Театр Сан-Моизе

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Театр Сан-Моизе итал. Teatro San Moisè — оперный театр, работавший в Венеции с 1640 по 1818 год. Он располагался в аристократическом районе города, недалеко от Палаццо Джустиниани и одноименной церкви Сан-Моизе у входа в Гранд-канал.

Акварельная копия потолочной фрески театра Сан-Моизе

История

Театр был построен одной из ветвей семейства Джустиниани. При открытии театра исполнялась опера Клаудио Монтеверди «Арианна» (партитура оперы была впоследствии утрачена). Затем Сан-Моизе перешел в руки семьи Зейн и использовался компанией Феррари, занимающейся устройством спектаклей комедии дель арте.

Либреттист Джованни Фаустини, работавший с одним из самых значительных венецианских оперных композиторов XVII века Франческо Кавалли, был одним из первых импресарио Сан-Моизе[1][2]. Несмотря на то, что это был один из самых маленьких венецианских театров, Сан-Моизе был одним из самых влиятельных в венецианском оперном мире. В 1668 году вместимость его зала была увеличена до восьмисот мест.

Шесть лет спустя, в 1674 году, деятельность театра получила мощный импульс благодаря инициативе импресарио Франческо Сантурини, который снизил цены на билеты вдвое, до двух лир, что привело к настоящему буму оперы и появлению новых оперных театров[2][3].

В начале XVIII века в Сан-Моизе работали Франческо Гаспарини, Антонио Вивальди, Марк Антонио Зиани и Томазо Альбинони. В 1740-х годах неаполитанская опера-буффа достигла Венеции, и Сан-Моизе был одним из первых театров, которые занимались постановкой произведений в этом жанре, в частности, работ Бальдассаре Галуппи в сотрудничестве с Карло Гольдони.

Между 1770-ми и 1780-ми годами театром руководил плодовитый либреттист Джованни Бертати[англ.], Poeta Cesareo (или придворный поэт) итальянской оперы в Вене, автор Dramma giocoso, таких как «Паскуале Анфосси»[4].

Сан-Моизе закрылся в 1818 году после представлений некоторых фарсов Джоакино Россини. Первоначально он был повторно использован как кукольный театр, а затем перестроен под названием Teatro Minerva; наконец, в конце девятнадцатого века его здание было отремонтировано, а театр частично переоборудован в магазин, а частично — в жилые апартаменты. В июле 1896 года в Teatro Minerva состоялась первая в Венеции демонстрация кино с помощью оборудования братьев Люмьер. В 1906 году здесь всё ещё работал кинотеатр, но позднее он был снесен. В настоящее время на месте бывшего театра Сан-Моизе находится здание с магазином и жилыми апартаментами[3][5][6].


Премьеры театра Сан-Моизе

  • 1642: L'amore innamorato Франческо Кавалли
  • 1649: L'Euripo Франческо Кавалли
  • 1685: Clearco in Negroponte Доменико Габриелли
  • 1716: «Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью» / La costanza trionfante degl'amori e de gl'odii Антонио Вивальди
  • 1717: Tieteberga Антонио Вивальди
  • 1718: Artabano, re dei Parti Антонио Вивальди
  • 1718: «Армида в Египетском лагере» / Armida al campo d'Egitto Антонио Вивальди
  • 1718: Gl’inganni per vendetta Антонио Вивальди
  • 1750: Il mondo nella luna Бальтазаре Галуппи
  • 1757: «Меропа» / Merope Леопольда Гассмана
  • 1758: Issipile Леопольда Гассмана
  • 1759: Gli uccellatori Леопольда Гассмана
  • 1760: Filosofia in amore Леопольда Гассмана
  • 1762: Un pazzo ne fa cento Леопольда Гассмана
  • 1765: L'amore in ballo Джованни Паизиелло
  • 1766: Le serve rivali Томмазо Траетты
  • 1773: L'innocente fortunata Джованни Паизиелло
  • 1774: Le nozze in contrasto Джованни Валентини
  • 1775: La contadina incivilita Паскуале Анфосси
  • 1775: Didone abbandonata Паскуале Анфосси
  • 1775: L'avaro Паскуале Анфосси
  • 1776: Le nozze disturbate Джованни Паизиелло
  • 1777: Lo sposo disperato Паскуале Анфосси
  • 1778: Ezio Паскуале Анфосси
  • 1778: La forza delle donne Паскуале Анфосси
  • 1779: Azor Re di Kibinga Паскуале Анфосси
  • 1781: Gli amanti canuti Паскуале Анфосси
  • 1781: Il trionfo di Arianna Паскуале Анфосси
  • 1787: L'orfanella americana Паскуале Анфосси
  • 1787: Don Giovanni Tenorio Джузеппе Гаццаниги
  • 1801: Martino Carbonaro Джузеппе Гаццаниги
  • 1802: Le metamorfosi di Pasquale Гаспаре Спонтини
  • 1810: Adelina Пьетро Генерали
  • 1810: La cambiale di matrimonio Джоаккино Россини
  • 1811: L'equivoco stravagante Джоаккино Россини
  • 1812: L'inganno felice Джоаккино Россини
  • 1812: La scala di seta Джоаккино Россини
  • 1812: L'occasione fa il ladro Джоаккино Россини
  • 1813: Il signor Bruschino Джоаккино Россини
  • 1815: Bettina vedova Джованни Пачини

Примечания

  1. Kimbell, David R. B. (1994). Italian Opera. p. 114. Cambridge University Press. ISBN 0521466431
  2. 2,0 2,1 Rosand, Ellen (1990).Opera in Seventeenth-Century Venice: The Creation of a Genre, pp. 88–124. University of California Press. ISBN 0520934563
  3. 3,0 3,1 Schwager, Myron (August 1986) "Public opera and the trials of the Teatro San Moisè" Архивная копия от 3 мая 2021 на Wayback Machine. Early Music, Vol. 14, No. 3, pp. 387-396
  4. Miggiani, Maria Giovanna (1988). "Giovanni Bertati, impresario al Teatro di San Miosè (1779-1781)". Rassegna veneta di studi musicali, Vol. 4, pp. 153-175
  5. Zietz, Karyl Lynn (1999). Opera Companies and Houses of Western Europe, Canada, Australia, and New Zealand, 3rd edition, p. 380. McFarland. ISBN 0786406119
  6. Plant, Margaret (2002). Venice: Fragile City, 1797-1997, p. 255. Yale University Press. ISBN 0300083866