Стамбульский метрополитен
Стамбульский метрополитен | |||
---|---|---|---|
тур. İstanbul Metrosu | |||
Описание | |||
Тип | Метрополитен | ||
Страна | Турция | ||
Расположение | Стамбул | ||
Дата открытия | 3 сентября 1989 года | ||
Владелец | Стамбульский городской муниципалитет (İstanbul Büyükşehir Belediyesi) | ||
Годовой пассажиропоток | 495[1] млн.чел. (2019) | ||
Сайт | Сайт (на английском) | ||
Маршрутная сеть | |||
Число линий | 10 (7 в европейской части, 3 в азиатской) | ||
Число станций | 133 | ||
Длина сети | 188,5 км | ||
Технические данные | |||
Ширина колеи | 1435 мм | ||
Средняя скорость | 65 км/час | ||
|
Стамбульский метрополитен (тур. İstanbul Metrosu) — система скоростного городского, преимущественно подземного пассажирского транспорта в крупнейшем городе Турции Стамбуле. Состоит из 10 линий со 133 станциями, 7 линий расположены в европейской части города, 3 линии — в азиатской части. Открыт 3 сентября 1989 года[2]. В стамбульском метрополитене действует линейно-маршрутная система движения поездов.
История
С 1875 года в европейской части Стамбула функционирует подземная линия фуникулёра Тюнель с двумя станциями. Планы строительства собственно метрополитена в европейской части разрабатывались несколько раз, впервые в 1912 году, затем в 1936 и 1951 годах. В итоге проектирование существующей линии метро началось в 1987 году. Строительство началось 11 сентября 1982 года и шло очень медленно, так как были открыты многие археологические памятники. В связи с тем, что Стамбул находится в сейсмически активном районе, строительство велось открытым способом. По расчётам, метрополитен способен выдержать землетрясение до 9 баллов по шкале Рихтера. Линия 5 первая в Стамбульском метрополитене и в Турции, которая полностью автоматизированна, поезда работают без машинистов и на всех станциях установлены автоматические платформенные ворота. Линия 7 это вторая линия в Стамбульском метрополитене и в Турции, после 5 линии, которая полностью автоматизирована, поезда работают без машинистов и на всех станциях установлены платформенные раздвижные двери.
Линии
Линия | Маршрут | Дата открытия | Длина | Открытые станции | Планируемые станции | Всего станций | Примечания[3] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ветка М1А:Еникапы (Yenikapı) ↔ Аэропорт им. Ататюрка (Atatürk Havalimanı)
Ветка М1В: Еникапы (Yenikapı) ↔ Киразлы (Kirazlı) |
1989[4] | 26,8 км[4] | 23[4] | 9 | 32 | Последний участок открыт в ноябре 2014.[5]
Есть план строительства линии М1В до Халкалы (Halkalı). Иногда линию считают лёгким метро из-за составов (Изображение справа), частых наземных участков и верхнего токосъёмника. | |
Еникапы (Yenikapı) ↔ Хаджиосман (Hacıosman)
Квартал Санайи (Sanayi Mah.) ↔ Сейрантепе (Seyrantepe) |
2000[6] | 23,5 км[6] | 16 | 0 | 16 | Последний участок открыт в феврале 2014.
На станции Квартал Санайи есть шаттл до станции Сейрантепе. Единственная линия в Стамбуле, имеющая метромост со станцией Халич. | |
Киразлы (Kirazlı) ↔ Метрокент (Metrokent) | 2013[7] | 11,5 км[7] | 9[7] | 11 | 20 | Станции Квартал Зия Гёкалп и Олимпийская были отданы линии М9. | |
Кадыкёй (Kadıköy) ↔ Сабиха Гёкчен (Sabiha Gökçen) | 2012[8] | 26,5 км[8] | 23[8] | 6 | 29 | Продлена в 2022 году до Аэропорта Сабихи Гёкчен.
Возле станции Кадыкёй проходит маршрут Исторического трамвая Т3. Первая линия в азиатской части города. | |
Юскюдар (Üsküdar) ↔ Чекмекёй (Çekmeköy) | 2017[9] | 20 км[9] | 16[9] | 8 | 24 | Первая линия в Стамбуле, которая имеет автоматизированные поезда. | |
Левент (Levent) ↔ Босфорский университет (Boğaziçi Üniversitesi) | 2015[10] | 3,3 км[10] | 4[10] | 0 | 4 | Из-за небольшой протяжённости линию иногда называют «мини-метро». | |
Махмутбей (Mahmutbey) ↔ Йылдыз (Yıldız) | 2020 | 24,5 км | 17 | 14 | 31 | На станцях есть платформенные раздвижные двери (смотрите изображение слева). | |
Парселлер (Parseller) ↔ Бостанджы (Bostancı) | 2023 | 14,2 км | 13 | 0 | 13 | Недалеко от конечной станции Бостанджы находится порт.
На линии ходят автоматизированные поезда. | |
Олимпийская (Olimpiyat) ↔ Бахарийе (Bahariye) | 2021 | 5,5 км | 5 | 9 | 14 | Смотрите примечание линии М3. | |
Аэропорт Сабихи Гёкчен (Sabiha Gökçen Havalimanı) ↔ Пендик (Pendik) | 2025 (план) | 0 | 6 | 6 | Участок Аэропорт Сабихи Гёкчен (Sabiha Gökçen Havalimanı) ↔ Февзи Чакмак (Fevzi çakmak) будет общим с линией М4. | ||
Терминал Карго (Kargo Terminali) ↔ Кагитхане (Kâğıthane) | 2023 | 32,7 км | 7 | 9 | 16 | Самая длинная линия в Стамбульском метрополитене (69 км).
Идёт до Нового Аэропорта Стамбула. | |
Казым Карабекир (Kazım Karabekir) ↔ Парк 60-летия (60. Yıl Parkı) | 2024 (план) | 0 | 11 | 11 | Рядом с конечной Парк 60-летия находится Мраморное море. | ||
Енидоан (Yenidoğan) ↔ Эмек (Emek) | 2020-е | 0 | 6 | 6 | Есть одна единственная пересадка на линию М5 | ||
Алтунизаде (Altunizade) ↔ Бульвар Босна (Bosna Bulvarı) | 2024 (план) | 0 | 6 | 6 | В первом проекте линия была указана как легкое метро (Принцип линии М6), но от этой идеи отказались. | ||
Всего: | 188,5 км | 133 | 95 | 228 | Расчёты могут быть неверными. |
Прочее
Метро Стамбула работает ежедневно с 6:00 до 0:00. Линия М2 работает с 06:15 до 00:00[источник не указан 3342 дня]. Движение поездов каждые 5-7 минут; во время пиковых часов интервалы уменьшаются до 3-5 минут.
Метро занимает 17,86 % пассажиропотока Стамбула среди железнодорожного транспорта и перевозит ежедневно около 920 000 пассажиров.[11]
Внимание! Не путайте ФУНИКУЛЁР и МЕТРО по дате открытия (Фуникулёр - 1875 г) (Метро - 1989 г).
Примечания
- ↑ Istanbul Metro Passenger Statistics (тур.) (January 6, 2020). Архивировано 27 июля 2020 года. Дата обращения 12 апреля 2021.
- ↑ Описание Стамбульского метрополитена на сайте Урбанрэйл (англ.). Архивировано 23 августа 2011 года.
- ↑ Istanbul Railway Network Map (complete, including under construction sections) . Istanbul-ulasim.com.tr. İstanbul Ulaşim A.Ş (2014). Дата обращения: 13 апреля 2014. Архивировано 28 марта 2014 года.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 M1 Yenikapı - Atatürk Havalimanı / Kirazlı Metro Hattı (тур.). Istanbul-ulasim.com.tr. İstanbul Ulaşim A.Ş. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ PM Davutoğlu inaugurates İstanbul’s Aksaray-Yenikapı metro (9 November 2014). Архивировано 5 марта 2016 года. Дата обращения 9 ноября 2014.
- ↑ 6,0 6,1 M2 Yenikapı - Hacıosman Metro Hattı (тур.). Istanbul-ulasim.com.tr. İstanbul Ulaşım. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано 18 октября 2015 года.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 M3 Başakşehir Metro Hattı (тур.). Istanbul-ulasim.com.tr. İstanbul Ulaşım. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано 19 февраля 2014 года.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 M4 Kadıköy-Kartal Metro Hattı (тур.). Istanbul-ulasim.com.tr. İstanbul Ulaşım. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано 23 апреля 2015 года.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 M5 Üsküdar-Çekmeköy Metro Hattı (тур.). www.metro.istanbul. Metro Istanbul. Дата обращения: 21 октября 2018. Архивировано 5 ноября 2020 года.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 M6 Levent – Boğaziçi Üniversitesi/Hisarüstü Metro Hattı (тур.). Istanbul-ulasim.com.tr. İstanbul Ulaşım. Дата обращения: 20 апреля 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Общественный транспорт в Стамбуле . Дата обращения: 24 марта 2015. Архивировано 26 марта 2015 года.
Ссылки
- İstanbul Transportation Co. Архивная копия от 23 августа 2007 на Wayback Machine
- Карта метро