Режиссёрский сценарий
Режиссёрский сцена́рий (также — режиссёрско-монтажный; постановочный; рабочий режиссёрский[1]) — рабочий сценарий с диалогами и чертежами мизансцен, хронометражем и раскадровкой, чередованиями планов и ракурсов, звуковым оформлением, который создаётся после написания литературного сценария[2], и представляет собой монтажный план всего фильма, комплексно решающий дальнейшую съёмку и работу актёров и операторов[3][4][5][6][7]. В нём также могут быть указания режиссёрам, операторам, художникам, гримёрам, костюмерам[8]. Создаётся режиссёром совместно с драматургом, сценаристом, художником[9].
Общепринятой формы режиссёрского сценария на данный момент не существует.
Издаётся в печатном виде[10].
История
До 1938 года режиссёр-постановщик считался автором монтажных листов.
Постановление Совнаркома СССР № 384 от 23 марта 1938 года ограничило подготовительный период создания художественных фильмов, при этом создание режиссёрского сценария входило в подготовительный период. Постановление № 982 Совета министров СССР от 19 июля 1956 года исключило из подготовительного периода разработку режиссёрско-монтажного сценария и установило, что запуск фильмов в подготовительный период должен производиться по утверждённым режиссёрским сценариям по соответствующей форме[11]. Постановлением Совета министров СССР № 196 от 24 февраля 1961 года киностудиям предоставлено право в период разработки режиссёрского сценария осуществлять подбор актёров и выезды в экспедиции для выбора мест натурных съёмок.
7 марта 1964 года издана Инструкция о порядке запуска художественных фильмов в производство[12], согласно которой неутверждённый литературный сценарий в тематическом плане, не может быть передан в режиссёрскую разработку; разработка режиссёрского сценария на основе утвержденного литературного сценария осуществляется кинорежиссёром-постановщиком, к разработке также привлекаются кинооператор, художник-постановщик, кинорежиссёр (или ассистент режиссёра), директор кинокартины, и автор литературного сценария и композитор (по музыкальным фильмам).
В 1974 году создание режиссёрского сценария возвращено в подготовительный период создания фильма, в 1977–1985 годах — включено в сценарный период.
Элементы
Режиссёрский сценарий всегда представляет собой таблицу, в максимальном объёме состоящую из следующих столбцов:
№ | Хронометраж | Раскадровка | Объект | Крупность | Действие | Диалоги | Звук | Реквизит | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 3 | Рисунки кадра | Экстерьер | Дальний план | Описание действия и заметки режиссёра | Имя героя и его реплика | Особенности звукового и
музыкального оформления |
Указывается значимый
реквизит для кадра |
Примечания режиссёра
относительно съёмок |
Как объект авторского права
Вопросы режиссёрского сценария как объекта авторского права остаются предметом исследований[13][14][15].
В. И. Серебровский считал, что «объектом авторского права следует признать режиссёрский (рабочий) сценарий, представляющий собою не только техническую, но и творческую разработку кинорежиссёром литературного сценария», по которому осуществляется постановка фильма[16].
А. И. Ваксберг и И. А. Грингольц считали, что режиссёр создаёт два объекта авторского права: режиссёрский сценарий и кинопостановку. Но при этом, сфера применения права на режиссёрский сценарий ограничивается его изданием и постановкой по данному сценарию[17].
Согласно статьям 1259 и 1260 ГК РФ, режиссёрский сценарий — сценарное производное произведение от литературного сценария (киносценария), и является основным произведением для разработки производных произведений, входящих в постановочный проект фильма, в том числе аудиовизуального.
См. также
Примечания
- ↑ Тимошенко, Сергей Александрович - Что должен знать кино-режиссер-[инженер фильмы [Текст] - Search RSL] . search.rsl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ Гращенкова, Ирина Николаевна - Советская кинорежиссура : История и современность. Пробл. и имена - Search RSL . search.rsl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ Дзиган, Ефим Львович - О режиссерском сценарии [Текст - Search RSL] . search.rsl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ Коломойцев, П. - Рождение кинофильма [Текст - Search RSL] . search.rsl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ Страдомский, Веслав - Снимаем любительский кинофильм [Текст - Search RSL] . search.rsl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ Герасимов, Сергей Апполинарьевич - Воспитание кинорежиссера [Текст - Search RSL] . search.rsl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ Коноплев, Борис Николаевич - Технология производства художественных фильмов [Текст - Search RSL] . search.rsl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ Ефимов, Эдуард Михайлович - Замысел - фильм - зритель - Search RSL . search.rsl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ Кинолента жизни - Рошаль Григорий Львович. — 1974. Архивная копия от 19 августа 2021 на Wayback Machine
- ↑ Гончаров, Андрей Александрович - Режиссерские тетради [Текст - Search RSL] . search.rsl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ Карточка издания: Справочник по производству художественных фильмов . unis.shpl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ С. М. Сукиасян. Правовое Регулирование Процесса Производства Фильмов По Заказу Гостелерадио Ссср . — Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ", 2019. — С. 227–229.
- ↑ Чернышева, Светлана Абрамовна - Правовое регулирование авторских отношений в кинематографии и телевидении - Search RSL . search.rsl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ Советское государство и право: ежемесячный журнал Архивная копия от 19 августа 2021 на Wayback Machine / АН СССР, Ин-т государства и права. — Москва: Наука, 1985. — Часть II. — Июль. — С. 143.
- ↑ Михайлова Н. С., Вахитова Ю. И. Режиссер-постановщик как субъект интеллектуальных прав: проблемы определения статуса // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2017. — Вып. 4 (38). — С. 497–507. — ISSN 1995-4190. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ Серебровский, Владимир Иванович - Вопросы советского авторского права [Текст - Search RSL] . search.rsl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
- ↑ Ваксберг, Аркадий Иосифович - Автор в кино [Текст - Search RSL] . search.rsl.ru. Дата обращения: 19 августа 2021. Архивировано 19 августа 2021 года.
Литература
- Единое положение о съемочной группе по производству художественных кинофильмов и правах и обязанностях основного её состава: Утв. М-вом кинематографии СССР 21/IV-1947 г. — Москва: Госкиноиздат, 1947 (тип. «Кр. печатник»). — 45 с.
- Ромм, М. И. О профессии кинорежиссера и месте кинематографа в современном мире / М. И. Ромм; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова, Каф. режиссуры худож. фильма. — М.: ВГИК, 1991. — 136 с.
- Коноплев, Б. Н. Основы фильмопроизводства — Москва: Искусство, 1969. — 447 с.
- Коноплев, Б. Н. Основы фильмопроизводства / Б. Н. Коноплев. — М.: Искусство, 1988. — 316 с.
- Кинопроизводство: Систематизированный сборник нормативных актов и ведомств. указаний / Гос. ком. Совета Министров СССР по кинематографии (Госкино СССР). — Москва: Искусство, 1973. — 1005 с.
- Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
- Горюнова, Г. Н. Организация производства кинофильмов / Г. Н. Горюнова. — Москва: Искусство, 1964. — 179 с.
- Девид К. Ирвинг и Питер В. Ри «Продюсирование и режиссура короткометражных кино- и видеофильмов» Москва, ГИТР, 2008
- Ирвинг, Д. К. Продюсирование и режиссура короткометражных кино- и видеофильмов / Дэйвид К. Ирвинг и Питер В. Ри. — 3-е изд. — Москва: ГИТР, 2009. — 415 с.
- Законопроект № 1052531-6 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (об охране интеллектуальных прав режиссеров-постановщиков)» / П. В. Крашенинников, Н. В. Панков, П. И. Пимашков, М. М. Галимарданов, Н. И. Горовой, Б. К. Балашов, В. П. Водолацкий, М. Т. Гаджиев.