восприятия обучающих фильмов проводились уже в 1920е-30е годы. Производимые учебные фильмы охватывали всё большее число школьных и университетских курсов[1].
В СССР, начиная с 1930-х годов, производством учебных фильмов занимались[1]:
- кинолаборатории «Школфильм» и «Вузфильм»,
- «Центрнаучфильм»,
- «Леннаучфильм»,
- «Киевнаучфильм»,
- Свердловская киностудия,
- республиканские студии документальных и научно-популярных фильмов.
Советские средние и высшие школы имели доступ к сети фильмотек с учебными фильмами, которые стали неотъемлемой частью процесса обучения.
С 1967 в СССР проводились Всесоюзные фестивали учебных фильмов[1].
Классификация
Виды учебных фильмов, как они классифицировались в советское время[1]:
- кинокольцовка — видеоряд (часто беззвучный), который служит дополнительной иллюстрацией к теме урока и может демонстрироваться учащимся непрерывно по кругу (например, четыре такта двигателя внутреннего сгорания, см.илл) для полного усвоения материала;
- кинофрагмент — короткий фильм (обычно 1-2 минуты, нередко бещ звука), используемый в качестве иллюстрации или дополнительной информации к материалу, излагаемому педагогом;
- целостный фильм — выступает в качестве основного, а не дополнительного материала, тема в таком фильме раскрывается как можно более полно.
Учебные фильмы могут быть[1]:
- обзорными,
- лекционными,
- фильмы-задачи,
- инструктивные,
- вступительными (ознакомительными) или заключительными (итоговыми).
Фильмы могут составлять полноценный курс обучения (кинокурс)[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Альтшуллер Б.А. Учебное кино // Фотокинотехника / Гл. ред. Е. А. Иофис. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1981. — С. 344. — 447 с.
- ↑ Васильков И.А., Сахаров А.А. Научно-исследовательское кино // Фотокинотехника / Гл. ред. Е. А. Иофис. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1981. — С. 207. — 447 с.