Список лётчиков-перебежчиков во время Гражданской войны в России

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

По состоянию на октябрь 1917 Императорский военно-воздушный флот состоял из более 300 частей и подразделений, которые включали 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряд, Эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец», состоящую из 4 боевых отрядов, 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотряда, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, а также поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки и так далее. Численность личного состава воздушного флота — до 35000 солдат и офицеров, авиапарк насчитывал около 1500 летательных аппаратов.[1]

Хронология

  • 11 апреля 1918 г. с Комендантского аэродрома в Петрограде старший лейтенант Михаил Иванович Сафронов, мичманы Игорь Николаевич и Олег Николаевич Зайцевские и В.А.Парфёненко угнали в Финляндию в г. Васа четыре самолета «Ньюпор-17». 19 марта 1918 г. на основании декрета Совета Народных Комиссаров вышел приказ по флоту и Морскому ведомству в котором они уволены со службы.
  • 16 августа 1918 года подпоручик Штурм на самолёте «Ньюпор-24» перелетел к белым во время боевого вылета на штурмовку Казани. С 17 августа его зачислили в авиацию Народной армии.[1]
  • 17 августа 1918 года лётчик Ефремов во время боевого вылета на бомбардировку Казани посадил истребитель на аэродроме, занятом белыми.[1]
  • 19 августа 1918 года лётчики Рябов и Девайот во время боевого вылета на бомбардировку Казани сели на аэродроме, занятом белыми. 20 августа их зачислили в штат Управления Воздушного флота Народной армии.[1]
  • 10 сентября 1918 года лётчик Гусев на самолёте «Ньюпор» перелетел к белогвардейцам в районе Казани.[1]
  • Во время боёв за Казань к белогвардейцам также перелетели лётчики Кудлаенко и Невяжский, таким образом на сторону противника перелетело 7 пилотов, что составило 25 % от всего лётного состава Красной армии на данном участке фронта.[1]
  • 27 сентября 1918 года лётчик А. Козырев с наблюдателем В. Штюрмером (Штырмером) из Царицынского авиаотряда на самолёте «Фарман-30» совершили вынужденную посадку с неисправным мотором в расположении казаков из 1-го Донского отряда. По информации советской стороны лётчики были захвачены в плен и расстреляны. Однако, наблюдатель Штюрмер служил в авиации белогврадейцев, где получил звание капитана.[1]
  • 17 октября 1918 года военлет Г. Э. Тау из 22 корпусного отряда вылетев на самолёте «Спад» со станции Пинеровка приземлился в расположении белогвардейцев, после чего вместе с самолётом был зачислен в 1-й Донской самолетный отряд.[1]
  • 29 октября 1918 года 9-й армейский авиаотряд РККВФ в составе шести лётчиков: Баранова, Добровольского, Макаренко, Осташевского и Хомича во главе с поручиком З. В. Снимщиковым перелетел на сторону белоказаков в районе реки Дон.[1]
  • 9 ноября 1918 года командир 22-го корпусного авиаотряда Э. М. Битте перелетел к белоказакам.[1]
  • 20 декабря 1918 года бывший есаул Широков из 2-го Калужского авиаотряда на самолёте «Ньюпор-10» перелетел в занятую армией Колчака Уфу с аэродрома в районе Бугульмы. В авиации белогвардейцев он стал инструктором Спасской авиашколы.[1]
  • 17 апреля 1919 года моторист Кононенко из 3-го авиаотряда Добровольческой армии, впервые в жизни управляя самолётом, сумел благополучно посадить самолёт в расположении красноармейцев у станции Рой. В Красной армии он окончил лётную школу и участвовал как пилот в заключительных боях Гражданской войны.[1]
  • 16 мая 1919 года лётчики Казаков, Сацевич и летнаб Ванштейн перелетели к белогвардейцам, где были зачислены в Донскую авиацию.[1]
  • в мае 1919 года начальник авиации 5-й армии лётчик С. К. Шиманель перелетел в армию Колчака на самолёте «Ньюпор». После разгрома Колчака в 1920 году он был арестован и расстрелян по приговору ревтрибунала.[1]
  • в мае 1919 года лётчик Фоменко приземлился в расположении румын.[1]
  • в мае 1919 года лётчик Торопов перелетел к белогвардейцам.[1]
  • в июне 1919 года пилот Мордок и летнаб Карклин на самолёте «Сопвич» были подбиты огнём с земли во время бомбардировки железнодорожного моста на Западном фронте и совершили вынужденную посадку на территории белогвардейцев. Пилот сдался «белолатышам» и был зачислен в латвийскую национальную армию), а летнаб был застрелен на месте.[1]
  • 19 августа 1919 года начальник Северного воздушного дивизиона Знаменский с морлётом Матвеем на гидросамолёте М-20 и начальник 1-го морского истротряда Яковицкий с механиком Лаптевым на «Ньюпоре-10» перелетели к белогвардейцам во время выполнения разведки.[1]
  • в августе 1919 года лётчик Ходорович, участвовавший в первом советском международном перелёте в поддержку венгерской советской республики, перелетел вместе с женой на самолёте «Эльфауг» из Киева в армию Деникина.[1]
  • 11 сентября 1919 года командир Иркутской авиагруппы Снегирев приземлился в расположении Сибирской армии на аэродроме в районе деревни Вагулка под Иркутском, после чего был зачислен в авиацию белогвардейцев.[1]
  • 1 октября 1919 года лётчик Даугуль и моторист Бранд из 2 авиаотряда, вылетев на разведку на самолёте «Фарман-30» с аэродрома Верхняя Тойма в районе Архангельска, потерпели аварию при посадке на аэродроме Славяно-Британского авиакорпуса. С ними перелетел к белым лейтенант Л. А. Бересневич из 1 морского истротряда на истребители сопровождения «Ньюпор».[1]
  • в октябре 1919 года бывшие прапорщики Иван Попов и Петр Бакланов из 44 разведотряда на самолётах «Ньюпор» перелетели Польшу. В дальнейшем в польских газетах были опубликованы фотографии истребителя Попова с изображением пышнотелой обнаженной дамы на фюзеляже.[1]
  • в апреле — июле 1920 года выпускники Курганской и Спасской авиашкол лётчики Устьянцев, Агапов, Балягин, Дедюлин и Кручинский перелетели на сторону красной армии.[1]
  • После разгрома в 1920 году армии Колчака в Красный воздушный флот перешли 57 белых лётчиков, после поражения Деникина в красную армию перешло около 40 пилотов. Однако трое из них: поручики Константинов и Добровольский и есаул Тарарин через некоторое время вернулись к белогвардейцам.[1]

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 М. Хайрулин, В. Кондратьев Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне

См. также