Управленческий учёт (дисциплина)/Лекция 17

Эта страница является частью учебника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лекция 17. Корпоративное право
Лекции: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19

Предпринимательская деятельность

Старт 1С:ИТС
Консультант плюс
Система Главбух

Предпринимательская деятельность ― это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя, согласно ст. 2 ГК РФ[1].

Общее понятие имеет более широкое толкование как «деятельность, осуществляемая частными лицами или предприятиями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде этих частных лиц или предприятий»[2].

Признаки предпринимательской деятельности
  1. Самостоятельность: имущественная (наличие у предпринимателя обособленного собственного имущества в качестве базы своей хозяйственной деятельности) и организационная (предприниматель сам принимает решения в процессе своей деятельности);
  2. Сопряжённость с риском: предприниматель всегда находится в зоне риска неполучения доходов, и в случае возникновения убытков ответственность несёт сам предприниматель;
  3. Систематическое получение прибыли: цель предпринимателя — получение прибыли;
  4. Извлечение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  5. Самостоятельная ответственность предпринимателя своим имуществом;
  6. Предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[3].
Незаконное предпринимательство

Незаконное предпринимательство — осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии, и если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб., либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев. Крупным доходом и крупным ущербом признаются выручка за весь период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, в сумме, превышающей 2 250 000 рублей согласно ст. 171 УК РФ.

Организационно-экономические формы предпринимательства

Организационно-экономические формы предпринимательства имеют следующие формы[4]:

  • Ассоциация — объединение участников с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости, где решения ассоциации для её членов носят рекомендательный характер, в рамках ассоциации совершаются посреднические операции и сбор аналитической информации.
  • Картель — объединение близких по профилю предприятий с целью взаимного сотрудничества (для согласования объёмов производства, цен, условий продаж, разграничения рынков сбыта) с целью увеличить прибыль членов картеля путем ограничения и регламентации внутренней конкуренции и подавления конкурентов, не входящих в состав картеля (согласно статье 178 УК РФ ограничение конкуренции путём заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) влечёт уголовную ответственность).
  • Пул — разновидность картеля, объединение участников рынка в форме передачи части активов (патентов, лицензий) в общий котёл. Поступившая прибыль от совместной деятельности распределяется между участниками согласно заранее установленной пропорции (квотам), определяемой при вступлении в пул (например, страховой пул).
  • Консорциум — временное объединение участников на основе общего соглашения для осуществления конкретных капиталоёмких проектов.
  • Концерн — объединение участников в единую производственно-сбытовую систему на основе централизации части функций и при сохранении хозяйственной самостоятельности, оставаясь юридическими лицами.
  • Корпорация — объединение участников с открытием отдельного лица для достижения общих целей и осуществления совместной коммерческой деятельности, отделенная от владельцев обычно с целью привлечения дополнительного капитала.
  • Синдикат — объединение участников, выпускающих однородную продукцию, для создания единой торговой сети и/или для обеспечения централизации снабжения его участников, которые полностью утрачивают свою коммерческую самостоятельность.
  • Трест — объединение участников, при которой они полностью утрачивают свою самостоятельность, и лишаются статуса юридического лица.

Ассоциация ― это возможность участникам решать различные проблемы в рамках отраслевой принадлежности ассоциации: решать в досудебном порядке корпоративные и трудовые споры, прибегать к третейскому суду, получать различное информирование о размерах рынка и долях рынка каждого участника, проведении различных государственных программ, проводить совместные экскурсии на производственные площадки, обмениваться базами данных, снимать острые конфликты между участниками[5].

В рамках различных организационно-экономические форм предприятия могут заключить соглашения между собой с целью снижения затрат и улучшения обслуживания клиентов:

  • стратегический альянс — соглашение между самостоятельными участниками по сотрудничеству в области сбыта продукции, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, производства продукции, технологического развития и прочего. Положительный эффект заключается в экономии на масштабе производства и /или маркетинга (снижение стоимости производства и реализации продукции); доступе к технологиям (получение дополнительных технических и производственных знаний, совместное обучение друг у друга); доступе к рынкам (выполнение национальных требований, выход на сбытовые каналы друг друга, доступ к покупателям определённых категорий); возможности в целом создать данный продукт; борьбе с конкурентами и увеличение конкурентных преимуществ; сохранении юридической самостоятельности; распределении коммерческих рисков.
  • бизнес-альянс — соглашение между предприятиями с равным распределением рисков и возможностей для всех вовлеченных сторон и, как правило, управляются интегрированной проектной командой.

Организационно-правовые формы предпринимательства

Организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта ― это способ управления имуществом хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности:

Коммерческие организации
Некоммерческие организации:

Предприятие

Основной формой организации предпринимательства является предприятие.

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей[2], с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли[4]. Согласно ст.132 ГК РФ предприятие — имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие — это организация (в форме завода, фабрики, фермы, шахты, магазина и т.п.), которая осуществляет одну или несколько функций в производстве или распределении (сбыте) товаров и услуг[6].

Фирма — это организация, использующая экономические ресурсы для производства товаров (оказания услуг) для получения прибыли, и владеющая (управляющая) одним или несколькими предприятиями.

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей, при этом понятие «фирма» в российском законодательстве нет.

Юридические лица

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде[4].

Основные признаки юридического лица
  1. Имущественная обособленность — имущество принадлежит на праве собственности, находится в хозяйственном ведении или в оперативном управлении.
  2. Самостоятельная имущественная ответственность, при которой предприятие отвечает по своим обязательствам обособленным имуществом.
  3. Заключение гражданско-правовых договоров от своего имени.
  4. Наличие самостоятельного баланса и/или сметы.
  5. Организационное единство, имеется устойчивая структура, закрепленная в учредительных документах[4].

Коммерческие организации

Коммерческая организация — организация, основной целью деятельности которой является систематическое получение прибыли в результате инициативной, самостоятельной, осуществляемой от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельности[4].

Состав коммерческих организаций
Характеристики коммерческих организаций

В хозяйственных товариществах учредительным документом является учредительный договор. Участники несут неограниченную солидарную ответственность. Участник может участвовать как полный товарищ лишь в одном товариществе. Товарищество не может быть создано одним участником, минимальный состав полного товарищества – 2 полных товарища, а товарищества на вере – 2 полных товарища и 1 участник - вкладчик. Складочный (уставный) капитал носит относительно свободный характер. Товарищество ликвидируется, если остаётся 1 участник или выбывают все вкладчики товарищества на вере. Участниками могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Фирменное наименование должно включать имя (наименование) хотя бы одного участника товарищества[4].

В обществе с ограниченной ответственностью (ООО) может быть от 1 до 50 участников, размер уставного капитала не менее 10 тысяч рублей, капитал разделён на доли, размер которых определён учредительными документами. Участники отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Учредительным документом является Устав. Участники несут неограниченную ответственность в рамках ограниченных законом основаниям. Участники могут участвовать в нескольких обществах. Общество может быть зарегистрировано одним лицом. Формирование и изменение уставного капитала регулируется законом, а также установлен минимальный размер уставного капитала. Изменение состава участников не влияет на деятельность общества. Участниками могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Фирменное наименование может быть любым[4].

В публичном акционерном обществе (ПАО) акционеры могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров. Общество вправе проводить открытую подписку на акции и их свободную продажу, вправе проводить и закрытую подписку на акции, если это предусмотрено уставом и решением общего собрания. Число акционеров не ограничено, а минимальный размер уставного капитала составляет сто тысяч рублей[4].

В непубличном акционерном обществе (НАО) акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другим акционером, в порядке, уставленном уставом. Акции распределяются только среди учредителей и иного установленного круга лиц, а открытая подписка на акции не допускается. Число акционеров не ограничено, а минимальный размер уставного капитала составляет десять тысяч рублей[4].

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Это имущество неделимо и не может быть распределено (на доли, паи), в том числе между работниками этого предприятия. При хозяйственном ведение имущества форма собственности на предприятии может быть как государственной, так и муниципальной. Решение о создании, назначении руководителя, утверждение устава принимается уполномоченным на то государственным или муниципальным органом. решение о реорганизации предприятия принимает учредитель (уполномоченный государственный или муниципальный орган), предприятие и по решению суда. Признание банкротом производится по решению суда, а может и самостоятельно объявить о банкротстве и добровольной ликвидации. Собственник имущество не отвечает по обязательствам предприятия. Предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Минимальный уставный капитал для ГУП - 5000 МРОТ, для МУП - 1000 МРОТ. Предприятие при хозяйственном ведение имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. При оперативное ведение предприятие владеет, пользуется имуществом в соответствии с целями и заданиями собственника, распоряжается имуществом с согласия собственника, который вправе изъять используемое не по назначению имущество[4].

Производственный кооператив (артель) — добровольное объединение граждан для осуществления совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении его участниками имущественных паевых взносов. Членами кооператива могут быть не менее 5 граждан, возможно участие юридических лиц. Члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива. Учредительным документом является устав, утверждённый общим собранием членов кооператива[4].

Некоммерческие организации

Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечения прибыли. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации, ради которых они созданы и соответствуют этим целям и не противоречат законодательству и учредительным документами.

Состав некоммерческих организаций

Некоммерческие корпоративные организации (параграф 6 Глава 4. ГК РФ):

Некоммерческие унитарные организации (параграф 7 Глава 4. ГК РФ), где унитарное предприятие — организация, в котором имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям:

  • фонды (не имеют членства и учреждены частными лицами и/или юридическими лицами на основе добровольных взносов, для культурных, благотворительных и иных социально полезных целей);
  • учреждения (частные учреждения; государственные, муниципальные учреждения (автономные, бюджетные и казённые учреждения)) (создаются собственником для выполнения управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Финансируются им полностью или частично.);
  • автономные некоммерческие организации (создаются гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг);
  • религиозные организации (могут быть созданы не менее 10 гражданами РФ, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении).

Кроме этого согласно Главы II ФЗ «О некоммерческих организациях»:

Жизненный цикл организации

Создание

Подобно жизненному циклу товара любое предприятие (проект) переживает свой жизненный цикл организации. Предприятие создаётся (выходит на рынок), растёт, развивается и ликвидируется (уходит с рынка).

Этапы создания нового предприятия: определение состава учредителей, проведение общего собрания, разработка учредительных документов; выбор организационно-правовой формы; оформление учредительных документов (утверждение Устава и оформление протокола №1); разработка наименования коммерческой организации; определение места нахождения организации; формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда; открытие временного счёта в банке, внесение необходимой суммы; государственная регистрация предприятия; изготовление печати; регистрация в органах статистики, присвоение кодов (ОКПО, ОКОНХ и другие), включение предприятия в ЕГРПО; постановка на учёт в налоговом органе по месту нахождения предприятия, присвоение ИНН; открытие расчётного счёта в банке и внесение на него установленного части уставного капитала; постановка на учёт в государственные внебюджетные социальные фонды (ПФР, ФСС, ТФОМС)[3].

Интеграция

Экономическая интеграция — объединение хозяйствующих субъектов в областях их функционирования, прямого или опосредованного, совместной деятельности в той или иной области. Объединение нескольких предприятий в новой организационно-экономической форме может происходить с появлением иерархии, консолидации капиталов и новых с более высокими качествами по сравнению с качествами отдельных предприятий. Происходит процесс консолидации организационных и/или финансовых возможностей предприятий, имеющих согласованные цели, в форме предпринимательского объединения, созданного на договорной основе или в результате экономической зависимости и/или контроля, в случаях, установленных законодательством или мерами государственного регулирования[3].

Различают следующие виды интеграции[3]:

  • по субъектам интеграции: межстрановая (работа с иностранными партнерами) и межфирменная (с национальными предприятиями);
  • по целям проведения: экономическая (хозяйственная деятельность между предприятиями) и финансовая (взаимодействие в сфере учёта, налогообложения, финансового управления);
  • по интегрированию стадии технологической цепочки: верхняя (инициатор интегрирования является предприятие, реализующее свою продукцию) и нижняя (инициатор ― предприятие, потребляющее ресурсы);
  • по степени контроля: полная (слияние и поглощение), частичная (контроль над управлением) и квазиинтегрированная (юридически самостоятельные предприятия добровольно соглашаются на осуществление контроля над их поведением на рынке);
  • по инициатору интегрирования: прогрессивная (контроль над оптовиками, посредниками, торговыми точками) и регрессивная (контроль над поставщиками).

Прекращение деятельности

Порядок прекращения деятельности предприятия

Прекращение деятельности предприятия осу­ществляется путём реорганизации или ликвидации. При реорганизации предприятие прекращает свою деятельность с переходом прав и обязанностей к другому/им лицам: осуществляет преобразование, слияние, присоединение, разделение или выделение. При ликвидации предприятие прекращает свои права и обязанности без перехода их к другим лицам. Алгоритм действия при прекращении:

  1. Создать ликвидационной комиссии и сообщается в регистрационную палату. После назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия.
  2. Опубликовать в органах печати объявление о ликвидации предприятия и о порядке и сроках заявлений требований его кредиторами. В течение двух месяцев с момента публикации ликвидационная комиссия выявляет дебиторов, взыскивает дебиторскую задолженность, письменно уведомляет кредиторов о ликвидации.
  3. Составить промежуточный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечень требований кредиторов. Осуществить продажу имущества с публичных торгов.
  4. Осуществить выплаты кредиторам в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
  5. Составить окончательный ликвидационный баланс.
  6. Имущество, оставшееся после расчёта с кредиторами, передать учредителям юридического лица и поделить между ними.
  7. После внесения записи о прекращении деятельности в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), ликвидация считается завершенной, а предприятие ― прекратившим существование.
Банкротство предприятия

Согласно законодательству «несостоятельность или банкротство — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». В экономике же несостоятельность ― текущая характеристика результатов его хозяйственной деятельности[2].

Признаки несостоятельности

1) принцип неплатежеспособности — длительность просроченной кредиторской задолженности и минимальная сумма требования к должнику. Предприятие считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по обязательствам, которые им не исполнены в течение трёх месяцев. Согласно законодательству производство о банкротстве может быть возбуждено, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 тысяч рублей.

2) принцип неоплатности — превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

При банкротстве предусмотрены следующие процедуры:

  • санация (до введения процедуры банкротства), при которой представляется финансовая помощь для погашения денежных обязательств, предоставляемые собственниками, кредиторами или государством в качестве антикризисного управления;
  • наблюдение, при которой назначается временный управляющий, обеспечивающий сохранность имущества должника, проведение анализа финансового состояния, установление всех кредиторов, определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, созыв первого собрания кредиторов;
  • финансовое оздоровление, по результатом которого арбитражный суд вправе ввести внешнее управление, если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника или имеется ходатайство собрания кредиторов;
  • внешнее управление, при котором руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, существовавшим на момент введения внешнего управления;
  • конкурсное производство, при котором назначается конкурсный управляющий, занимающийся ликвидацией должника, осуществляет инвентаризацию, оценку и продажу имущества должника, уведомляет работников должника о предстоящем увольнении, производит расчеты с кредиторами;
  • мировое соглашение, при котором устанавливается размер, порядок и срок исполнения обязательств должника и/или прекращение обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иным способом.

Порядок удовлетворения требований кредиторов

Очерёдность удовлетворения требований кредиторов

Удовлетворение требований кредиторов согласно ст. 134 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» осуществляется в следующем порядке:

  • первая очередь — по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
  • вторая очередь — требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;
  • третья очередь — требования об оплате деятельности лиц, привлечённых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц;
  • четвертая очередь — требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);
  • пятая очередь — требования по иным текущим платежам.

После погашения задолженности по текущим платежам производятся расчеты с кредиторами:

  • в первую очередь — по требованиям граждан, перед которыми должник несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путём капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчёты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
  • во вторую очередь — по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь — по требованиям кредиторов, чьи обязательства обеспеченны залогом имущества должника;
  • в четвёртую очередь — по требованиям по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь — расчёты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения предыдущей очереди, а при недостаточности имущества выплаты распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований. Требования кредиторов, не удовлетворенных из-за недостаточности имущества, считаются погашенными по решению суда о признании должника банкротом.

Порядок списания денежных средств с расчётного счёта предприятия

Очерёдность списания денежных средств со счёта согласно ст. 855 ГК РФ

Очерёдность списания денежных средств с расчётного счёта предприятия согласно статье 855 ГК РФ:

  • первая очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счёта для удовлетворения требований о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • вторая очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • третья очередь — по платёжным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов, а также уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;
  • четвёртая очередь — по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • пятая очередь — по другим платёжным документам в порядке календарной очерёдности.

Договорная работа

Договор (коммерческий контракт) ― соглашение между собой двух или более сторон по какому-либо вопросу с целью установления, изменения или прекращения правовых отношений[7].

На каждом предприятии имеется корпоративный «Регламент договорной работы» формальный или неформальный. Прохождение договора на предприятии проходит в несколько этапов:

Этап 1. Инициатива заключения договора:

  • подготовка и оформление «Коммерческого предложения» (или любой другой оферты):
- подготовка (излагается обоснования (факты, события, документы и др.), побудившие Исполнителя предложить данную сделку Партнёру, и формулируются условия предлагаемой сделки, пояснения и расшифровки условий предлагаемой сделки в целом, или её отдельные положения, в виде Приложений);
- оформление (оформляется на официальном бланке предприятия);
- согласование (предложение согласуется с Руководителем структурного подразделения);
- проверка правильности оформления (может осуществляться отдельным специалистом службы ДОУ (документационного обеспечения управления) или Руководителем структурного подразделения);
- подписание (подписывается или ставится факсимиле Руководителя предприятия).
  • принятие решения по Коммерческому предложению:
- отправка Партнёру и её регистрация (для обеспечения сохранности документов, их оперативного поиска, учёта и контроля, в централизованной или децентрализованной или смешанной форме);
- контроль получения и рассмотрения (поддержка связи с Ответственным исполнителем Заказчика с целью контроля получения, порядка и сроки рассмотрения высланного предложения);
- получение решения от Партнёра и его регистрация (получение решения, в т.ч. высланного проекта Договора, передача в ответственное структурное подразделение, инициатору коммерческого предложения).

Этап 2. Оформление проекта Договора:

  • оформление проекта договора (в соответствии с условиями сделки в виде раннее утвержденного корпоративного образца Договора или высланного проекта Договора Партнёра);
  • согласование проекта договора (с Руководителем структурного подразделения, Юристом, Главным бухгалтером, Заместителем руководителя предприятия, курирующим структурное подразделение, другими заинтересованными должностными лицами путём сбора виз на отдельном листе, на котором указываются все замечания):
  • смотрим историю создания проекта Договора, проверяем на соответствие:
  • ― форма договора поставка, купли-продажи, оказание услуг, подряда и т.д.) и задачи договора;
  • ― инициатор и задачи договора (почему занимается этим данное ЦФО);
  • ― сроки согласования договора и сроки в договоре (сколько время на согласование, может контора стоит, а заказ горит);
  • смотрим существенные условия:
  • ― наименование сторон (Исполнитель/Заказчик на своём месте, а в подвале договора, а в Разделе Подписей);
  • ― предмет договора (что делаем, и если договор рамочный, то есть "согласно доп. соглашению или накладной, являющаяся неотъемлемой частью договора", прописано, а где само доп. соглашение и накладная, а кто проверит вес, количество, качество на входе и выходе, зона ответственности на груз где переходит, а Партнёр также считает?, нужно же отправить фотографии отгрузки);
  • ― цена и условия расчётов (стоимость за единицу, количество, сумма, НДС выделили, это с учетом доставки, упаковки, загрузки/разгрузки, когда платим, кому платим, при наступлении каких условиях платим, как будут фиксироваться эти условия, какими документами, кто будет уведомлять, в какие сроки будет уведомлять, уже известно, что в цену не укладываемся, ну что-что согласно тендеру, запускайте процедуру доп соглашений);
  • ― сроки (срок поставки, дата договора, дата отгрузки и расчётов, сегодня какая дата, все сроки выдерживаем, какой должна быть дата подписания договора, чтобы не было штрафников, а дата предоплаты, успеваем; если понимаем, что сроки не реальны, ну и что-что по тендеру);
  • ― ответственность за неисполнение (за полное неисполнение, частичное неисполнение, какие штрафники, как они считаются, мы теряем больше, если будем нести ответственность неисполнения по цепочке);
  • ― реквизиты сторон (Полное наименование Партнёра, Юридический адрес, Фактический адрес, ИНН, КПП, ОГРН, актуальный р/с, расчёты будут производиться только на данном счёте, или будут комбинированные расчёты, это договором допускается?)
  • ― дополнительная информация (кто, когда, какой пакет документов предоставит по первичным бухгалтерским документам, таможенным документам, техническим документам, а если не предоставят, то какая ответственность Партнёра, как потом мы сможем надавить на предоставлением им данных документов, кому и когда отправляются документы о не соответствии сроков поставки, качества и полноты поставок);
  • ― ответственные лица и их подписи (чем подтверждается что данное лицо уполномочено подписывать согласно Уставу - ЕГРЮЛ, ограничены ли принятия решения данным лицом, на какую сумму, решение на какой срок представлено, если по доверенности, то где она, срок продлён, подписи соответствуют подписям на договоре).
  • смотрим на соответствие внутренним условиям:
  • ― прошла ли сделка тендерную процедуру или заключается в рамках какого-то стратегического соглашения;
  • ― прошёл ли контрагент проверку безопасности (нет ли нареканий от других заказчиков, кидает ли партнёров, в скольких судебных процессах участвует, когда была открыта фирма, является ли производителем или перекупом, платит ли налоги, имеются ли декларации, выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) со свежей датой, Протокол назначения генерального директор, копия устава, ИНН/ОГРН, лицензии на деятельность, бухгалтерская отчетность, налоговая декларация);
  • ― под какой заказ (номер) приобретаются ТМЦ или оказываются услуги, если на склад с кем согласовано и на какой объём, на какой производственный план;
  • ― почему заказываем такой вес, такой материал, с кем согласованы изменения, почему по такой цене, соответствуют ли бюджетным лимитам, если закупается больше под страховой запас на всякий случай, с кем согласовано и каков объём.
  • проверка правильности оформления проекта договора (согласование с Ответственным исполнителем с Заказчиком внесенных замечаний).

Этап 3. Подписание Договора:

  • корректировка проекта Договора (отправка, регистрация отправки, контроль получения и рассмотрения проекта договора Заказчику, корректировка, получение и регистрация получения откорректированного окончательной версии проекта договора);
  • подписание Договора руководителем предприятия;
  • подписание Договора Партнёром (контроль получения, получение и регистрация подписанного договора);

Этап 4. Рассылка договора

  • регистрация и рассылка договора (копий) исполнителям по договору (через СЭД);
  • организация хранения договора, заведения договора в СЭД и архив (сканирование с окончательными подписями и синими печатями);
  • отправка договора Партнёру (контроль своевременного получения для начала проведения работ).

Этап 5. Контроль исполнения договора

  • проверка и регулировка исполнения договора или его этапа (корректировка условий договора, заключение Дополнительных соглашений с Партнёром, кто и на каком этапе будет контролировать поставленный ТМЦ с согласованными условиями договора (срок, цена, сумма, наименование материала));
  • доклад Руководителю о ходе исполнении договора (ответственный исполнитель или специалисты службы ДОУ формирует и информирует Руководителя о ходе исполнения Договора);
  • завершение исполнения договора (снятие исполненного этапа с контроля).

Вопросы для самопроверки

40. Предпринимательская деятельность. Дайте определение «предпринимательской деятельности». Укажите признаки «предпринимательской деятельности». Дайте определение «незаконному предпринимательству». Если я купил долю в ООО, то я предприниматель?

41. Организационно-экономические формы предпринимательства. Какие вы можете предложить формы сотрудничества с поставщиками, клиентами, конкурентами?

42. Коммерческие и некоммерческие организации. Чем они отличаются? ГУП ― это коммерческая организация? А УрФУ (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение) ― это коммерческая организация? Какую организационно-правовую форму вы предложите для выполнения нашего проекта? Чем отличаются термины: «предприятие» и «фирма»?

43. Порядок удовлетворения требований кредиторов и Порядок списания денежных средств с расчётного счёта предприятия. В чём отличия? Какова очерёдность оплаты счетов на нашем расчётном счете при недостаточности средств? Например, с утра на р/счет предприятия поступили: Требование из ИФНС об уплате налога, штрафа, пени; Платёжное поручение об оплате заработной платы сотрудников; Платёжное поручение по оплате налога; Исполнительный лист на алименты; Исполнительный лист по решению арбитражного суда в пользу администрации города; Платежное требование о без акцептном списании коммунальных услуг. В каком порядке будут списаны суммы?

Список использованных источников

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". КонсультантПлюс.
  2. 2,0 2,1 2,2 Экономика предприятия / под ред. В.Я. Горфинкеля. — М.: Юнити-Дана, 2017. — С. 3, 23, 31-39. — 663 с. — ISBN 978-5-238-02371-7.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Пелымская И.С., Гончарова Н.В. Экономика и управление на металлургических предприятиях. — Екатеринбург: УрФУ, 2014. — С. 7. — 272 с. — ISBN 978-5-321-02424-9.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 Норкина О.С., Прилуцкая М.А., Черепанова Е.В. Экономика предприятия. — Екатеринбург: УрФУ, 2011. — С. 7. — 155 с. — ISBN 978-5-321-02086-9.
  5. Логотип YouTube Ассоциация Сервисных Центров
  6. Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. — М.: Республика, 1992. — Т. 1. — С. 108. — 399 с. — ISBN 5-250-01534-4.
  7. Прохождение договора на предприятии//14.09.1999
Лекции: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19