Трифон (Туркестанов)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Митрополит Трифон
Митрополит Трифон
Епископ Дмитровский,
викарий Московской епархии
1 июля 1901 — 2 июня 1916
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Нестор (Метаниев)
Преемник Алексий (Кузнецов)

Имя при рождении Борис Петрович Туркестанов
Рождение 29 ноября (11 декабря) 1861(1861-12-11)
Москва, Российская империя
Смерть 14 июня 1934(1934-06-14) (72 года)
Москва, СССР
Династия Туркестановы
Отец Петр Николаевич Туркестанов
Мать Варвара Александровна Туркестанова
Принятие священного сана 6 января 1890 года
Принятие монашества 31 декабря 1889 года
Епископская хиротония 1 июля 1901 года

Митрополи́т Три́фон (в миру Борис Петрович Туркестанов, или Туркестанишвили; 29 ноября [11 декабря1861, Москва — 14 июня 1934, Москва) — епископ Православной российской церкви; с 1931 года митрополит. Никогда не был правящим епархиальным архиереем.

Биография

Детство и образование

Родился в семье князя Петра Николаевича Туркестанова (1830—1891) и Варвары Александровны Туркестановой (урожденной Нарышкиной, 1834—1913). Борис был вторым ребёнком в семье — после старшей сестры Екатерины. Всего же в семье было шестеро детей.

По отцу он принадлежал к грузинскому княжескому роду, восходящему к XV веку[1]; его прапрадед, князь Борис (Баадур) Панкратьевич Туркестанов, переселился из Грузии в Россию при императоре Петре I (1689—1725).

Раннее детство его протекало в Москве и в подмосковном имении матери — селе Говорове (недалеко от теперешнего Востряковского кладбища), где в большом старинном парке с двумя прудами располагался одноэтажный дом с террасой; здесь же, в парке, стоял каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С детских лет Борис привык к церковным службам, говениям и праздникам, к размеренному, устоявшемуся и освящённому церковному быту.

В младенчестве Борис был очень слаб и часто болел. В одно время он так расхворался, что врачи не надеялись на его выздоровление, и тогда верующая мать прибегла к Врачу небесному. Она любила молиться в храме Мученика Трифона, находившейся на окраине Москвы, и теперь стала просить святого мученика за своего малютку-сына, обещая, если он выздоровеет, посвятить его на служение Богу. После этого мальчик стал быстро поправляться и скоро совсем выздоровел. Однажды Варвара Александровна совершила поездку с сыном Борисом в Оптину пустынь. Когда они подходили к хибарке преподобного Амвросия, старец неожиданно сказал стоявшему перед ним народу: «Дайте дорогу, архиерей идёт». Расступившиеся люди с удивлением увидели вместо архиерея приближавшуюся женщину с ребёнком.

Борис Туркестанов учился в частной классической гимназии педагога Льва Поливанова, одной из лучших в Москве (она располагалась на Пречистенке). К концу 1870-х годов относится его знакомство со старцем иеромонахом Варнавой (Меркуловым), которого гимназист Борис Туркестанов посетил во время говения в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры во дни Петрова поста. С этого времени началось его духовное знакомство с преподобным Варнавой, продолжавшееся до конца жизни старца (1906).

В 1883 году по окончании Московской гимназии Борис Туркестанов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Однако светское высшее образование и последующая деятельность не привлекали его.

В одном из писем 1920-х годов преосвященный Трифон описывал беседу с артистом Малого театра Михаилом Решимовым, происшедшую в начале 1880-х годов в Ялте, где он был в качестве спутника со своим больным астмой отцом. В ней юный князь определённо говорит об избрании им иноческого пути, несмотря на непонимание со стороны большинства людей его круга — за исключением матери. Вскоре после этой беседы Борис Туркестанов поступил во Введенскую Оптину пустынь, где пребывал в 1884—1888 годах[2].

Его духовным наставником стал преподобный Амвросий Оптинский (†1891). Старец в то время уделял время устройству Шамординской пустыни, и Трифон бывал также там. Сохранились его воспоминания о ходе дел в Шамордине[2].

Монашество

В 1889 году послушник по благословению духовных руководителей занял место учителя и надзирателя в миссионерском Осетинском духовном училище во Владикавказе.

31 декабря 1889 года пострижен в монашество с именем Трифон. Чин пострижения был совершён в храме Тифлисской духовной семинарии за всенощным бдением ректором архимандритом Николаем (Зиоровым). На следующий день, 1 января, рукоположён во иеродиакона экзархом Грузии архиепископом Палладием (Раевым).

6 января 1890 года рукоположён во иеромонаха.

В 1891 году, также за «послушание воле духовных руководителей», иеромонах Трифон поступил в Московскую духовную академию. Будучи студентом академии, иеромонах Трифон нёс послушание священника в пересыльной тюрьме Сергиева Посада. За это служение он был награждён наперсным крестом золотого цвета.

В 1895 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Донского духовного училища.

С 1897 года — ректор Вифанской духовной семинарии в сане архимандрита.

С 1899 года — ректор Московской духовной семинарии.

Епископ Дмитровский

28 июня 1901 года в Московской синодальной конторе был наречён, а 1 июля в Успенском соборе Кремля хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии[3]; хиротонию совершали митрополит Московский Владимир (Богоявленский), епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Пясковский), епископ Можайский Парфений (Левицкий), епископ Волоколамский Арсений (Стадницкий) и члены Московской синодальной конторы епископы Нестор (Метаниев), Григорий (Полетаев) и Нафанаил (Соборов).

В 1901 году, во время отпуска митрополита Владимира (Богоявленского), управлял Московской епархией.

Как викарный епископ, имел местопребыванием московский Богоявленский монастырь, являясь его настоятелем; состоял епископом Дмитровским и настоятелем этой обители в течение почти пятнадцати лет — до Первой мировой войны. Во время своего настоятельства устроил в Богоявленском соборе монастыря придел во имя святителя Феодосия Черниговского (освящён 17 мая 1904 года), отремонтировал храмы, привёл в порядок церковную утварь, провёл электричество.

Неоднократно по назначению Синода совершал дальние поездки в другие епархии — в Выксунский Иверский монастырь (в июле 1903 года), в Яблочинский Онуфриевский монастырь Холмской епархии, на западной окраине Российской империи (в 1907 году), где настоятелем в то время был его постриженник (1904 года) иеромонах Серафим (Остроумов). В июле 1911 году владыка побывал на севере, в монастырях Соловецком и Трифоно-Печенгском

Во время смуты 1905 года призывал свою паству молиться, говеть, исповедоваться, причащаться. В день памяти святителя Николая, 9 мая 1905 года, он совершал молебен на Красной площади, собравший множество верующих москвичей, которые пошли за своим пастырем, «не устрашившись никаких угроз, готовые даже принять смерть»…

Принял участие в открытии второго и четвёртого Всероссийских монархических съездов в Москве в 1906 и 1907 годах[4].

Летом 1912 года побывал на Святой горе Афон. В апреле 1914 года участвовал в суде Московской синодальной конторы над афонскими иноками-«имяславцами» под председательством митрополита Московского Макария (Невского).

В 1914 году был управляющим Московской митрополией. 22 августа 1914 года отправился на фронт; около года провёл в армии, исполняя обязанности полкового священника 168-го пехотного Миргородского полка и благочинного 42-й пехотной дивизии. За отличие во время военных действий был высочайше пожалован панагией на Георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.

Был в действующей армии дважды — сначала на польском (август 1914 года — 1915 год), а затем на румынском (1916) фронтах. Сохранился его фронтовой дневник первого периода[5], дающий достаточно ясное представление о жизни святителя на фронте, о его подвиге военного священника.

На польском фронте получил контузию и вынужден был возвратиться в Москву. В 1916 году вновь уезжал на фронт, на сей раз — румынский[6]. Вернулся в Богоявленский монастырь на Пасху. Здоровье его было сильно расстроено, на фронте он потерял зрение одного глаза. Подал прошение об увольнении на покой с пребыванием в родной ему Оптиной пустыни. 2 июня 1916 года Высочайшим повелением первый викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон был уволен на покой. Одновременно он был назначен управляющим Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырём.

На покое

Поселился в Новом Иерусалиме и занялся монастырскими делами: наладил церковную службу, которая приобрела свойственное его богослужениям благолепие. Как и прежде в своей деятельности, уделял значительное внимание духовному просвещению народа и благотворительности. Известно, что он на собственные средства построил здесь женскую гимназию, где сам читал лекции. В годы войны в монастыре располагался лазарет для раненых, который теперь стал предметом заботы преосвященного Трифона. К владыке приезжали его духовные дети, останавливались в монастырской гостинице, иногда жили здесь по несколько дней.

1 апреля 1918 года постановлением патриарха Тихона и Священного синода «епископ бывший Дмитровский Трифон был освобождён, согласно прошению, по болезни, от управления ставропигиальным Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем с назначением ему местопребывания в Донском ставропигиальном монастыре».

5 мая 1918 года провёл последнюю службу в Успенском соборе Кремля перед его закрытием.

В 1923 году возведён в сан архиепископа.

14 июля 1931 года возведён в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре по случаю 30-летия архиерейского служения.

Изображён на картине Корина «Русь уходящая».

Кончина и погребение

Скончался 14 июня 1934 года в Москве. Отпевали митрополита Трифона митрополит Сергий (Страгородский) в сослужении архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова) и архиепископа Волоколамского Питирима (Крылова) в храме Адриана и Наталии, в котором владыка Трифон любил молиться и где находилась тогда чудотворная икона мученика Трифона. В гроб положили всё, что он сам успел приготовить к пострижению в великую схиму. Затем в сопровождении множества людей гроб с телом митрополита Трифона перевезли на Введенское (Немецкое) кладбище. Шёл сильный дождь, но собралось так много людей, что приходилось останавливать движение по пути следования процессии. Люди выходили из домов, машин, трамваев и спрашивали, кого хоронят. Могила его находится на 23-м участке.

Труды

Примечания

  1. Среди предков митрополита Трифона были лица духовного звания. В «Истории Царства Грузинского» Царевича Вахушти Багратиони (Пер. Н. Т. Накашидзе. — Тбилиси, 1975. — С. 76.); упоминается монах Давид Туркистаншвили — как один из двух старцев, направленных в Россию в 1690-х годах, чтобы возвратить имеретинского царя Арчила. В современном издании «Дворянские роды Российской Империи» (С. 210—213), указывается, что монах Давид Туркистаншвили сопровождал царя Арчила при его переезде в Россию; упоминается также архимандрит Лаврентий, принадлежавший к тому же роду, бывший настоятелем Донского монастыря в Москве (с 1705 года, вероятно, до своей кончины в 1720 году). Князь Борис (Баадур) Панкратьевич Туркистанов, прапрадед митрополита Трифона, согласно указанному изданию, приходился архимандриту Лаврентию племянником.
  2. 2,0 2,1 Главная>Настоятельницы>Схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). Официальный сайт Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни. Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано 26 августа 2014 года.
  3. Московские церковные ведомости. — 1901. — № 27 (8 июля). — С. 323—326.
  4. Биография на сайте «Русская линия».. Дата обращения: 25 июня 2009. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. Этот дневник, написанный весьма неразборчивым почерком, частично расшифровал и поместил во 2-й части «Материалов для биографии…» А. М. Залесский. «Материалы…» были с небольшими пропусками опубликованы в кн.: Митрополит Трифон (Туркестанов). Проповеди и молитвы. Материалы к жизнеописанию / Сост. иеромонах Афиноген (Полесский). — М.: Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег, 1999. — С. 9—224. Дневник охватывает время с сентября 1914 по начало 1915 года.
  6. Об этом пребывании владыки Трифона на фронте сведений нет, известно лишь, что в 1916 году он был награждён орденом Святого Александра Невского. Епископ Трифон был единственным архиереем, удостоенным такой награды.

Литература

  • Дмитриев Д. С. Преосв. Трифон Дмитровский, вик. Московский. (Наречение его во епископа, хиротония, краткая биография и речи). — М., 1902.
  • Никитин В. Памяти митрополита Трифона (Туркестанова) // Журнал Московской Патриархии. — 1984. — № 9. — C. 16—22.

Ссылки