Рудьский культовый камень
Святилище | |
Рудьский культовый камень | |
---|---|
Страна | Молдавия |
Местоположение | Близ села Рудь, Рудь-Арионештская микрозона |
Первое упоминание | Бондарь Игорь - Интерпретация лапидарных символов на раннесредневековом поклонном камне близ села Рудь // Conferinţa Ştiinţifică Internaţională, Rezumatele comunicărilor. Chişinău 2020, p. 32[1] |
Дата основания | IX век |
Основные даты | |
Открыт в 2017 году Игорем Бондарем[2] | |
Материал | Оолитовый известняк, сарматский ярус верхнего миоцена неогеновой системы[2] |
Состояние | Постепенное разрушение вследствие естественных процессов эрозии[3] |
Рудьский культовый камень (также Рудянский культовый камень, Рудьская лапидарная стела, Поклонный камень Рудь, Христианское святилище тиверцев на Среднем Днестре[4]; рум. Stela lapidară cu semne şi simboluri medievale de la Rudi[5], Piatră de închinare medievală de la Rudi[2]) — мегалитический памятник раннесредневекового времени, расположенный у села Рудь в Молдавии[2].
Описание
Уникальный памятник историко-культурного наследия[3], открытый и изученный И.А.Бондарем[1][4], был обнаружен на территории Рудь-Арионештской микрозоны в Северной Молдавии, и фактически локализуется на стыке двух историко-географических областей — Подолья и Бессарабии[3].
Рудьский культовый камень находится на высоте порядка 150 метров над уровнем моря, в глубине лесной чащи на живописном мысу, расположенном по линии водораздела между каньоном реки Днестр и каньоном ручья Бульбоана[3]. Камень-святилище[2] — представляет собой монолит пирамидальной формы[3], вырезанный из отдельно стоящей скалы и обладает ярко выраженными «головой» и «туловищем», придающие ему выделяющийся архаичный антропоморфный облик[2].
Высота лицевой стороны культового камня — порядка 3 метров от основания до «макушки головы», высота алтарной полки — порядка 1 метра от основания, ширина лицевой стороны у основания — порядка 5 метров, толщина у основания порядка — 1 метра[2][3].
Рудьский камень — культовый памятник периода раннего распространения христианства в Днестровско-Прутском междуречье[3]. Камень-святилище является центральной доминантой раннесредневекового археологического комплекса IX—X вв[3], предназначался для нужд культового, а также календарного характера, и ориентирован на астрономически важные события[3]. Относится к Алчедар-Екимауцькому компоненту Лука-Райковецкой археологической культуры[2][3][4].
Уникальный объект не имеет прямых известных аналогов[3] и содержит в себе признаки влияния Первого Болгарского царства[4], Древней Руси, Византии и Скандинавии[3][4]. На сакральном объекте представлены солярные и лунарные знаки, человекоподобные фигуры, крестообразные тамги, ранее неизвестный тип двузубца[3][4].
Лицевая сторона памятника Раннего Средневековья, конструктивно состоит из: престола древнего типа[6]. и антропоморфной стелы с «туловом» и «головой»[3][4]. В композиционном отношении «архитектура святилища» составлена из следующих не разделимых друг с другом компонентов: престола древнего типа с ритуальными стоками для пролива жидкости, исходящими из центральной части алтарной полки; двух небольших прямоугольных ниш для раннесредневековых каменных, бронзовых или свинцовых икон, расположенных над престолом древнего типа, в центральной части культового камня; архаичной поверхности тулова испещрённого символами и знаками, с большим углублением в виде трилистника, занимающего большую часть тулова антропоморфной стелы поклонного камня; «головы» архаичного вида, зонально отделённой от тулова выраженной бороздкой[3][4][5][7].
«Голова» Рудьского поклонного камня, также покрыта символами и знаками, по большей части космогоническими среди которых имеется свастика, мировое дерево, знаки солнца и звёзд и т. д. «Голова» культового камня с космогоническими символами и знаками, представляет собой — модель мира[2][3][4][5][7]. На поклонном камне (как на престоле древнего типа, так и на боковых сторонах, а также на «макушке головы» имеются сакральные чашевидные углубления и подобные им лунки[2].
В центральной области тулова имеется отверстие, предположительно для крепления факела[2]. Знаки и символы лицевой стороны структурированы в три семантические сюжетные группы: на «голове» антропоморфной стелы культового камня, находится первая сюжетная зона — повествующая о сотворении мира; на тулове расположена вторая сюжетная зона — повествующая о Троице; третья сюжетная зона — повествующая об Иисусе Христе и защите Христовой, возвышается над прямоугольными нишами для икон, в правом нижнем углу антропоморфной части стелы[2][3][4].
Оборотная сторона Рудьского поклонного камня — представляет собой относительно ровную плоскость, испещрена в хаотичном порядке разнообразными, в том числе и очень редкими типами крестов, антропоморфными фигурками, встречается наложение одних знаков на другие[2].
Между алтарём древнего типа и туловом антропоморфной стелы, сохранился целый ряд глубоких следов от врезания металлических клиньев ваятелей этого древнего святилища, также имеются многочисленные следы шлифовки и иной обработки[2][3].
На создание Рудьского культового камня были потрачены большие ресурсы, а его формирование и обработка требовали развитой металлургической отрасли того времени, о чём свидетельствует более десятка вертикальных борозд от вбитых металлических клиньев над алтарной плоскостью поклонного камня[2][3]. Известно, что у летописных тиверцев и уличей, живших на землях Среднего Днестра, была сильно развита металлургия и железоделательное производство, что подтверждается обнаружением большого количества сыродутных горнов[2][8]. Поклонный камень Рудь находится на территории одного из 4 известных металлургических центров племенных гнезд тиверцев VІІІ-Х веков, напротив (через Днестр) металлургического центра племенного гнезда уличей[2][8]. Так, на расстоянии порядка 1 км от поклонного камня «Рудь» располагается поселение Рудь ХХ, открытое в конце 70-х гг. Во время археологических исследований в 1980 г. на поселении Рудь ХХ были обнаружены пять домниц для выплавки железа, яма для обогащения железной руды, собрано 57,7 кг железного шлака[2][9][8]. В раскопках поселения Рудь ХХ в 1982 г. было собрано 10,5 кг железного шлака, фрагменты воздуходувныхсопел, фрагменты стенок домниц, два вида железной руды[2][9]. Рудьский культовый камень астрономически ориентирован[10][2][11][12] таким образом, что в полдень, во время летнего и зимнего солнцестояний, светило находилось над «головой» антропоморфной стелы[2].
Краткое описание трёх сакральных сюжетов, символов и знаков
Лицевая сторона: Архитектура поклонного камня и выразительная скульптура его лицевой стороны, сильно подчеркивается системой лапидарных знаков[2]. Три сюжета знаков выстраиваются в симметрически чёткую, последовательную и лаконичную систему с ярко-выраженной семантикой сакрального объекта[2][3][4].
Первый сюжет является моделью мира и иллюстрирует мир божественный и запредельный для человека и находится на «голове» антропоморфного камня, он же демонстрирует связь мира человеческого с миром божественным, посредником которого является столбовой крестообразный идол, по-видимому, переосмысленный как поклонный крест с распятьем Иисуса Христа, ему поклоняется фигурка человека, и образ Оранты[2][3]. Первый сюжет несет в себе космогоническую вертикаль «Небо — Земля» посредством изображения столбового идола — поклонного креста, и мирового дерева[2][3].
Второй сюжет изобилует лапчатыми крестами и другими христианскими и дохристианскими символами, повествует о триединстве Бога, содержит отсылку к распятию и основывается на религиозной вертикали «Небеса — Ад»[2][3].
Третий сюжет посвящен образу Иисуса Христа и иконным нишам[2][3][4], в которые, предположительно, вставлялись стеатитовые или литые византийские иконы[2]. Именно к середине IX века в Византии окончательно побеждают почитатели икон и иконы становятся одним из важнейших атрибутов христианской веры византийской традиции[2]. Изображение Иисуса Христа в сочетании с княжеским двузубцем и знаком защиты является ядром третьего сюжета[2]. Образ Христа с нимбом находится под изваянной в камне книгой в форме кодекса с крестом, что может быть отсылкой к Евангелию[2]. Что же касается скандинавской руны старшего футарка R — Альгиз ᛉ, выступающей в роли идеограммы христовой «защиты», её использование стоит рассматривать в общем ключе достояния североевропейской культуры и как пример теснейших экономических и культурных связей со Скандинавией в эпоху раннего средневековья[2][3][13][14]. Третий сюжет образует единую композиционную симметрию с иконными нишами, престолом древнего типа и центральными жёлобками для пролива жидкости[2][3][4].
В центре поклонного камня находится символ, условно называемый «Тавро», являющийся обобщающим как для всех трех сюжетных зон, так и для многогранности семантики, заложенной в данный объект в роли «центра мира»[2][3][4].
Оборотная сторона: Сюжетные зоны — группы знаков, объединенных общей композиционной и семантической структурой, — не встречаются[2], однако встречаются композиции из двух антропоморфных крестов, крестоподобных человеческих фигурок, «несущих» кресты[2], и т. д.
Интересным объектом является двенадцатиконечный четырехчастный центральносимметричный криновидный крест[2][3][4], (В данном случае термин «криновидный» имеет весьма условный характер, так как крест, скорее, напоминает центральносимметричное сочетание 4 знаков, наподобие скандинавских рун R — Альгиз ᛉ старшего футарка)[2] в правой нижней части оборотной стороны камня[2]. Три элемента условного «крина» верхней части креста подверглись эрозии, вследствие чего произошло обрушение перегородок, разделяющих три верхних конца двенадцати-конечного креста[2]. Полная аналогия данному кресту обнаруживается на стенах скальной церкви № 7 комплекса восточной части Загайтанской скалы Инкермана[2][15], и в церкви скального комплекса Челтер-Мармара в Крыму. Частичная аналогия вырезана христианами на камнях кладки дромоса гробницы Царского кургана в Керчи, и датируется эпохой Раннего Средневековья[2][16]. Подобный крест, датируемый XI—XII веками, имеется в церкви № 21 из долины Гереме в Каппадокии[17]. Знак, аналогичный данному кресту, известен и у ильменских (новгородских) словен[2][18]. Обозначенный тип креста наиболее часто встречается в XI—XIV веках[2][15].
На оборотной стороне камня Рудь не встречаются лапчатые кресты, характерные для лицевой стороны поклонного камня[2]. Часто встречаемый элемент на крестах оборотной стороны — это трёхлепестковые криновидные лопасти нескольких крестов имеющие аналогию с некоторыми крестами «скандинавского типа»[2].
История открытия и исследования
Святилище «Рудьский культовый камень», было открыто входе целенаправленных поисков лапидарных памятников историко-культурного наследия раннесредневекового периода в микрозоне Рудь-Арионешты[2]. Обнаружению предшествовала гипотеза автора открытия, полностью подтвердившаяся входе поисковых мероприятий 2017 года[2][3][4]. Несмотря на то, что открытие нового памятника произошло в зоне, где десятилетиями работали археологические экспедиции[2], а неподалёку расположено село Рудь и знаменитый Рудянский Троицкий монастырь XVIII века, Рудьский культовый камень оставался неизвестным, так как, был скрыт от глаз толстым слоем мха и иной растительности, а также многовековыми наносами, чем круглогодично походил на обычную скалу, характерную для каньонов Рудь-Арионештской микрозоны[2].
Введение в научный оборот, началось 29-30 октября 2020 года, с полей ХХХ Ежегодной научной конференции с международным участием «Исследование, документирование и освоение историко-культурного наследия», Национального музея истории Молдовы[1], в ходе которой было заявлено об открытии и исследовании, а его результаты прошли апробацию научного сообщества[1][2][3].
В июне 2021 года, были проведены археологические изыскания, организованные Игорем Бондарем и Национальным археологическим агентством Республики Молдова, во главе с учёным-археологом Владом Ворником[7][5]. 16-17 июня 2021 года, учёными были сделаны соответствующие сообщения для общественности[7][5][10][12][11].
28 октября 2021 года, полноценная научная статья учёного-первооткрывателя, посвящённая исследованию Рудьского культового камня, а также расшифровке и интерпретации его символов и знаков, вышла в свет в научном журнале[2] Национального музея истории Молдовы — «Тирагетия, № 1, Археология. Античная история»[2]. Рецензентами исследования были известные и выдающиеся учёные — видные специалисты по Раннему Средневековью: Георгий Постикэ (Gheorghe Postică) и Ион Тентюк (Ion Tentiuc)[2].
В ноябре 2021 года, вышла в свет вторая научная статья по Рудьскому культовому камню, на этот раз в международном научном журнале Института археологии имени А. Х. Халикова Академии Наук Республики Татарстан — Археология Евразийских степей[3].
23 мая 2023 года, в столице Болгарии, городе София, в сборнике в честь 70-летия болгарского археолога Бориса Борисова, было опубликовано новое исследование по Рудьскому культовому камню — «Первое болгарское царство как возможный фактор культурного и религиозного влияния на появление раннесредневекового христианского святилища тиверцев на Среднем Днестре»[4].
Значение
Исследования свидетельствует о том, что поклонный комплекс был культовым центром крупного племенного гнезда тиверцев[2][3][4], древним христианским храмом под открытым небом[2]. Почитать храм могли и представители разных народов, и разных верований[2], перемещающихся по второму международному торговому пути «из варяг в греки» по маршруту: Балтийское море — Висла — верховья Западного Буга — Днестр — Чёрное море[2][19]. Константин Багрянородный пишет, что «по сю сторону Днестра, в краю, обращенном к Булгарии, у переправ через эту реку, имеются пустые крепости, посреди самих строений древних крепостей, обнаруживаются некие признаки церквей и кресты, высеченные в песчанике»[20]. Далее перечисляются шесть крепостей и говорится о предании, согласно которому византийцы некогда имели там поселения[2]. Данное историческое сообщение дополнительно подтверждает наличие византийского присутствия на Днестре до Х века. Вполне допустимо предположить, что Византия как прямым, так и косвенным образом, оказала прямое влияние на христианизацию местного населения протогосударственного образования тиверцев и уличей, в эти же века, что отражается в древнерусской летописи Повести временных лет: «седяху бо по Днестру оли до моря» и «приседяху к Дунаеви», называемых греками «Великая скуфь»[2][21]. Таким образом, совершенно не удивительна вероятность принятия христианства византийской традиции местным княжеством, наряду с Болгарией, Сербией, более чем за век до крещения Руси[2][3][4]. Возможно, три сюжета поклонного камня в какой-то степени передают библейские сказания о сотворении мира, распятие Иисуса, воскрешение и защиту рода человеческого[2][3][4]. Рудьский культовый камень — имеет огромное значение для понимания раннесредневековой истории земель в междуречье Прута и Днестра, чересполосного проживания таких этносов как славяне и восточные романцы, международного и межкультурного взаимодействия славянского, тюркского, романского и древнегерманского миров[2][3][4]. Данное обстоятельство делает уникальный памятник Раннего Средневековья — международно значимым объектом историко-культурного наследия[2][3][4].
Литература
- Бондарь И. Интерпретация лапидарных символов на раннесредневековом поклонном камне близ села Рудь // Conferinţa Ştiinţifică Internaţională, Rezumatele comunicărilor. Chişinău 2020, p. 32.
- Бондарь И. Интерпретация сакральных символов и сюжетов на раннесредневековом поклонном камне близ села Рудь // Tyragetia, serie nouă, vol. XV [XXX], nr. 1, Arheologie. Istorie Antică, Chişinău, 2021 (Национальный музей истории Молдовы)
- Ленькова Е. Н., Бондарь И. А. К вопросу о влиянии кочевых племён степи на происхождение ряда символов раннесредневекового поклонного камня близ села Рудь // Археология Евразийских степей, (5), 2021. 343—357.
- Бондарь И. А. Первое болгарское царство как возможный фактор культурного и религиозного влияния на появление раннесредневекового христианского святилища тиверцев на Среднем Днестре // Сборник в чест на 70-годишнината на проф. Д-р Борис Д. Борисов, София, 2023 г. C. 185—195.
- Бондарь И. А. Руническая надпись нового скандинавского зооморфного амулета раннесредневекового времени, обнаруженного на Среднем Днестре в Молдавии // Скандинавская филология. 2022. Т.20. Вып. 1. C. 152.
- Бондарь И. А., Ленькова Е. Н. Анализ и интерпретация семантики скандинавского орнамента раннесредневекового топорика-чекана «Волжско-Камского типа» из южной зоны Молдавии. // Скандинавская филология. 2022. Т.20. Вып. 2. С. 373; 388.
- Трачук А. В. Металлургия хорватов, уличей и тиверцев Поднестровья в VIII—X вв. // Studia Historica Europae Orientalis = Исследования по истории Восточной Европы : науч. сб. Вып. 7. — Минск : РИВШ, 2014.
- Власенко И. Многослойное поселение Рудь XX (раскопки 1982 г.). // Tyragetia s.n. XI/1, 2017, 165—181.
- Гайдукевич В. Ф. Боспорские города. Уступчатые склепы. Эллинистическая усадьба. Илурат. Ленинград, 1981
- Могаричев Ю. М. Пещерные церкви Таврики. Симферополь, 1997..
- Мячикова И. И. Графические мотивы архаической языческой символики восточнославянских племен. Етнічна історія народів Європи 27, 2008, 137—147.
- Шевченко Ю. Ю. Храмы христиан юга Восточной Европы в эпоху великого переселения народов. Сіверщина в історії України 3, 2010, 67-75.
- Константин Багрянородный. Об управлении империей. Москва,1989.
- Повесть временных лет, ч. 1, Ленинград, 1950.
- Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de V abside et de ses abords. Paris, 1991.
- Tentiuc I. On the Viking enclaves and their relations with the inhabitants of the Carpathian — Dniester region between the 9th and the 11th centuries. Dacia N.S. LXII-LXIII, 2020, 250—286.
Источники
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Бондарь И. Интерпретация лапидарных символов на раннесредневековом поклонном камне близ села Рудь // Conferinţa Ştiinţifică Internaţională, Rezumatele comunicărilor. Chişinău 2020, p. 32.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 2,22 2,23 2,24 2,25 2,26 2,27 2,28 2,29 2,30 2,31 2,32 2,33 2,34 2,35 2,36 2,37 2,38 2,39 2,40 2,41 2,42 2,43 2,44 2,45 2,46 2,47 2,48 2,49 2,50 2,51 2,52 2,53 2,54 2,55 2,56 2,57 2,58 2,59 2,60 2,61 2,62 2,63 2,64 2,65 2,66 2,67 2,68 Бондарь И. Интерпретация сакральных символов и сюжетов на раннесредневековом поклонном камне близ села Рудь // Tyragetia, serie nouă, vol. XV [XXX], nr. 1, Arheologie. Istorie Antică, Chişinău, 2021 (Национальный музей истории Молдовы)
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 3,23 3,24 3,25 3,26 3,27 3,28 3,29 3,30 3,31 3,32 3,33 3,34 3,35 3,36 3,37 3,38 Ленькова Е. Н., Бондарь И. А. К вопросу о влиянии кочевых племён степи на происхождение ряда символов раннесредневекового поклонного камня близ села Рудь // Археология Евразийских степей, (5), 2021. 343—357.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 4,17 4,18 4,19 4,20 4,21 4,22 4,23 4,24 4,25 4,26 Бондарь И. А. Первое болгарское царство как возможный фактор культурного и религиозного влияния на появление раннесредневекового христианского святилища тиверцев на Среднем Днестре // Сборник в чест на 70-годишнината на проф. Д-р Борис Д. Борисов, София, 2023 г. C. 185—195.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 O relatare despre stela lapidară cu semne si simboluri medievale de la Rudi (r-nul Soroca), descoperită în 2017 de Igor Bondar (Сообщение о Рудьской лапидарной стеле со средневековыми символами и знаками, из Сорокского района, открытой Игорем Бондарем в 2017 г.) — https://bloknot-moldova.ru/news/khram-pod-otkrytym-nebom-molodoy-uchenyy-sdelal-po-1356631
- ↑ Шевченко Ю. Ю. Храмы христиан юга Восточной Европы в эпоху великого переселения народов. Сіверщина в історії України 3, 2010, 67-75.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Официальное видео Национального Археологического Агентства Республики Молдова, об археологических исследованиях Рудьского культового камня в 2021 г. — https://bloknot-moldova.ru/news/khram-pod-otkrytym-nebom-molodoy-uchenyy-sdelal-po-1356631
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Трачук А. В. Металлургия хорватов, уличей и тиверцев Поднестровья в VIII—X вв. // Studia Historica Europae Orientalis = Исследования по истории Восточной Европы : науч. сб. Вып. 7. — Минск : РИВШ, 2014.
- ↑ 9,0 9,1 Власенко И. Многослойное поселение Рудь XX (раскопки 1982 г.). // Tyragetia s.n. XI/1, 2017, 165—181.
- ↑ 10,0 10,1 Храм под открытым небом — учёный из Молдовы нашел уникальный объект — https://bloknot-moldova.ru/news/khram-pod-otkrytym-nebom-molodoy-uchenyy-sdelal-po-1356631
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Как выглядит уникальный памятник со знаками и символами близ села Рудь (ВИДЕО) — https://noi.md/ru/obshhestvo/kak-vyglyadit-unikalinyj-pamyatnik-so-znakami-i-simvolami-bliz-sela-rudi-video
- ↑ 12,0 12,1 Исследователь Игорь Бондарь сделал громкое научное открытие в селе Рудь Сорокского района — https://locals.md/2021/unikalny-hram/
- ↑ Бондарь И. А. Руническая надпись нового скандинавского зооморфного амулета раннесредневекового времени, обнаруженного на Среднем Днестре в Молдавии // Скандинавская филология. 2022. Т.20. Вып. 1. C. 152.
- ↑ Бондарь И. А., Ленькова Е. Н. Анализ и интерпретация семантики скандинавского орнамента раннесредневекового топорика-чекана «Волжско-Камского типа» из южной зоны Молдавии. // Скандинавская филология. 2022. Т.20. Вып. 2. С. 373; 388.
- ↑ 15,0 15,1 Могаричев Ю. М. Пещерные церкви Таврики. Симферополь, 1997
- ↑ Гайдукевич В. Ф. Боспорские города. Уступчатые склепы. Эллинистическая усадьба. Илурат. Ленинград, 1981
- ↑ Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de V abside et de ses abords. Paris, 1991
- ↑ Мячикова И. И. Графические мотивы архаической языческой символики восточнославянских племен. Етнічна історія народів Європи 27, 2008, 137—147.
- ↑ Tentiuc I. On the Viking enclaves and their relations with the inhabitants of the Carpathian — Dniester region between the 9th and the 11th centuries. Dacia N.S. LXII-LXIII, 2020, 250—286.
- ↑ Константин Багрянородный. Об управлении империей. Москва,1989.
- ↑ Повесть временных лет, ч. 1, Ленинград, 1950.
СМИ
- Храм под открытым небом — учёный из Молдовы нашел уникальный объект — https://bloknot-moldova.ru/news/khram-pod-otkrytym-nebom-molodoy-uchenyy-sdelal-po-1356631
- Как выглядит уникальный памятник со знаками и символами близ села Рудь (ВИДЕО) — https://noi.md/ru/obshhestvo/kak-vyglyadit-unikalinyj-pamyatnik-so-znakami-i-simvolami-bliz-sela-rudi-video
- Исследователь Игорь Бондарь сделал громкое научное открытие в селе Рудь Сорокского района — https://locals.md/2021/unikalny-hram/
- Официальное видео Национального Археологического Агентства Республики Молдова, об археологических исследованиях Рудьского культового камня в 2021 г. (Youtube)
- O relatare despre stela lapidară cu semne si simboluri medievale de la Rudi (r-nul Soroca), descoperită în 2017 de Igor Bondar (Сообщение о Рудьской лапидарной стеле со средневековыми символами и знаками, из Сорокского района, открытой Игорем Бондарем в 2017 г.) — https://bloknot-moldova.ru/news/khram-pod-otkrytym-nebom-molodoy-uchenyy-sdelal-po-1356631
- Археология
- История Руси
- Древнерусская архитектура
- Славянская мифология
- Раннее Средневековье
- Христианство в VIII веке
- Христианство в IX веке
- Достопримечательности
- Молдавия
- Славяне
- Язычество
- Святилища Древней Руси
- Первое Болгарское царство
- Скандинавия
- Викинги в культуре и искусстве
- Викинги
- Византия в культуре и искусстве
- Византия
- Археологические культуры
- Археологические артефакты
- Мегалиты
- Археоастрономия
- Рунические камни
- Рунические надписи
- Руны в германском мистицизме
- Руны
- Космогонические мифы
- Космогония
- Космогония в культуре и искусстве
- Календарные традиции
- Петроглифы
- Синкретические религии
- Стелы с надписями
- Пещерные монастыри
- Жертвоприношения
- Подолье
- Бессарабия
- Днестр
- Иконоборчество
- Иконоборцы
- Иконоборчество в Византии
- Иисус Христос в искусстве
- Иисус Христос
- Крест в христианстве
- Крест
- Тамги
- Рюриковичи
- Мировое древо
- Свастика
- Огонь в мифологии
- Луна в культуре и искусстве
- Солярный культ
- Солярные символы