Смена часовых лейб-гвардии Гренадерского полка

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Адольф Йебенс
Смена часовых лейб-гвардии Гренадерского полка. 1850 год
Холст, масло. 56 × 66 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
инв. Ж-4646

«Смена часовых лейб-гвардии Гренадерского полка» (ошибочное название «Смена караула лейб-гвардии Измайловского полка у Зимнего дворца») — картина немецкого художника Адольфа Йебенса (Гебенса) из собрания Государственного Русского музея.

На картине изображена смена часовых лейб-гвардии Гренадерского полка возле караульной будки у Зимнего дворца (красное здание на переднем плане в левой части картины) на углу Дворцовой набережной и Адмиралтейского проезда в Санкт-Петербурге (на дальнем плане — восточная башня здания Амиралтейства). Рядом с будкой часового возвышается газовый фонарь. Действие происходит зимой — солдаты изображены в шинелях, караульные переодеваются в меховой тулуп. Слева внизу подпись художника и дата: A. Jebens. 1850. Справа внизу голубой краской нанесён номер 278; этот же номер белой краской повторен на обороте картины, там же белым нанесена надпись: Грен. П. № 3. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 56 × 66 см[1].

Картина иллюстрирует старинный строевой приём смены часового на улице в зимнее, морозное, время, когда по счёту «раз-два-три…» происходит передача тулупа от сменяющегося часового заступающему на смену. Сама процедура многократно отрабатывалась на учениях — один солдат по команде разводящего освобождает рукав, второй солдат тут же продевает руку в освободившийся, далее они перехватывают каждый своё ружьё за шейку в другую руку и повторяют процедуру освобождения другого рукава и вдевания в него руки сменщика[2]. Таким образом осуществляется очень быстрая передача тулупа, буквально за 4-5 секунд. Столь быстрая процедура оправдана в особо сильные морозы, поскольку позволяет существенно сэкономить сохраняющееся тулупом тепло. Подобный приём по свидетельству Г. Э. Введенского использовался и в советской армии: «Тот, кто стоял в караулах вьюжными морозными ночами, может оценить остроумную идею наших предков. В частях сегодня ещё сохраняются и передаются от призыва к призыву эти маленькие хитрости, немного скрашивающие солдатскую жизнь»[3].

Судя по предрассветному небу, заступающему на пост солдату предстоит отстоять самую трудную предутреннюю смену, так называемую «собачью вахту»[4].

Как следует из авторской подписи картина создана в 1850 году. Адольф Йебенс (Гебенс) с 1844 года жил в России, много работал в качестве портретиста и с 1848 года преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Тогда же от императора Николая I он получил первые заказы на картины с изображением офицеров и нижних чинов русской армии с условием точного написания образцов их обмундирования, своеобразные униформологические таблицы. Если первые его картины несли более жанровый характер («суть бытовые военные сцены»), неформально изображая солдат и офицеров в повседневном быту («Песенники лейб-гвардии Семёновского полка» (1848, Артиллерийский музей), «Квартирьеры лейб-гвардии Преображенского полка» (1848, Государственный исторический музей), «Преображенцы пляшут под балалайку» (1848, там же), «Солдатская бытовая сцена (Измайловцы играют в шашки)» (1849, Государственный Русский музей), «Солдаты лейб-гвардии Московского полка стирают бельё» (1850, Царское Село) и другие), то начиная с 1850 года в его работах всё более преобладающим становится изображение парадно-строевых элементов[5].

«Смена часовых лейб-гвардии Гренадерского полка» является одной из первых таких парадных, официальных работ, столь созвучных Николаевской эпохе[6]. Исследователь творчества Йебенса Г. Э. Введенский (он называет художника Гебенсом) предполагает, что «эти изменения были вызваны требованиями заказчика, но работы стали статичными, невыразительными, сухими плакатами по правилам ношения формы одежды»[3]. Гипотезу Введенского поддерживает специалист из Русского музея В. А. Кадочникова: «ведь именно изображения маневров, занятных военных сценок, героических сражений, форм обмундирования составляли предмет собирательства на протяжении всей жизни императора»[7], причём она подчёркивает, что подобные военные картины составляли основу именно личной коллекции Николая I и не включались в состав собраний Императорского Эрмитажа: «Николай Павлович даже в своей коллекционерской деятельности чётко разделял интересы личные и государственные. <…> Приобретая картины на выставках в ИАХ, через ОПХ, делая заказы современным ему русским художникам, посещая их мастерские, <…> для себя лично император покупал лишь картины батального содержания»[8].

Сразу после написания картина поступила к Николаю I и находилась в его комнатах в Зимнем дворце. После смерти императора была составлена рукописная «Опись картин, принадлежавших в Бозе почившему Государю Императору Николаю Павловичу» (ныне хранится в Архиве Государственного Эрмитажа). «Смена часовых лейб-гвардии Гренадерского полка» именно под этим названием внесена в опись под № 287 — этот номер проставлен на самой картине как на лицевой стороне, так и на оборотной. Далее картина была передана в музей лейб-гвардии Гренадерского полка, где в описи числилась под № 3, что также отображено пометкой на обороте картины (надпись «Грен. П. № 3»). Там она находилась до 1918 года, после чего по акту передачи от 18 апреля 1918 года была отправлена в Русский музей[9].

Странным образом при поступлении в музей атрибуция картины была перепутана и в музейный инвентарь картина была внесена под № Ж-4646 как «Смена караула лейб-гвардии Измайловского полка у Зимнего дворца» с указанием источника поступления музея лейб-гвардии Измайловского полка[9]. Эта ошибка в дальнейшем получила широкое распространение, картина неоднократно публиковалась с неверной атрибуцией; даже в фундаментальнейшем издании «Русский военный костюм XVIII — начала XX века», составленном признанным историком-униформологом В. М. Глинкой, она опубликована как изображение солдат-измайловцев[2]; в 2002 году был опубликован 2-й том генерального каталога собрания живописи Государственного Русского музея, где картина также фигурирует с ошибочной атрибуцией и с указанием неверного происхождения[1].

Первым принадлежность солдат лейб-гвардии Гренадерскому полку правильно определил в 2006 году исследователь творчества А. Йебенса Г. Э. Введенский. Он обратил внимание на то, что 8 мая 1817 года указом императора Александра I для нижних чинов 2-й гвардейской пехотной дивизии, в которой и состоял лейб-гвардии Гренадерский полк, были введены петлицы на воротник для различия с нижними чинами 1-й дивизии. Эти петлицы, прекрасно видимые на шинелях солдат, в сочетании с синим воротником с красной выпушкой, прямо указывают, что изображены солдаты именно лейб-гвардии Гренадерского полка. Но он, вслед за самим Русским музеем, считал, что картина имеет происхождение из музея Измайловского полка[3]. В 2009 году вышла статья сотрудника Русского музея В. А. Кадочниковой, где она соглашается с выводами Введенского, отдельно исследует провенанс картины и доказывает, что она имеет происхождение из личной коллекции Николая I и из музея лейб-гвардии Гренадерского полка; она прямо говорит, что правильное название картины — «Смена часовых лейб-гвардии Гренадерского полка»[9]. Тем не менее на сайте Русского музея картина по-прежнему обозначена с неверным названием[10].

В собрании Русского музея есть картина «Солдатская бытовая сцена (Измайловцы играют в шашки)» (холст, масло; 55,5 × 65,5 см; инв. № Ж-4647), написанная годом ранее и на которой изображены солдаты лейб-гвардии Измайловского полка в шинелях — прекрасно видно, что воротники на шинелях тёмно-зелёные с красной выпушкой и без петлиц[11] как и было положено измайловцам, эта картина действительно поступила в Русский музей из собрания их полкового музея[1].

Картина выставляется в Михайловском замке, в зале 236 (будуар императрицы Марии Фёдоровны).

Примечания

Литература

  • Введенский Г. Э. Армейских будней летописец. Художник А. И. Гебенс. — СПб.: Атлант, 2006. — 184 с. — ISBN 5-98655-018-8.
  • Глинка В. М. Русский военный костюм XVIII — начала XX века. — Л.: Художник РСФСР, 1988. — 240 с. — ISBN 5-7370-0025-7.
  • Государственный Русский музей — каталог собрания / Под. ред. Г. Н. Голдовского. — СПб.: Palace Editions, 2002. — Т. 2: Живопись первой половины XIX века (А—И). — 256 с. — ISBN 978-5-935298-25-0.
  • Кадочникова В. А. Произведения живописи из личных коллекций императора Николая I и императрицы Александры Федоровны в собрании ГРМ // Коллекции и коллекционеры. Сборник статей по материалам научной конференции (Русский музей, Санкт-Петебруг, 2008) XVI. — 2009. — С. 81--89.