Талантов, Борис Владимирович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Борис Талантов
Место рождения село Воздвиженское, Ветлужский уезд, Костромская губерния, Россия
Страна  СССР
Род деятельности преподаватель, православный деятель, советский политзаключённый.
Отец Владимир Иванович Талантов

Бори́с Влади́мирович Тала́нтов (13 (26) апреля 1903, село Воздвиженское, Ветлужский уезд, Костромская губерния — 4 января 1971, Киров) — советский преподаватель, участник диссидентского движения в СССР, церковный публицист, политзаключённый. Крупнейший диссидент в советском Кирове[1].

Биография

Родился в 13 апреля 1903 года в селе Воздвиженское Ветлужского уезда Костромской губернии (ныне деревня Притыкино Пыщугского района Костромской области) семье сельского священника. Его отец и брат погибли в лагерях, сам он подвергался преследованиям из-за происхождения. В 1923 году закончил Константиновский межевой институт[2] Заочно окончил механико-математический факультет Московского университета.

С 1934 по 1954 год работал преподавателем математики, астрономии и картографии в Кировском педагогическом институте.

Начиная с 1943 года, Талантов стал вести дневники, которые изготовлял сам из старых контурных карт и переплетал. Каждый размером был с маленькую, но толстую записную книжку, и рассчитан на один год[3].

В 1951 году окончил вечерний университет марксизма-ленинизма при городском комитете КПСС с тем, чтобы лучше разбираться в идеологии атеизма. Позже он писал: «Всю свою жизнь я стремился к единственной цели — познать истину. Для этого изучил… многие науки, философию и атеистическую литературу… и пришел к твердому убеждению, что полная и непреложная истина находится только в учении Христианской Православной Церкви»[4].

В 1954 году был впервые уволен с работы за религиозные убеждения. В 1958 году — вторично, за посланную в «Правду» статью с протестом против произвола и беззаконий советской власти (сталинской эпохи). Позднее трудился в Кировском энергетическом институте, из которого также был уволен за свою правозащитную деятельность. Находился на пенсии.

Анатолий Краснов-Левитин в книге «Родной простор» так описал Бориса Талантова: «Наружность Бориса Владимировича была на редкость простой. Маленький, сухенький, с жиденькой бороденкой, одетый в затрапезный архалук. Кто бы мог подумать, что под этой простой наружностью скрывается талантливейший математик, а также стойкий борец за веру, за Церковь и эрудированнейший человек».

В конце 50-х-начале 60-х годов XX века составил Проект церковной реформы в духе постановлений Поместного Собора 1917—1918 годов[5].

В 1959 году пишет письмо «Вопросы Преосвященному Поликарпу…» В нём он обращается к управляющему епархией, а через него и к патриарху с рядом вопросов, выражая недоумение бездействием священнослужителей в ситуации начавшегося наступления на церковь со стороны государства[4].

В 1960 году Борис Талантов направил письмо в журнал «Наука и религия», в котором выступил с критикой антирелигиозной пропаганды. В письме Николаю Эшлиману и Глебу Якунину от 26 июля 1966 года сообщал: «Я начал открыто бороться с нечестием в Русской Православной Церкви с 1961 года»[4].

В 1963 году написал открытое письмо в «Известия» с протестом против массового разрушения памятников религиозного зодчества в Кировской области.

В том же году он направил в «Известия» очередную статью «Советское государство и Христианская религия», которая не была опубликована. Год спустя в самиздате была распространена статья Талантова «Сергиевщина или приспособленчество к атеизму (Иродова закваска)», в которой он утверждал, что «ложью нельзя защищать Церковь», и что приспособленчество способствовало потере подлинной свободы совести и превращению церковного управления (то есть Московской патриархии) в послушное орудие атеистической власти. Кризис, в котором находится Патриархия, по мнению Талантова, стал следствием политики митрополита Сергия. Статья была опубликована в газете «Новое русское слово» 28 июня 1972 года[6].

Как писал о Борисе Талантове в книге «Родной простор» Анатолий Краснов-Левитин: «Испытал на себе всю тяжесть провинциального произвола: его травили в местной газете, печатали о нём клеветнические фельетоны, вызывали в различные инстанции для „воздействия“ и „увещеваний“ и грозили; мотали нервы, хотели запугать, поставить на колени, заставить отречься от своих убеждений, прекратить свою деятельность, но в этом тихом, кротком старичке оказалась железная воля, титаническая энергия и (что самое главное) большое сердце. Все попытки запугать старика оказались тщетными, — он выстоял, он не сдался».

В ноябре 1965 года написал второе письмо епископу Поликарпу, который ещё в 1962 году был переведён на Архангельскую епархию. В отличие от первого письма второе попадает к адресату и имеет другую направленность. Автор делится своим беспокойством по поводу происходящей несправедливости и незаконных действий со стороны епископа Кировского и Слободского Иоанна и ищет у епископа Поликарпа поддержки. В этом письме Борис Талантов выражает свою уверенность в том, что «все мыслящие и твердые верующие не должны спокойно взирать на то, как обманом злые делатели разрушают Церковь Христову». Обращаясь к епископу Поликарпу, Борис Владимирович пишет: «Необходимо, прежде всего, объединить всех верующих. Мы должны знать друг друга и знать тех архипастырей, которые ещё остались верными Христу. Эту цель и преследует настоящее письмо. <…> Наступает время кризиса церковной жизни, и каждый истинно верующий человек по мере своих сил должен потрудиться на благо Церкви, на укрепление веры евангельской».

Стал автором и инициатором «Открытого письма верующих Кировской (Вятской) епархии патриарху Алексию и всем верующим Русской Церкви», которое было оглашено на британской радиостанции BBC в июле 1966 года. Несмотря на свою критику «сергианства», оставаясь верным членом Русской православной церкви, никогда не призывал создавать параллельные церковные структуры или уходить в секты[4]. Митрополит Никодим (Ротов), находясь в Лондоне, ответил журналистам, что письмо вятских верующих анонимно, реагировать на него не следует, а Церковь в СССР никаких притеснений не испытывает[6].

Трудился над обширной книгой под рабочим названием «Наука, материализм и христианская вера», сохранившейся в черновиках[7].

12 июня 1969 года был арестован и затем находился в одиночной камере кировской тюрьмы. 1—3 сентября того же года состоялся суд, на котором «за клевету на советское государство» он был приговорён к двум годам заключения. В последнем слове на суде Борис Талантов подтвердил свою верность Церкви. Затем простился с родными и друзьями, поскольку по состоянию здоровья и возрасту ожидал, что не переживёт заключения. Умер в тюремной больнице от сердечного приступа. За месяц до смерти писал: «Я бодр духом и с благодарностью принимаю от Бога все горькие испытания». Тело его было отдано его родным, он был отпет при большом стечении народа в соборе города Кирова и похоронен на Новомакарьевском кладбище.

Оценка деятельности Талантова

В 1981 году имя Бориса Талантова было внесено в черновой список поимённый новомученников исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ. Список был издан в конце 1990-х годов[8].

В Кирове о судьбе земляка впервые поведала в конце 1980-х уличная стенгазета неформалов «Трибуна». В 2000 годы, получив рукопись Талантова, темой заинтересовался доцент кафедры отечественной истории ВятГГУ Евгений Останин. Он нашёл знавших Талантова людей (в их числе сын Глеб), съездил за материалами в Оксфорд (Англия), собрал богатейший архив[9].

Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль) отзывался о Талантове, как о «сильном духом истинном православном, которого в будущем следует причислить к лику святых»[10].

В 2011 году в год 40-летия кончины Бориса Талантова Евгений Останин сетовал: «Как только о нём заходит речь, все выражают единодушное восхищение, одобрение, уважение, всё, что угодно. А как дело доходит до реализации его мыслей, конкретных его предложений, тут начинаются всякие заминки, оговорки, уловки или уходы в сторону. Так что даже спустя почти 40 лет после смерти Талантов всё равно остается очень не удобной фигурой для многих»[11].

28 апреля 2013 года в актовом зале Серафимовского собора состоялось заседание церковно-исторического клуба, организованное миссионерским отделом Вятской епархии, посвящённое 110-летию со дня рождения Бориса Владимировича Талантова. Во время обсуждения не раз говорилось о важности издания монографии, посвящённой Б. В. Талантову, в которой нужно опубликовать все выявленные Е. С. Останиным документы. Также была высказана идея: в год 110-летия рождения Бориса Владимировича Талантова открыть в г. Вятке памятную доску[12].

Публикации

  • «Сергиевщина или Приспособленчество к атеизму (Иродова закваска)» (распространялась через самиздат)
  • «Бедственное положение Православной Церкви в Кировской области и роль Московской Патриархии» (распространялась через самиздат)
  • Фрагмент открытого письма Бориса Талантова от 10 ноября 1966 года // Вестник РСХД. — 1967. — № 83 (I).
  • Жалоба Генеральному прокурору СССР от гр. Талантова Бориса Владимировича 26 апреля 1968 г. // Вестник РСХД. — 1968. — № 89-90 (III—IV) — С. 49-68
  • Ответ верующего на статью «Куда идут деньги верующих» // Собрание документов самиздата, т. 11, АС № 703. Б-ка Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова. С. 14.
  • Дневники, 1943—1945, 1947 гг. Тюремная переписка, 1969—1970 гг.: — Киров (Вятка) : Радуга-Пресс, 2015. — 358 с. : ил., портр., факс.; 21 см. — (Документы советской эпохи).; ISBN 978-5-9906731-0-6 : 250 экз.
  • Вопросы мученика Бориса Талантова Преосвященному Поликарпу, епископу Кировскому и Слободскому / Публ. Е. С. Останина. // Церковно-исторический вестник № 22-23. 2015—2016. — М. 2021. — С. 21 — 30

Литература

Примечания

  1. Е. С. Останин. Борис Талантов. Письма из тюрьмы — YouTube
  2. Список выпускников Государственного Университета по Землеустройству (Константиновского межевого института). сайт ГУЗ. Дата обращения: 31 декабря 2018. Архивировано 31 декабря 2018 года.
  3. Борис Талантов: очерк Останина. Дата обращения: 30 апреля 2017. Архивировано 22 ноября 2011 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 http://psmb.ru/newmartyrs/article/nemolchashchaja-cerkov-6759/
  5. Историческая справка по проблеме литургических переводов — Личный сайт священника Георгия Кочеткова. Дата обращения: 16 декабря 2017. Архивировано 16 декабря 2017 года.
  6. 6,0 6,1 Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь и антисоветское сопротивление на родине в 1960—1980 гг. // Церква мученикiв: гонiння на вiру та Церква у ХХ столiттi: матерiали Мiжнародної наукової конференцїї (6 — 7 лютого 2020 р., Свята Успеньска Києво-Печерьска Лавра). — Київ: Видавничий вiддiл Української Православної Церкви, 2020. — С. 379—389. Архивировано 20 января 2022 года.
  7. Борис Талантов: канонизированный либерал. Дата обращения: 16 декабря 2017. Архивировано 16 декабря 2017 года.
  8. Кострюков А. А. Первоначальный список новомучеников, подготовленный Русской Зарубежной Церковью для канонизации 1981 года Архивная копия от 21 апреля 2021 на Wayback Machine // Церковь и время. 2020. — № 2 (91). — С. 99.
  9. Михаил Коковихин Эх, за веру мою беззаветную Архивная копия от 16 декабря 2017 на Wayback Machine // «Вятская особая газета» 27.08.2009, № 33
  10. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 декабря 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
  11. Неудобный человек Архивная копия от 17 декабря 2017 на Wayback Machine // psmb.ru, 6 января 2011
  12. Артемий Маркелов «Защитник вятских храмов» // Вятский епархиальный вестник Архивная копия от 8 августа 2016 на Wayback Machine № № 5 (307) май 2013, стр. 11