Проектор (математика)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
На этом рисунке преобразование [math]\displaystyle{ P }[/math] является ортогональной проекцией на прямую [math]\displaystyle{ m }[/math].

В линейной алгебре и функциональном анализе линейный оператор [math]\displaystyle{ P }[/math], действующий в линейном пространстве, называется прое́ктором (а также опера́тором проеци́рования и проекцио́нным опера́тором) если [math]\displaystyle{ P^2=P }[/math]. Такой оператор называют идемпотентным.

Несмотря на свою абстрактность, это определение обобщает идею построения геометрической проекции.

В качестве определения можно использовать следующее свойство проектора: линейный оператор [math]\displaystyle{ P:X\to X }[/math] является проектором тогда и только тогда, когда существуют такие подпространства [math]\displaystyle{ U }[/math] и [math]\displaystyle{ V }[/math] пространства [math]\displaystyle{ X }[/math], что [math]\displaystyle{ X }[/math] раскладывается в их прямую сумму, и при этом для любой пары элементов [math]\displaystyle{ u\in U,\ v\in V }[/math] имеем [math]\displaystyle{ P(u+v)=u }[/math]. Подпространства [math]\displaystyle{ U }[/math] и [math]\displaystyle{ V }[/math] — соответственно образ и ядро проектора [math]\displaystyle{ P }[/math], и обозначаются [math]\displaystyle{ \mathrm{Im}P }[/math] и [math]\displaystyle{ \mathrm{Ker}P }[/math].

В общем случае, разложение линейного пространства в прямую сумму не единственно. Поэтому, для подпространства [math]\displaystyle{ V }[/math] пространства [math]\displaystyle{ X }[/math], вообще говоря, существует много проекторов, образ или ядро которых совпадает с [math]\displaystyle{ V }[/math].

Свойства проекционных операторов

Комбинации проекторов

Пусть [math]\displaystyle{ P_1 }[/math] и [math]\displaystyle{ P_2 }[/math] — проекторы, заданные на векторном пространстве [math]\displaystyle{ X }[/math], и проецирующие на подпространства [math]\displaystyle{ M_1 }[/math] и [math]\displaystyle{ M_2 }[/math] соответственно. Тогда

  • [math]\displaystyle{ P_1+P_2 }[/math] — проектор на подпространстве [math]\displaystyle{ M_1\oplus M_2 }[/math], в том и только том случае, когда [math]\displaystyle{ P_1 P_2=P_2 P_1=0 }[/math].
  • [math]\displaystyle{ P_1-P_2 }[/math] является проектором тогда и только тогда, когда [math]\displaystyle{ P_1 P_2=P_2 P_1=P_2 }[/math]. [math]\displaystyle{ P_1-P_2 }[/math] проецирует на подпространство [math]\displaystyle{ M_1\cap(X\ominus M_2) }[/math].
  • Если [math]\displaystyle{ P_1P_2=P_2P_1=P }[/math], то [math]\displaystyle{ P }[/math] — проектор на подпространство [math]\displaystyle{ M_1\cap M_2 }[/math].

Примеры

[math]\displaystyle{ P = \begin{bmatrix} 1 & 0 & 0 \\ 0 & 1 & 0 \\ 0 & 0 & 0 \end{bmatrix}. }[/math]

Действует на точки она следующим образом:

[math]\displaystyle{ P \begin{pmatrix} x \\ y \\ z \end{pmatrix} = \begin{pmatrix} x \\ y \\ 0 \end{pmatrix} }[/math]
Преобразование T является косоугольной проекцией вдоль k на прямую m. U=m и V=k.
[math]\displaystyle{ P = \begin{bmatrix} 0 & 0 \\ \alpha & 1 \end{bmatrix}. }[/math]

Легко показать, что это действительно проектор:

[math]\displaystyle{ P^2 = \begin{bmatrix} 0 & 0 \\ \alpha & 1 \end{bmatrix} \begin{bmatrix} 0 & 0 \\ \alpha & 1 \end{bmatrix} = \begin{bmatrix} 0 & 0 \\ \alpha & 1 \end{bmatrix} = P. }[/math]

Проекция, задаваемая [math]\displaystyle{ P }[/math], ортогональна, тогда и только тогда, когда [math]\displaystyle{ \alpha = 0 }[/math].

Ортогональный проектор

Если пространство [math]\displaystyle{ X }[/math]гильбертово, то есть обладает скалярным произведением (а значит и понятием ортогональности), то можно ввести понятие ортогонального проектора.

Ортогональный проектор — это частный случай проектора, когда выше упомянутые подпространства [math]\displaystyle{ U }[/math] и [math]\displaystyle{ V }[/math] ортогональны друг другу, иными словами, когда [math]\displaystyle{ \forall u\in U, \forall v\in V }[/math] [math]\displaystyle{ (u,v)=0 }[/math], или [math]\displaystyle{ u\cdot v =0 }[/math], или [math]\displaystyle{ u\perp v =0 }[/math]. В этом случае проекция элемента [math]\displaystyle{ x\in X }[/math] является ближайшим к нему элементом пространства [math]\displaystyle{ U }[/math].

Литература