Стамбульский метрополитен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Стамбульский метрополитен
тур. İstanbul Metrosu
Описание
Тип Метрополитен
Страна  Турция
Расположение Стамбул
Дата открытия 3 сентября 1989 года
Владелец Стамбульский городской муниципалитет (İstanbul Büyükşehir Belediyesi)
Годовой пассажиропоток 495[1] млн.чел. (2019)
Сайт Сайт (на английском)
Маршрутная сеть
Число линий 10 (7 в европейской части, 3 в азиатской)
Число станций 133
Длина сети 188,5 км
Технические данные
Ширина колеи 1435 мм
Средняя скорость 65 км/час
Одна из платформ станции 7 линии с установленными платформенными раздвижными дверьми и уложенным тактильным покрытием.
Поезд на станции Киразлы линии М1В.
Автоматический поезд линии М5 на станции Ускюдар.
Станция Левент линии М6.

Стамбульский метрополитен (тур. İstanbul Metrosu) — система скоростного городского, преимущественно подземного пассажирского транспорта в крупнейшем городе Турции Стамбуле. Состоит из 10 линий со 133 станциями, 7 линий расположены в европейской части города, 3 линии — в азиатской части. Открыт 3 сентября 1989 года[2]. В стамбульском метрополитене действует линейно-маршрутная система движения поездов.

История

С 1875 года в европейской части Стамбула функционирует подземная линия фуникулёра Тюнель с двумя станциями. Планы строительства собственно метрополитена в европейской части разрабатывались несколько раз, впервые в 1912 году, затем в 1936 и 1951 годах. В итоге проектирование существующей линии метро началось в 1987 году. Строительство началось 11 сентября 1982 года и шло очень медленно, так как были открыты многие археологические памятники. В связи с тем, что Стамбул находится в сейсмически активном районе, строительство велось открытым способом. По расчётам, метрополитен способен выдержать землетрясение до 9 баллов по шкале Рихтера. Линия 5 первая в Стамбульском метрополитене и в Турции, которая полностью автоматизированна, поезда работают без машинистов и на всех станциях установлены автоматические платформенные ворота. Линия 7 это вторая линия в Стамбульском метрополитене и в Турции, после 5 линии, которая полностью автоматизирована, поезда работают без машинистов и на всех станциях установлены платформенные раздвижные двери.

Линии

Линия Маршрут Дата открытия Длина Открытые станции Планируемые станции Всего станций Примечания[3]
Ветка М1А:Еникапы (Yenikapı) ↔ Аэропорт им. Ататюрка (Atatürk Havalimanı)

Ветка М1В: Еникапы (Yenikapı) ↔ Киразлы (Kirazlı)

1989[4] 26,8 км[4] 23[4] 9 32 Последний участок открыт в ноябре 2014.[5]

Есть план строительства линии М1В до Халкалы (Halkalı).

Иногда линию считают лёгким метро из-за составов (Изображение справа), частых наземных участков и верхнего токосъёмника.

Еникапы (Yenikapı) ↔ Хаджиосман (Hacıosman)

Квартал Санайи (Sanayi Mah.) ↔ Сейрантепе (Seyrantepe)

2000[6] 23,5 км[6] 16 0 16 Последний участок открыт в феврале 2014.

На станции Квартал Санайи есть шаттл до станции Сейрантепе.

Единственная линия в Стамбуле, имеющая метромост со станцией Халич.

Киразлы (Kirazlı) ↔ Метрокент (Metrokent) 2013[7] 11,5 км[7] 9[7] 11 20 Станции Квартал Зия Гёкалп и Олимпийская были отданы линии М9.
Кадыкёй (Kadıköy) ↔ Сабиха Гёкчен (Sabiha Gökçen) 2012[8] 26,5 км[8] 23[8] 6 29 Продлена в 2022 году до Аэропорта Сабихи Гёкчен.

Возле станции Кадыкёй проходит маршрут Исторического трамвая Т3.

Первая линия в азиатской части города.

Юскюдар (Üsküdar) ↔ Чекмекёй (Çekmeköy) 2017[9] 20 км[9] 16[9] 8 24 Первая линия в Стамбуле, которая имеет автоматизированные поезда.
Левент (Levent) ↔ Босфорский университет (Boğaziçi Üniversitesi) 2015[10] 3,3 км[10] 4[10] 0 4 Из-за небольшой протяжённости линию иногда называют «мини-метро».
Махмутбей (Mahmutbey) ↔ Йылдыз (Yıldız) 2020 24,5 км 17 14 31 На станцях есть платформенные раздвижные двери (смотрите изображение слева).
Парселлер (Parseller) ↔ Бостанджы (Bostancı) 2023 14,2 км 13 0 13 Недалеко от конечной станции Бостанджы находится порт.

На линии ходят автоматизированные поезда.

Олимпийская (Olimpiyat) ↔ Бахарийе (Bahariye) 2021 5,5 км 5 9 14 Смотрите примечание линии М3.
Аэропорт Сабихи Гёкчен (Sabiha Gökçen Havalimanı) ↔ Пендик (Pendik) 2025 (план) 0 6 6 Участок Аэропорт Сабихи Гёкчен (Sabiha Gökçen Havalimanı) ↔ Февзи Чакмак (Fevzi çakmak) будет общим с линией М4.
Терминал Карго (Kargo Terminali) ↔ Кагитхане (Kâğıthane) 2023 32,7 км 7 9 16 Самая длинная линия в Стамбульском метрополитене (69 км).

Идёт до Нового Аэропорта Стамбула.

Казым Карабекир (Kazım Karabekir) ↔ Парк 60-летия (60. Yıl Parkı) 2024 (план) 0 11 11 Рядом с конечной Парк 60-летия находится Мраморное море.
Енидоан (Yenidoğan) ↔ Эмек (Emek) 2020-е 0 6 6 Есть одна единственная пересадка на линию М5
Алтунизаде (Altunizade) ↔ Бульвар Босна (Bosna Bulvarı) 2024 (план) 0 6 6 В первом проекте линия была указана как легкое метро (Принцип линии М6), но от этой идеи отказались.
Всего: 188,5 км 133 95 228 Расчёты могут быть неверными.

Прочее

Метро Стамбула работает ежедневно с 6:00 до 0:00. Линия М2 работает с 06:15 до 00:00[источник не указан 3342 дня]. Движение поездов каждые 5-7 минут; во время пиковых часов интервалы уменьшаются до 3-5 минут.

Метро занимает 17,86 % пассажиропотока Стамбула среди железнодорожного транспорта и перевозит ежедневно около 920 000 пассажиров.[11]



Внимание! Не путайте ФУНИКУЛЁР и МЕТРО по дате открытия (Фуникулёр - 1875 г) (Метро - 1989 г).

Примечания

  1. Istanbul Metro Passenger Statistics (тур.) (January 6, 2020). Архивировано 27 июля 2020 года. Дата обращения 12 апреля 2021.
  2. Описание Стамбульского метрополитена на сайте Урбанрэйл (англ.). Архивировано 23 августа 2011 года.
  3. Istanbul Railway Network Map (complete, including under construction sections). Istanbul-ulasim.com.tr. İstanbul Ulaşim A.Ş (2014). Дата обращения: 13 апреля 2014. Архивировано 28 марта 2014 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 M1 Yenikapı - Atatürk Havalimanı / Kirazlı Metro Hattı (тур.). Istanbul-ulasim.com.tr. İstanbul Ulaşim A.Ş. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. PM Davutoğlu inaugurates İstanbul’s Aksaray-Yenikapı metro (9 November 2014). Архивировано 5 марта 2016 года. Дата обращения 9 ноября 2014.
  6. 6,0 6,1 M2 Yenikapı - Hacıosman Metro Hattı (тур.). Istanbul-ulasim.com.tr. İstanbul Ulaşım. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано 18 октября 2015 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 M3 Başakşehir Metro Hattı (тур.). Istanbul-ulasim.com.tr. İstanbul Ulaşım. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано 19 февраля 2014 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 M4 Kadıköy-Kartal Metro Hattı (тур.). Istanbul-ulasim.com.tr. İstanbul Ulaşım. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано 23 апреля 2015 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 M5 Üsküdar-Çekmeköy Metro Hattı (тур.). www.metro.istanbul. Metro Istanbul. Дата обращения: 21 октября 2018. Архивировано 5 ноября 2020 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 M6 Levent – Boğaziçi Üniversitesi/Hisarüstü Metro Hattı (тур.). Istanbul-ulasim.com.tr. İstanbul Ulaşım. Дата обращения: 20 апреля 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  11. Общественный транспорт в Стамбуле. Дата обращения: 24 марта 2015. Архивировано 26 марта 2015 года.

Ссылки