Синано (река)
Синано | |
---|---|
яп. 信濃川 | |
Характеристика | |
Длина | 367 км |
Бассейн | 11 900 км² |
Расход воды | 503 м³/с (Одзия) |
Водоток | |
Исток | |
• Местоположение | Кобусигатаке |
• Координаты | 35°54′47″ с. ш. 138°43′11″ в. д.HGЯO |
Устье | Японское море |
• Местоположение | город Ниигата |
• Высота | 0 м |
• Координаты | 37°56′51″ с. ш. 139°04′00″ в. д.HGЯO |
Расположение | |
Водная система | Японское море |
|
|
Страна | |
Регионы | Ниигата, Нагано |
|
Сина́но[1], или Синано-гава (яп. 信濃川), в префектуре Нагано — Тикума или Тикума-гава (яп. 千曲川)[2], протекающая на острове Хонсю, — самая длинная из рек Японии. Её протяжённость — 367 км[3], на территории её бассейна (11900 км²) проживает почти три миллиона человек[4][2]. Протекает по территории префектур Ниигата и Нагано. По площади бассейна Синано занимает третье место после Тоне и Исикари[5]. Согласно японской классификации, Синано является рекой первого класса[4].
Этимология
В низовьях река называется Синано, так как она текла из провинции Синано, на месте которой сегодня расположена префектура Нагано[6].
В Нагано река называется Тикума — «река тысячи изгибов»[7].
Течение
Исток реки находится под горой Кобусигатаке (яп. 甲武信ヶ岳, высотой 2475 м), на границе префектур Сайтама, Яманаси и Нагано. В верховьях река носит название Тикума и течёт на север через горы, протекая через впадины Саку (яп. 佐久盆地) и Уэда (яп. 上田盆地). Дальше река протекает через долину Сакаки (яп. 坂城広谷) и город Тикума, ниже которого Тикума попадает во впадину Нагано, по которой она, петляя, течёт на северо-восток. Тикума протекает через город Нагано, где в неё впадает левый приток Сайгава (яп. 犀川). После Нагано река вновь течёт по горным ущельям, протекая через города Накано и Иияма[8][2].
У Миянохара река пересекает границу префектуры Ниигата и меняет своё название на Синано. Она образует речные террасы и течёт через город Токамати, на территории которого в неё впадает Уоно (яп. 魚野川). Далее Синано течёт на север через город Одзия до города Нагаока, где начинается её конус выноса. В городе Цубаме от реки ответвляется водоотводный канал Окодзу (яп. 大河津分水路), после чего река вбирает в себя приток Карията (яп. 刈谷田川). Чуть ниже от неё ответвляется рукав Наканокути (яп. 中ノ口川, 31,9 км[9]). Далее Синано объединяется ещё с несколькими притоками и течёт по равнине Этиго. Недалеко от устья в реку вновь впадает рукав Наканокути и ответвляется водоотводный канал Секия (яп. 関屋分水路), после чего Синано впадает в Японское море в порту Ниигата[8][10].
В среднем течении река протекает по разлому Фосса-Магна, разделяющему Японию на восточную и западную части[6][11].
В Ниигате через реку переброшен мост Бандай длиной 306,9 метра, считающийся символом города и признанный важным объектом культурного наследия[12].
В низовьях протекает через аллювиальную равнину Этиго[6] или Синано[13], образованную наносами рек Синано и Агано[13]. Она является самой большой равниной Японии, с плодородной почвой, с обширными рисовыми полями[14].
Притоки
У реки есть 116 притоков[15].
Среди крупнейших из них можно упомянуть:
- Сай (Сайгава), расход воды 124 м³/с (Коити), площадь бассейна 2773 км²[6]
- Уоно, крупнейший приток в среднем течении реки, расход воды 157 м³/с (Хориноути), площадь бассейна 1408 км²[6][16]
- Киёцу[6]
- Икараси, длина 38,7 км, площадь бассейна 310,1 км²[17]
В некоторых случаях реки Сай и Тикума рассматриваются как притоки Синано[18][19].
Гидрография
Уклон реки в верховьях выше впадины Саку составляет около 1/30, между впадиной Саку и мостом Тикума — 1/200-1/400, от моста Тикума до впадины Иияма — 1/1000-1/1500. От устья Сайгавы до Хата, где река течёт через горы, уклон составляет около 1/20, во впадине Мацумото — 1/100-1/300, там река образует конус выноса. От границы префектуры Ниигата до устья Уоно уклон составляет 1/200-1/400, от Одзия до Нагаоки — 1/700-1/1300, от Нагаоки до водоотводного канала Окоцу — 1/3000, оттуда до устья — 1/3700-1/15000[8].
Среднегодовая норма осадков в районе реки составляет около 900 мм в год у Нагано, около 2300 мм в год у Нагаоки и около 1800 мм в год у Ниигаты[8].
Бассейн реки находится на территории префектур Ниигата, Нагано и Гифу. Около 70 % бассейна реки занимает природная растительность, около 19 % — сельскохозяйственные земли, около 2 % — водная поверхность, около 9 % застроено[8].
На начало XXI века средний расход воды составляет 503 м³/с у Одзия[6].
На начало XX века среднее количество воды составляло 624 м³ в секунду, в межень до 340, в половодье до 5000 м³[14].
В 1860-х-1870-х годах, согласно измерениям шотландского инженера Брантона, средний расход воды Синано составлял 1,5 млн кубических футов в минуту, летом — 0,7 млн, в половодье до 14 млн[20].
История
Около 1-7 тыс. лет назад Синано, как и протекающая восточнее река Агано, впадала в лагуну, расположенную на месте нынешнего города Ниигата. К началу XI века накопившиеся в лагуне речные осадки привели к формированию новой береговой линии, близко к современной, а вдоль побережья образовались высокие песчаные дюны. К началу эпохи Эдо реки текли по курсу, близкому к современному, за исключением того, что Агано, ранее впадавшая прямо в Японское море, стала впадать в Синано недалеко от её устья[21].
Низовья Синано (равнина Этиго) представляли собой низинную заболоченную местность, где было множество озёр; эти края часто страдали от наводнений. В 1592 году Наоэ Ямасиро-но-Ками предпринял первый крупный гидротехнический проект на равнине, проект Сугуэ, в рамках которого русло реки было перенесено на запад[22][6]. В 1730 году был выкопан отводной канал Мацугасаки, напрямую соединивший Агано с морем недалеко от места её впадения в Синано. Канал был перекрыт шлюзом, но на следующий год весеннее половодье прорвало шлюз, тем самым превратив канал в основное течение реки[23][6].
С 1600 по 1900 год равнины в низовьях Синано затапливало около 100 раз, наводнения случались каждые 3-4 года[6]. В начале XVIII века местный торговец Хоммая Кадзуэмон впервые предложил построить отводной канал южнее Ниигаты, около Окодзу, для борьбы с наводнениями. Канал должен был иметь длину 10 км и проходить через твёрдые породы, в отличие от предыдущих каналов. В 1842 сёгунат провёл оценку стоимости постройки канала и отказался от него как от слишком дорогого проекта. Кроме сложных геологических условий проблемой являлась постройка достаточно прочной дамбы на западном берегу, через которую вода должна была переливаться только в случае наводнения. К тому же, проект встретил сопротивление торговцев и властей Ниигаты, опасавшихся, что постройка канала может привести к обмелению порта[24].
В 1868 произошло очередное крупное наводнение, и на следующий год было принято решение о постройке канала Окодзу[6]. В 1870 году было основано Бюро по отводу воды Синано (Синано-бунсуй-якусё) с бюджетом в миллион рё[25]. Противодействие проекту продолжжалось, и в 1871—1873 годах правительство отправило двух европейских инженеров, шотландского инженера Брантона и голландца Исаака Линдо, провести экспертизу проекта. Брантон, который более всего был заинтересован в использовании порта Ниигаты для международной торговли, высказался резко отрицательно, заявив, что проект точно приведёт к обмелению устья реки[25]. Линдо был не так категоричен, но тоже подчёркивал многочисленные проблемы, с которыми был сопряжён проект, включая частые оползни при его строительстве[25]. В результате их отзывов и народных волнений 1872 года, а также колоссальных расходов на постройку, в 1875 году Окубо Тосимити принял решение о заморозке проекта[25][6]. К тому моменту большая часть канала, за исключением дамбы на берегу, была готова[25].
В 1881 году местные жители — землевладельцы и мелкие торговцы,- ратовавшие за завершение канала, основали организацию Синаногава тисуй кайся с целью сбора денег на завершение проекта[25][6]. Кроме того, они добились разрешения на постройку новых защитных дамб вдоль реки[25].
В 1896 году очередное крупное наводнение подтолкнуло власти к действию. Прорыв дамбы у Йокоты привёл к гибели 43 человек и затоплению более 43 тыс. домов и 58 тыс. га полей. К тому моменту победа в Японо-китайской войне обеспечила властям финансовую возможность поддержать проект; по всей стране на борьбу с наводнениями было выделено 100 миллионов йен. Работы возобновились в 1909 году с использованием современных материалов и технологий. Вместо дамбы канал от реки должен был отгородить механический шлюз наподобие использовавшихся при строительстве Панамского канала, где работал один из новых руководителей проекта, Акира Аояма. В 1922 году канал был завершён. После этого на равнине Этиго больше не было катастрофических наводнений[26][6].
Шлюз пропускал в канал достаточно воды, чтобы та размыла его основание, и 24 июня 1927 года произошёл прорыв реки. Вода полностью перестала течь по основному руслу, вместо этого уходя по каналу напрямую в Японское море. Это привело к незватке воды для ирригации 27300 га полей, прекращению водоснабжения 9 городов, включая Ниигату, и невозможности навигации на участке реки между Нагаокой и Ниигатой. Для восстановления гидроузла потребовалось ещё 4 года и 4,5 миллиона йен. Плотина была перенесена выше по течению, а русло канала укреплено бетоном. В таком виде канал продолжает действовать по сегодняшний день[26][6]. В 1992 году началась постройка новой плотины на смену старой. Проект был закончен в 2000—2002 годах[6].
В 1972 году в Ниигате был открыт отводной канал Секия[6].
Флора и фауна
Река протекает через один из важнейших рисоводческих регионов Японии. Вдоль реки растут рощи ивы и ореха Зибольда; распространены фитоценозы лоха зонтичного и тростника обыкновенного. В Синано водятся аю, крупночешуйная краснопёрка-угай, Opsariichthys platypus (троегубы), кета. Из птиц у реки наблюдаются восточная камышовка, красноухая овсянка и овсянка-ремез. Особо важными считаются следующие виды: орлан-белохвост, растение пятичленник китайский, бабочка голубянка аргирогномон и рыба Tribolodon nakamurai (дальневосточные краснопёрки)[27].
Хозяйственное использование
На начало 1990-х годов 1490 м³/с реки и её притоков используется для производства электроэнергии (ежегодно производится 4,35 МВ/ч), 330 м³/с — для ирригации 85 тыс. га полей, 26 м³/с — для нужд промышлености, 9 м³/с — для водоснабжения населённых пунктов и 14 м³/с — для прочих нужд[28].
Во впадине Нагано вода Тикумы используются для полива многочисленных фруктовых садов, благодаря солнечному, холодному и сухому климату там выращивают яблоки, абрикосы и персики. На равнине Этиго воды реки отводятся для полива рисовых полей. В префектуре Нагано для полива около трети сельскохозяйственных земель (более 34 тыс. га) используется вода Тикумы, в префектуре Ниигата речная вода используется для полива более 40 % земель (более 75 тыс. га)[6].
Кроме того, в горных районах, где выпадает очень много снега, в притоки реки сбрасывается выпавший в городе снег[6].
На территории нынешней префектуры Нагано судоходство на реке началось в 1790 году[6]. На начало XX века река была судоходна для небольших судов на 75 км[14].
Наводнения
Некоторые районы Ниигаты у устья Синано лежат ниже уровня реки и уровня моря, что является результатом значительного проседания почвы между 1955 и 1975 годами. Для защиты города от наводнений на берегах реки в 1983—1987 годах была увеличина высота дамб, на них был разбит парк Ясурагитэй[29].
Крупнейшее в истории наводнение в верховьях реки произошло 1-2 августа 1742 года, его называют Ину-но-мансуй. Уровень воды поднялся на 5 метров, и, по оценкам, в результате погибло около 2800 человек, а восстановление региона заняло несколько десятилетий[6]. В ХХ и XXI веках самые разрушительные наводнения происходили в 1917, 1959, 1961, 1969, 1981, 1983, 2004 и 2011 годах. В 1959 году наводнение привело к гибели 53 человек (погибли или пропали без вести), было затоплено 4500 домов. В 1981 году погибло 2 человека и пострадало 2948 дома[30].
На конец 1980-х на реке и её притоках имелось 85 плотин[15].
Примечания
- ↑ Сина́но // Словарь географических названий зарубежных стран / Отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 336.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 千曲川 (яп.). 日本の川. Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии (2008). Дата обращения: 10 сентября 2021. Архивировано 14 августа 2021 года.
- ↑ [Фото Путешествие по рекам Японии] . nippon.com (5 июня 2015). Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 10 сентября 2021 года.
- ↑ 4,0 4,1 信濃川 (яп.). 日本の川. Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии (2008). Дата обращения: 10 сентября 2021. Архивировано 2 декабря 2021 года.
- ↑ Goodboone.com (яп.). Дата обращения: 4 сентября 2013. Архивировано 19 августа 2013 года.
- ↑ 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 6,12 6,13 6,14 6,15 6,16 6,17 6,18 6,19 6,20 Shinano River (англ.). www.japanriver.or.jp. Foundation of River and Basin Integrated Communications (2002). Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 12 января 2022 года.
- ↑ Wigen, Kären. 2. Shinano Up Close // A Malleable Map: Geographies of Restoration in Central Japan, 1600-1912 (англ.). — Berkeley: University of California Press, 2010. — P. 56—88. Архивная копия от 14 января 2022 на Wayback Machine
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 信濃川水系河川整備基本方針 (яп.). Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии. Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 21 января 2022 года.
- ↑ 中ノ口川 . kotobank.jp. Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 9 января 2022 года.
- ↑ Brown, Philip C. Call it A’Wash’? (англ.) // Historical Perspectives on Conundrums of Technological Modernization, Flood Amelioration and Disasters in Modern Japan’, The Asia-Pacific Journal: Japan Focus. — 2014. — Vol. 12, no. 7. Архивировано 14 января 2022 года.
- ↑ Hirabayashi, Teruo. NEOGENE CONGLOMERATES AND CENOZOIC GEOHISTORY OF THE NORTHERN FOSSA MAGNA IN CENTRAL JAPAN (Part I) (англ.) // Earth Science (Chikyu Kagaku). — 1970. — Vol. 24, no. 3. — P. 79—92b. Архивировано 14 января 2022 года.
- ↑ Прогулка по курорту с горячим источником и вдоль берега водной столицы . enjoyniigata.com. Дата обращения: 11 января 2022. Архивировано 11 января 2022 года.
- ↑ 13,0 13,1 Fukuoka, Masami. Damage to civil engineering structures (англ.) // Soils and foundations. — 1966. — Vol. 6, no. 2. — P. 45—52. Архивировано 12 января 2022 года.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Энциклопедии & Словари. — Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — Синано (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 сентября 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 15,0 15,1 SHIMIZU, Masayuki. Centralized operation systems for the rationalized management of water resources and for the saving of O/M cost of irrigation and drainage projects (англ.) // Journal of Irrigation Engineering and Rural Planning. — 1989. — No. 16. — P. 112—123. Архивировано 15 января 2022 года.
- ↑ Tanaka, Riki, Kenji Shirai, and Hirotaka Takahashi. On Flow Rate of “UONOGAWA” from Rainfall with Tank Model (англ.) // ICIC express letters. Part B, Applications: an international journal of research and surveys. — 2019. — Vol. 10, no. 4. — P. 327—334. Архивировано 15 января 2022 года.
- ↑ HUANG, Guangwei. Characterization of flood inundation in Sanjo City, Japan on July 13, 2004 (англ.) // Journal of Hydrodynamics, Ser. B. — 2006. — Vol. 18, no. 3. — P. 295—299.
- ↑ Omori, F. Note on the Destructive Earthquakes in the Shinanogawa Valley and those along the Japan Sea Coast (англ.) // Proceedings of the Tokyo Mathematico-Physical Society. 2nd Series. — 1908. — Vol. 4, no. 15. — P. 288—293. Архивировано 14 января 2022 года.
- ↑ Katano, Osamu, Hiroshi Hakoyama, and Shin-ichiro S. Matsuzaki. Japanese inland fisheries and aquaculture: status and trends (англ.) // Freshwater fisheries ecology. — 2015. — P. 231—240. Архивировано 14 января 2022 года.
- ↑ Brown, 2013, p. 96.
- ↑ Brown, 2013, p. 91—94.
- ↑ Brown, 2013, p. 94.
- ↑ Brown, 2013, p. 100.
- ↑ Brown, 2013, p. 100—101.
- ↑ 25,0 25,1 25,2 25,3 25,4 25,5 25,6 Brown, 2013, p. 102—104.
- ↑ 26,0 26,1 Brown, 2013, p. 104—107.
- ↑ 信濃川の自然環境 . www.mlit.go.jp. Дата обращения: 15 апреля 2022. Архивировано 18 декабря 2021 года.
- ↑ Shinano River, Japan’s Longest (англ.). www.japanriver.or.jp (1993). Дата обращения: 14 января 2022. Архивировано 14 января 2022 года.
- ↑ Yasuragitei Embankment — Bringing the water’s edge closer to you (англ.). www.japanriver.or.jp. Shinano River Work Office Hokuriku Regional Development Bureau, Ministry of Construction (2000). Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 12 января 2022 года.
- ↑ 信濃川の主な災害 (яп.). Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии. Дата обращения: 9 января 2022. Архивировано 18 декабря 2021 года.
Литература
- Brown, Philip C. 5. Constructing Nature // Japan at Nature's Edge: The Environmental Context of a Global Power (англ.) / edited by Ian Jared Miller, Julia Adeney Thomas and Brett L. Walker. — Honolulu: University of Hawaii Press, 2013. — P. 91—114.
Ссылки
- Ministry of Land, Infrastructure, Transport and Tourism (яп.) (недоступная ссылка). Архивировано 14 ноября 2011 года.
- Shinano River Work Office (англ.). www.hrr.mlit.go.jp. Дата обращения: 24 апреля 2020.