Спид, Скотт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Скотт Спид»)
Скотт Спид
Гражданство Флаг США США
Дата рождения 24 января 1983(1983-01-24) (41 год)
Выступления в чемпионате мира Формулы-1
Сезоны 2
Автомобили Toro Rosso
Гран-при 28
Дебют Бахрейн 2006
Последний Гран-при Европа 2007
Лучший финиш Лучший старт
9 (Монако 2007) 11 (Китай 2006)
Подиумы Очки БК
0 0 0

Скотт Э́ндрю Спид (англ. Scott Andrew Speed); родился 24 января 1983 года, в Мантике, Калифорния, США) — американский автогонщик, пилот серии Формула-1 в составе команды Toro Rosso в сезонах 2006 и 2007 годов. Спид ушёл из Формулы-1 со скандалом, обвинив руководителя команды Франца Тоста в рукоприкладстве (сам Тост это отрицает).[1]

После ухода из Ф1 дебютировал в гонках сток-каров — сериях ARCA Remax и NASCAR Craftsman Truck Series.

Ранние годы

Карьера Спида началась в 10 лет с картинга, он выступал в нём с 1993 по 2001. В 2003 принял участие в Британской Формуле-3 после попадания в программу поддержки молодых пилотов Red Bull. В течение года он боролся с язвенным колитом, формой воспалительного заболевания кишечника, и в связи с этим вернулся в Штаты.[2]

2004 год принёс два титула Спиду, который сначала выиграл Формулу-Рено 2000 Еврокубок и позднее Немецкую Формулу-Рено. И это несмотря на усилившийся колит и проведённую позднее операцию.[2] Его успехи позволили ему принять участие в дебютном сезоне GP2 в 2005 в качестве напарника Кана Артама. Позднее Спид был представлен в качестве первого пилота команды, и завершил сезон третьим позади Нико Росберга и Хейкки Ковалайнена.

В конце 2005 Спид провёл три первых гонки в новой серии А1 Гран-при за команду США, его лучшим результатом стало четвёртое место в основной гонке на этапе в Эшториле.

Формула-1

2005

Спид в качестве третьего пилота Red Bull на Гран-при США 2005 года

В 2005 году на Гран-при Канады, Спид стал тест-пилотом Red Bull Racing; и стал первым американским пилотом Формулы-1 со времён ухода Майкла Андретти в 1993. Так же он принял участие в пятничных заездах на Гран-при США.

Вслед за покупкой Minardi, Red Bull Racing объявила о создании команды Scuderia Toro Rosso, а в качестве основных пилотов Спида и Витантонио Льюцци на сезон 2006.

2006

Его дебют состоялся на Гран-при Бахрейна, где он финишировал тринадцатым. Неделей спустя на Гран-при Малайзии он сошёл после 41 круга из-за проблем со сцеплением.

После Гран-при Австралии казалось что он набрал первое очко для Toro Rosso. Но ему дали штраф 25 секунд за обгон под жёлтыми флагами, что отбросило его на девятое место. Ему также пришлось заплатить $5000 за оскорбительные выражения после гонки направленные Дэвиду Култхарду.

Он завершил Гран-при Сан-Марино на 15-м месте. Неделю спустя после прорыва на Гран-при Европы он финишировал 11-м. Он сошёл на Гран-при Испании из-за проблем с мотором. В своём первом Гран-при Монако он финишировал 13-м.

Спид на Гран-при Канады 2006 года

Он сошёл с дистанции Гран-при Великобритании на первом круге после инцидента с Ральфом Шумахером. У Спида получился хороший прорыв на Гран-при Канады финишировал 10-м.

В США он показал один из лучших своих квалификационных результатов — 13-е место, но сошёл уже на первом круге. Во втором повороте Хуан-Пабло Монтойя протаранил и закрутил своего напарника Кими Райкконена. Затем Монтойя врезался в Дженсона Баттона, а он врезался передними колёсами в задние колёса BMW Sauber Ника Хайдфельда и Ник взмыл в воздух. Спид в итоге врезался в болид Райкконена. Никто из гонщиков не пострадал. Спиду не повезло, в то время как его напарник Льюцци финишировал восьмым и набрал для команды первое очко.

На Гран-при Франции он финишировал 10-м, вслед за Дэвидом Култхардом. Это были мужественные усилия со стороны Спида, который испытывал проблемы со спиной и дыханием, после аварии на пятничной практике. После аварии в первой части квалификации Гран-при Германии, Спид пробился на 12-е место. На Гран-при Венгрии он финишировал 11-м в четырёх кругах от лидера, но это было из-за очень меняющихся погодных условий и дождя.

На Гран-при Турции Спид стартовал 18-м, но финишировал лишь 13-м из 15 классифицированных пилотов. На следующем этапе в Италии, Спид квалифицировался на неплохом 15-м месте в домашней гонке Scuderia Toro Rosso, но в гонке он разочаровал, отыграв всего лишь два места и финишировал на 13-м месте.

На Гран-при Китая Спид показал лучший квалификационный результат в карьере — 11-е место на стартовой решётке, но на сырой трассе у его болида появились проблемы со сцеплением, и он откатился на четырнадцатое место. Следующим этапом стал Гран-при Японии, где Спид ужасно провёл квалификацию, показав всего-лишь 19-е время. Но из-за проблем с рулевой колонкой за 5 кругов до конца гонки, Скотт сошёл в боксах. Тем не менее он был классифицирован, так как прошёл 90 % гоночной дистанции.

На финальном этапе в Бразилии, Спид хорошо провёл гонку финишировав 11-м при старте с 17-го места и 17 классифицированных болидах.

После множества слухов 24 февраля 2007 года Scuderia Toro Rosso подтвердила что Спид продолжит гоняться в сезоне 2007 Формулы-1.[3] Его напарником остался Витантонио Льюцци.

2007

Спид за рулём STR2 на Гран-при Великобритании 2007 года

2007 сезон Спида стал большим разочарованием, во многом из-за технических проблем и аварий. У него было два серьёзных инцидента с Александром Вурцем в Великобритании и Канаде. После разворота в дождевом Гран-при Европы он провёл последнюю гонку за команду. После гонки также сообщалось, что глава команды Франц Тост ударил Скотта,[4], но сам Тост отрицал это.[5] Спид также перешёл в словесную атаку, он сказал что команда хотела избавиться от него и от Льюцци.[6] Выступления Спида за Toro Rosso в оставшейся части сезона вызывало большие сомнения.[4] Казалось бы сомнения рассеялись. После предсезонных тестов и получения места в команде.

Тем не менее, перед Гран-при Венгрии было объявлено что его заменит запасной пилот BMW Sauber Себастьян Феттель. Единственным лучом света в этом сезоне стало девятое место на Гран-при Монако.

31 июля 2007 Спид разоравал контракт со Scuderia Toro Rosso и его заменил другой гонщик поддержки молодых пилотов Red Bull Себастьян Феттель.[7] Феттель также принял участие за команду в 2008, а в 2009 году перешёл в основную команду Red Bull. Спид сказал что дело было не в количестве денег.[8] Несмотря на это, Спид сохранил хорошие отношения с Red Bull и сохранил позицию запасного пилота в Гран-при США 2008 года.[9]

Травма

2019

16 августа 2019 года американец, второй сезон весьма успешно выступающий в ралли-кроссе за команду Subaru, повредил позвоночник в ходе квалификации на этапе Nitro World Games в штате Юта. Причиной травмы стало излишне жёсткое приземление его машины после прыжка. Команда Subaru Motorsports USA, за которую выступает Спид, объявила, что гонщик не сможет принять участие в оставшихся этапах сезона.

NASCAR

Скотт Спид на пит-стопе за рулём #2 Red Bull Toyota на трассе Поконо в 2008 Pocono 200.

Результаты выступлений

Гоночная карьера

Сезон Серия Команда Гонки Поулы Победы Очки Место
2002 Formula Dodge National Championship ? 11 5 2 135 3
Формула-Мазда Doublefield Racing 4 2 1 218 18
2003 Британская Формула-3 Alan Docking Racing 14 0 0 3 23
2004 Формула-Рено 2000 Еврокубок Motopark Academy 16 9 8 402 1
Формула-Рено 2000 германия Motopark Academy 14 3 4 293 1
Asian Formula Renault Challenge Shangsai FRD GT Tires Team 2 1 1 Н/Д* НКЛ*
2005 Формула-1 Red Bull Тест-пилот
GP2 iSport International 23 1 0 67.5 3
2005-06 А1 Гран-при США 6 0 0 23† 16†
2006 Формула-1 Toro Rosso 18 0 0 0 20
2007 Формула-1 Toro Rosso 10 0 0 0 21
ARCA RE/MAX Series Eddie Sharp Racing 1 0 0 195 Н/Д
2008 ARCA RE/MAX Series Eddie Sharp Racing 21 3 4 5150 5
NASCAR Craftsman Truck Series Bill Davis Racing 16 1 1 2058 21
NASCAR Sprint Cup Series Red Bull Racing Team 5 0 0 366 55
2009 NASCAR Sprint Cup Series Red Bull Racing Team
NEMCO Motorsports
35 0 0 2690 35
NASCAR Nationwide Series Michael Waltrip Racing 13 0 0 1591 34
Rolex Sports Car Series — DP Chip Ganassi Racing 1 0 0 21 62
2010 NASCAR Sprint Cup Series Red Bull Racing Team 36 0 0 3178 30
2011 NASCAR Sprint Cup Series Max Q Motorsports
Whitney Motorsports
13 0 0 0 68†
NASCAR Nationwide Series Kevin Harvick Incorporated
Key Motorsports
5 0 0 53 59
IndyCar Series Dragon Racing 0 0 0 НК
2012 NASCAR Sprint Cup Series Means Racing
Leavine Family Racing
Go Green Racing
17 0 0 124 42
NASCAR Nationwide Series Key Motorsports 11 0 0 0 140†
2013 NASCAR Sprint Cup Series Leavine Family Racing 14 0 0 99 41
Global RallyCross Championship Andretti Autosport 9 - 2 94 5
2014 Global RallyCross Championship Andretti Autosport 10 - 3 344 3
Lamborghini Super Trofeo North America Jota Corse 2 1 0 0 НК†
2014/2015 Формула Е Andretti Autosport 4 0 0 18 15
2015 Global RallyCross Championship Andretti Autosport 12 - 2 456 1
2016 Global RallyCross Championship Andretti Autosport 11 - 4 571 1
Audi Sport TT Cup  Audi Sport 2 0 0 0 НК†
2017 Global RallyCross Championship Volkswagen Andretti Rallycross 12 - 4 826 1
2018 Americas Rallycross Championship Volkswagen Andretti Rallycross 4 - 2 112 1
2019 Americas Rallycross Championship Subaru Rally Team USA 4 - 1 100 6

* Не набирал очков, так как не провёл 75 % гоночной дистанции чемпионата.
† — Поскольку Спид был гостевым пилотом, он не мог получать очки. ‡ Включая очки, набранные другими гонщиками команды США.

Результаты выступлений в GP2

Легенда к таблице
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы чемпионата мира. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример Описание
1 Победитель
2 Второе место
3 Третье место
5 Финишировал, заработав очки
Сход Не финишировал, но при этом заработал очки
12 Финишировал, не получив очков
НКЛ Финишировал, но не попал в финальную классификацию
15 Участвовал вне зачёта, либо по отдельной классификации
18 Не финишировал, но попал в финальную классификацию
Сход Не финишировал
НКВ Не прошёл квалификацию
НПКВ Не прошёл предквалификацию
ДСК Дисквалифицирован
ИСК Исключён из протокола соревнований
ТТ Участвовал только в тренировках
НС Участвовал в квалификации, но не стартовал в гонке
Т Травмирован или болен
ОТК Отказ от участия
НТР Прибыл на соревнования, но на трассу не выезжал
НПР Был заявлен в числе участников, но не прибыл к началу соревнований
О Соревнования отменены
Не участвовал
Поул-позиция
Быстрый круг
Год Команда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ЛЗ Очки
2005 iSport International САН
1

3
САН
2

Сход
ИСП
1

2
ИСП
2

3
МОН
1

4
ЕВР
1

16
ЕВР
2

12
ФРА
1

15
ФРА
2

18
ВЕЛ
1

4
ВЕЛ
2

2
ГЕР
1

4
ГЕР
2

3
ВЕН
1

Сход
ВЕН
2

19
ТУЦ
1

5
ТУЦ
2

4
ИТА
1

Сход
ИТА
2

15
БЕЛ
1

4
БЕЛ
2

4
БАХ
1

Сход
БАХ
2

19
3 67.5

Результаты выступлений в Формуле-1

Легенда к таблице
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы чемпионата мира. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример Описание
1 Победитель
2 Второе место
3 Третье место
5 Финишировал, заработав очки
Сход Не финишировал, но при этом заработал очки
12 Финишировал, не получив очков
НКЛ Финишировал, но не попал в финальную классификацию
15 Участвовал вне зачёта, либо по отдельной классификации
18 Не финишировал, но попал в финальную классификацию
Сход Не финишировал
НКВ Не прошёл квалификацию
НПКВ Не прошёл предквалификацию
ДСК Дисквалифицирован
ИСК Исключён из протокола соревнований
ТТ Участвовал только в тренировках
НС Участвовал в квалификации, но не стартовал в гонке
Т Травмирован или болен
ОТК Отказ от участия
НТР Прибыл на соревнования, но на трассу не выезжал
НПР Был заявлен в числе участников, но не прибыл к началу соревнований
О Соревнования отменены
Не участвовал
Поул-позиция
Быстрый круг
Год Команда Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Место Очки
2005 Red Bull Racing Red Bull RB1 Cosworth TJ2005 3.0 V10 АВС
МАЗ
БАХ
САН
ИСП
МОН
ЕВР
КАН
тест
СОЕ
тест
ФРА
ВЕЛ
ГЕР
ВЕН
ТУЦ
ИТА
БЕЛ
БРА
ЯПО
КИТ
НКЛ 0
2006 Scuderia Toro Rosso Toro Rosso STR01 Cosworth TJ2005-2 3.0 V10 БАХ
13
МАЗ
Сход
АВС
11
САН
15
ЕВР
11
ИСП
Сход
МОН
13
ВЕЛ
Сход
КАН
10
СОЕ
Сход
ФРА
10
ГЕР
12
ВЕН
11
ТУЦ
13
ИТА
13
КИТ
14
ЯПО
18
БРА
11
20 0
2007 Scuderia Toro Rosso Toro Rosso STR02 Ferrari 056 2.4 V8 АВС
Сход
МАЗ
14
БАХ
Сход
ИСП
Сход
МОН
9
КАН
Сход
СОЕ
13
ФРА
Сход
ВЕЛ
Сход
ЕВР
Сход
ВЕН
ТУЦ
ИТА
БЕЛ
ЯПО
КИТ
БРА
21 0

Личная жизнь

В данный момент Спид проживает в Шарлотт (Северная Каролина) где он живёт со своей супругой Амандой С. Мэттис.

Его брат Алекс выступает в картинговых чемпионатах Америки и уже три раза стал чемпионом.

Примечания

  1. Скотт Спид: «Все, с меня хватит!». Дата обращения: 28 мая 2009. Архивировано 30 мая 2009 года.
  2. 2,0 2,1 Scott Speed www.formula1.com Архивная копия от 30 сентября 2007 на Wayback Machine Retrieved 1 July 2007
  3. Oh yes, and Toro Rosso confirms Speed, grandprix.com (25 февраля 2007). Архивировано 27 февраля 2007 года. Дата обращения 25 февраля 2007.
  4. 4,0 4,1 Scuffle could spell end to Speed's career, flagworld.auto123.com (23 июля 2007). Архивировано 28 сентября 2007 года. Дата обращения 23 июля 2007.
  5. Franz Tost denies assaulting STR's Speed, duemotori.com (24 июля 2007). Архивировано 27 сентября 2007 года. Дата обращения 24 июля 2007.
  6. Speed says Toro Rosso want rid of him and Liuzzi, uk.reuters.com (23 июля 2007). Архивировано 26 декабря 2007 года. Дата обращения 23 июля 2007.
  7. Toro Rosso axe Speed for Vettel, BBC Sport (31 июля 2007). Архивировано 20 июля 2022 года. Дата обращения 31 июля 2007.
  8. autosport.com — F1 News: Interview: Speed hits back. Дата обращения: 9 июня 2009. Архивировано 15 мая 2009 года.
  9. Straw, Edd; Noble, Jonathan. STR refugees in hunt for jobs (англ.) // Autosport. — 2007. — August (vol. 189, no. 7). — P. 8.

Ссылки