Принцесса Эболи
Ана де Мендоса де ла Серда | |
---|---|
исп. Ana de Mendoza de la Cerda, princesa de Éboli, condesa de Mélito y duquesa de Pastrana | |
Принцесса Эболи, графиня де Мелито, герцогиня Пастрана, герцогиня Франкавилья и др.
|
|
|
|
Дата рождения | 29 июня 1540 |
Место рождения | Сифуэнтес, Испания |
Дата смерти | 2 февраля 1592 (51 год) |
Место смерти | Пастрана, Испания |
Род | Дом де Мендоса |
Отец | Диего Уртадо де Мендоса |
Мать | Мария Каталина де Сильва-и-Толедо |
Супруг | Руй Гомес де Сильва |
Дети | см.ниже |
А́на де Мендо́са, принцесса Э́боли (исп. Ana de Mendoza de la Cerda, princesa de Éboli, 29 июня 1540 года, Сифуэнтес, Испания — 2 февраля 1592 года, Пастрана, Испания) — испанская аристократка XVI века, прославившаяся, несмотря на отсутствие одного глаза, своей красотой. Её судьба вдохновила Фридриха Шиллера создать образ коварной красавицы в драме «Дон Карлос», имеющий мало общего с историческим прототипом.
Когда принцессе было 13 лет, её родители заключили договор, по которому она должна была выйти замуж за Руя Гомеса де Силву, фаворита будущего короля Испании Филиппа II. В этом браке Ана де Мендоса родила 10 детей, 4 из которых не пережили младенчество. После смерти мужа в 1573 году она продолжила активную светскую жизнь при дворе, где её интересы (скорее политические, чем любовные) были связаны с одним из ближайших помощников короля, Антонио Пересом. Обвинённая вместе с Пересом в соучастии в убийстве, она была в 1579 году арестована. После первоначального заключения в замке Санторкаса, она была переведена под домашний арест в свой дворец в Пастране, где умерла от болезни.
Будучи глубоко религиозной женщиной, принцесса Эболи основала несколько монастырей в Пастране, в один из которых она пригласила впоследствии канонизированную Терезу Авильскую.
Происхождение
Ана де Мендоса-и-де ла Серда принадлежала к одной из знатнейших семей Испании, являясь потомком младшей линии дома де Мендоса — графов де Мелито, обладавших крупными земельными владениями в Калабрии. Её прадедом по отцовской линии был знаменитый кардинал Мендоса, прославившийся как полководец во время войны за кастильское наследство (1475—1479), а затем служивший Католическим королям в качестве примаса Испании. Как священнослужитель, он не имел права иметь детей, однако Педро Гонсалес имел трёх сыновей от двух жён. Все они были легитимизированы папой и Фердинандом Арагонским в 1489 году[1].
Второй сын кардинала, Диего Уртадо[англ.], в молодости участвовал в Гранадской войне (1482—1492), а затем отличился во Второй итальянской войне под командованием «Великого капитана», за что и получил графство Мелито. Позднее он занимал различные высокие посты и участвовал в подавлении Братского восстания[англ.] (1519—1523). Граф Мелито женился на своей троюродной сестре, Ане де ла Серда-и-Кастро, правнучке маркиза Сантильяна, наследнице Мьедеса и Мандайоны. В этом браке у него родилось восемь детей, трое из которых не дожили до отрочества. В 1529 году супруги оформили часть своих совместных владений в майорат (исп. mayorazgo), включив в него наследственные и итальянские владения Диего, а также приданое Аны. По оценке 1553 года, майорат давал 22 000 дукатов дохода[2].
Первый граф Мелито скончался в 1536 году, и его титулы перешли к старшему сыну, Диего Уртадо де Мендоса-и-де ла Серда[исп.]. В 1538 году он женился на Каталине де Сильва-и-Андраде, дочери графа де Сифуэнтес[исп.], унаследовавшей большую часть состояния своего отца. Несмотря на отсутствие управленческих талантов, Диего Уртадо сделал блестящую карьеру, занимая посты вице-короля Арагона, главы Итальянского совета[исп.], а затем вице-короля Каталонии. В 1555 году король Карл I возвёл его в достоинство герцога Франкавилья, маркиза Алгесилья[исп.] и гранда Испании[3]. Его жена, Каталина де Сильва, была известна своей образованностью, её библиотека насчитывала более 3000 книг, поэт и гуманист Альвар Гомес де Кастро[исп.] увековечил её под именем «мыслящая ясно» (исп. La Clárida)[4].
Предки принцессы Эболи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Биография
Детство
Единственный ребёнок своих родителей[прим. 1] в этом браке, будущая принцесса Эболи появилась на свет в июне 1540 года в городском замке Сифуэнтеса и была крещена 29 июня[7], о чём сохранилась запись в приходской книге церкви Святого Сальватора[исп.][8]. Родители Аны не были счастливы в браке — Каталина писала о нём как о «18 годах мученичества», а Диего изменял жене. В 1557—1564 годах супруги жили раздельно и Ана проживала с матерью[4]. Отношения Аны с отцом, бывшие в начале смесью любви и ненависти, со временем перешли в полное к нему презрение[9].
О детстве принцессы Эболи известно мало, так как ни одного документа, относящегося к этому периоду, не сохранилось[10]. Источники сообщают, что она провела годы своего детства в имениях деда с материнской стороны в Сифуэнтесе и Алькала-де-Энаресе. Это сообщение источников является довольно сомнительным, так как к моменту рождения Аны 4-й граф Сифуэнтес уже был вдовцом и исполнял обязанности воспитателя дочерей Карла I; он скончался, когда его внучке исполнилось пять лет. Все источники согласны с тем, что она была избалованным ребёнком, однако конкретными примерами эти утверждения не подтверждаются, кроме отсылок к её своевольному поведению в зрелые годы[11].
Также ни в одном из источников не говорится, по какой причине она потеряла глаз[4]. Не имеющая документального подтверждения, но широко распространённая версия гласит, что это произошло от удара шпагой во время уроков фехтования[12].
Заключение брака
Первым известным относящимся к Ане документом является заключённый 18 апреля 1553 года брачный договор, по которому Ана через два года после его подписания должна была выйти замуж за 36-летнего Руя Гомеса де Сильва (1516—1573). Руй Гомес происходил из незначительной португальской знати, в 1526 году он приехал в Испанию в качестве пажа императрицы Изабеллы Португальской и вскоре стал близким другом принца Филиппа[12], единственным человеком, имевшим возможность говорить с будущим королём каждый день. Первые строки контракта ясно указывают, что именно принц был инициатором его заключения[13]:
Что подтверждается и постановляется господином нашим принцем и графом и графиней Мелито относительно брака между Руем Гомесом де Сильва, его Высочества стольника[исп.], и доны Аны де Мендоса, названных графов дочери.
Оригинальный текст (исп.)[показатьскрыть]Lo que se asienta y capitula entre el Principe nuestro señor y Conde y Condesa de Mélito sobre el casamiento que se ha tratada entre Ruy Gómez de Silva, Sumiller de Corps de su Alteza, y dõna Ana de Mendoza, hija de los dichos condes.
По условиям договора, заключённого между Филиппом и родителями невесты, принц также обещал новобрачным ежегодную выплату в 6000 дукатов. Эта сумма должна была выплачиваться им пожизненно, начиная с момента бракосочетания. Предполагалось, что Ана унаследует графство Мелито, а когда это произойдёт, королём супругам будет сделан подарок, который присоединится к майорату. В договоре отмечалось, что если брак будет бездетным и Руй умрёт первым, Ана продолжит получать указанную сумму и сможет завещать её своим детям от следующего брака, и только если она скончается бездетной, выплаты прекратятся. В случае развода Рую Гомесу полагалась выплата 6000 дукатов. Учитывалась также возможность того, что у её родителей мог появиться наследник мужского пола, что сделало бы невозможным наследование Аной майората. В этом случае её отец был обязан выплатить ей 100 000 дукатов, что вместе с ежегодными выплатами могло стать основой для формирования нового майората. Со своей стороны Руй обязывался выплатить невесте аррас[англ.] в сумме 10 000 дукатов[14].
Помимо того, что принц выступил стороной этого договора и обязался делать ежегодные выплаты, он совершил беспрецедентный поступок, приехав из своей охотничьей резиденции Эль-Пардо в Алькала-де-Энаресе, чтобы присутствовать на церемонии помолвки в качестве свидетеля жениха. Его необычность подтверждает написанная секретарём Карла I Хуаном де Самано записка, адресованная Франциско де Эразо[исп.], находящемуся при императоре. В этой записке сообщалось о действиях принца и об оказанных им милостях, которые таковы, «что Его Величество никогда не оказывал подобных ни одному фавориту»[14]. В переписке этих же придворных впервые встречается описание внешности Аны: «очень хорошенькая, хотя и маленькая»[15].
Несмотря на то что в долгосрочной перспективе положение Руя Гомеса не было определённым и никакого официального поста при дворе он не занимал, а сам брак с точки зрения семьи Мендоса являлся мезальянсом, заключение этого договора было выгодно графу Мелито. К началу 1550-х годов судебные процессы, которые вёл 2-й граф Мелито со своими матерью и братом после смерти 1-го графа в 1536 году, начали складываться неблагоприятным для него образом. Однако 8 октября 1553 суд принял решение в его пользу, окончательно устранив угрозу собственности Диего Уртадо, а в апреле 1554 года он был назначен Филиппом вице-королём Арагона[16]. Хотя Руй де Сильва по договору был ограничен в своих правах, и даже фамилия его детей должна была быть «Мендоса-и-Сильва», благодаря браку он стал «политическим главой семьи Мендоса». Филиппу эти события какую-либо другую выгоду, кроме оказания милости своему фавориту, вряд ли принесли[15].
Заключение брака произошло в 1555 году в Сарагосе в отсутствие жениха, сопровождавшего Филиппа II в его поездке в Англию, где король сочетался браком с Марией Тюдор[17]. После этого Руй Гомес ещё четыре года сопровождал короля во Фландрии. Окончательно брак был подтверждён во время пребывания супруга Аны в Испании в 1557 году[18].
Брак и дети
С начала 1560-х годов Руй Гомес занялся управлением своими владениями в провинции Гвадалахаре. В 1562 году Эболи купили город Пастрана и стали проводить там большую часть времени, начав перестройку дворца[исп.], остававшегося незаконченным ещё со времён Аны де ла Серда, бабушки принцессы. После Альпухарского восстания Руй Гомес основал в городе производство шёлка, поселив в своих владениях значительное количество морисков. Также он основал ежемесячную ярмарку, повысив тем самым торговое значение города. В 1572 году Филипп II возвёл Руя Гомеса в звание герцога Пастрана и гранда Испании, даровав право сформировать майорат в пользу старшего сына[19].
Значение Руя как доверенного лица короля привели к росту благосостояния принцев Эболи. С конца 1550-х годов Руй получал из королевской казны 26 000 эскудо в год, 6000 дукатов в год давал маркизат Виллена, ему было так же пожаловано большое количество juros[исп.] на право сбора алькабалы, дававших до 13 000 дукатов в год[20].
Брак супругов был консуммирован во время миссии Руя в Испанию в 1557 году. Покинув страну, Руй Гомес оставил Ану ожидающей их первого ребёнка, рано умершего Диего, не дожившего до возвращения отца. Всего Ана де Мендоса родила 10[21] детей:
- Диего (ок. 1558—1563);
- Ана[исп.] (1561[18]—1610), жена 7-го герцога Медина-Сидония. Брачный контракт старшей дочери был заключён Руем и Аной в 1566 году, а в 1574 году, когда ей исполнилось 13 лет, состоялась свадьба[22];;
- Родриго (1562—1596), 2-й герцог Пастрана.
- Педро (ок. 1563), умер во младенчестве;
- Диего[исп.] (1564—1630), 3-й герцог Франкавилья, вице-король Португалии (1615—1621);
- Руй (1565—1616), 1-й маркиз де Аленкер;
- Педро[исп.] (1570—1639), архиепископ Гранады (1610—1616), Сарагосы (1615—1623), епископ Сигуэнсы[исп.] (1623—1639);
- Две девочки-близнецы, умершие во младенчестве ок. 1570 года;
- Ана (1573—1614).
С течением времени конфликт придворной партии эболистов при дворе и их противников[исп.], возглавляемых герцогом Альбой, в основе которого лежал персональный антагонизм принца и герцога[23], привёл к падению влияния Руя в конце 1560-х годов. Это отразилось на доходах семьи[21], а надежды улучшить материальное положение, унаследовав графство Мелито, были неопределённы. Отношения с Аной, вставшей в семейном конфликте на сторону матери, были напряжёнными, а сам герцог Франкавилья был сторонником герцога Альбы. При этом графство Мелито представляло собой пример коррумпированного и неэффективного управления. Женившийся после смерти матери Аны в 1576 году, её отец сам умер в 1578 году, оставив беременную вдову, и, если бы та родила не мертворождённую дочь, а сына, то Ана не получила бы эти владения[24].
В июле 1573 года 1-й герцог Пастрана внезапно скончался, оставив своей 33-летней вдове обременённые долгами владения[25] и 6 малолетних детей[26].
Конфликт с Терезой Авильской
Супруги Эболи, вдохновляемые примерами Елизаветы Валуа и Хуаны Австрийской, в особенности их энтузиазмом в основании и поддержке женских монастырей, оживили религиозную жизнь своего города. Оба они глубоко прониклись идеями Контрреформации, основывая монастыри и колледжи в Пастране и других городах Гвадалахары. Расширенная ими приходская церковь давала доход 48 пребендариям, чего бы хватило и на кафедральный собор. Также ими были основаны в Пастране францисканский монастырь[исп.] и два монастыря для босоногих кармелиток[26].
Ана пригласила Терезу Авильскую, послав гонца в толедский дворец своей родственницы Луизы де ла Серда, чтобы та убедила знаменитую монашку приехать в Пастрану. Ана пристроила к своему дворцу небольшой монастырь, оказавшийся слишком маленьким и тесным для Терезы, сумевшей впоследствии получить более подходящее помещение у Руя Гомеса. Все эти начинания сопровождались шествиями с музыкой и танцами, в которых активно участвовала герцогская семья. В течение ряда лет отшельники, будущие святые, среди которых были Каталина де Кардона и Иоанн Креста, и кающиеся грешники[англ.] стекались в Пастрану[27].
После смерти мужа беременная Ана вместе с матерью ушла в кармелитский монастырь, сопроводив это зрелищными демонстрациями своего религиозного порыва. Услышав об этих планах, настоятельница воскликнула: «Принцесса-монашка! Конец этому дому». Помимо выражения горя и отчаяния, уход в монастырь мог быть и средством избежания давления кредиторов — территориальные приобретения её покойного мужа совершались в основном на заёмные средства. Образ жизни принцессы, который она решила сохранить в монастыре, оказался несовместим со сложившимися обычаями кармелиток, что не могло не привести к конфликтам с настоятельницей. Приведя с собой своих служанок, принцесса сразу заявила, что в этом мире она подчинялась только одному человеку — своему покойному мужу, и настоятельница сошла с ума, если думает, что она будет слушаться её. Однажды она решила жить вместе с одной из служанок в хижине в саду, но вскоре вернулась во дворец[28]. Монашескому укладу, основным принципом которого является молитва в тишине, крайне мешали посетители принцессы, её слуги, привычка обедать с монашками и заговаривать с каждым, с кем пожелает. Городской совет Пастраны дважды обращался к королю с просьбой вернуть принцессу к делам управления города. 25 сентября 1573 года Филипп II приказал Ане покинуть монастырь и принять административные обязанности и заняться воспитанием детей[29]. В ответ она заявила, что намеревается оставаться в монастыре до конца своих дней, подписавшись по кармелитскому обычаю «Ана Божьей Матери» (исп. Ana de Madre de Dios). В результате Ана оставалась в монастыре до апреля 1574 года, когда Тереза Авильская переместила свою общину в Сеговию, отказавшись от борьбы со своей покровительницей[30].
Разозлённая этим принцесса решила отомстить Терезе, отослав в Инквизицию оставшуюся в её распоряжении рукописную автобиографию Терезы (исп. Vida de Santa Teresa de Jesús), утверждая, что в книге содержатся описания видений, откровений и опасных учений, требующих оценки. Книга была передана на исследование двум доминиканским монахам, один из которых, к счастью для будущей святой, оказался её сторонником, и инцидент последствий не имел[31].
Отношения с Антонио Пересом
В 1577 году Филипп II потребовал присутствия Аны при дворе, что дало принцессе возможность уделять больше внимания образованию своих детей и управлению делами. В Мадриде она познакомилась с секретарём короля Антонио Пересом, протеже, соратником и, возможно, незаконнорождённым сыном её покойного мужа. Антонио с детства воспитывался в доме Руя Гомеса в качестве его возможного преемника[32]. После смерти принца Эболи он занял место королевского фаворита и одного из лидеров мирной партии при дворе вместе с маркизом де лос Велес[33].
В отношении своих фаворитов Филипп II проводил политику таким образом, чтобы не допустить чрезмерного усиления кого-либо из них. В 1573 году он назначил своим секретарём Матео Васкеса[исп.], с которым у Переса отношения сразу не сложились. Вернувшаяся ко двору и нуждавшаяся в поддержке Ана нашла естественного союзника в лице Антонио. Ана дарила ему ценные подарки, а у Антонио появилась склонность к роскоши, удовлетворять которую ему приходилось с помощью взяток[34]. В 1578 году, в силу политических причин, Филиппу II потребовалось устранить Хуана де Эскобедо[англ.], секретаря своего сводного брата Хуана Австрийского. Исполнение этого деликатного поручения было доверено Пересу. В начале марта Перес предпринял две неудачные попытки отравления Хуана, после чего попытался добиться от Филиппа более веских подтверждений его соучастия в будущем преступлении. После некоторых возражений, король привлёк к операции маркиза Велеса. 31 марта 1578 года Эскобедо был убит наёмным убийцей, и общественное мнение связало это событие с тем, что убитый был одним из самых непримиримых противников связи Переса и принцессы Эболи[35]. Это подтверждают и мемуары Переса, из которых известно, что в январе 1578 года Эскобедо высказывал упрёки в адрес принцессы Эболи[36].
Несмотря на наличие алиби — Перес находился в Алькале до 2 апреля, — слухи о причастности его к убийству распространялись. Смерть в начале 1579 года маркиза Велеса лишила фаворита короля сильнейшего защитника. Чувствуя угрозу своему положению, Антонио пытался подать в отставку, однако король удержал его. Также король воспрепятствовал попытке Переса защитить имя принцессы Эболи перед двором, вместо чего направил его к Антонио Пасосу[исп.], главе совета Кастилии. Тот, вызвав Педро Эскобедо, сына убитого, произнёс ему убедительную речь о невиновности Переса и принцессы Эболи в убийстве его отца. Эскобедо эти объяснения принял и снял обвинения, однако Матео Васкеc, пользуясь отдалённым родством с покойным, возобновил атаку. С помощью армии шпионов он вызывал недоверие короля к своему фавориту. Сохранились неразборчивые, с грамматическими ошибками, записки принцессы к королю, в которых она просила наказать Васкеса, которого она называла «маврская собака»[37]. Стараясь выиграть время, король попросил священника Диего де Чавеса[исп.] стать посредником между двумя партиями[38].
К этому времени король сделал выбор в пользу Васкеса, оценив его энергичность. В ночь на 28 июля 1579 года Эболи и Перес были арестованы; скрывшись в тени соседнего дома, Филипп лично наблюдал арест принцессы[39].
Заключение и смерть
Сразу после ареста принцесса Эболи находилась в крепости Пинто, затем с февраля 1580 года отбывала наказание в замке[исп.] Санторкаса, после чего в феврале 1581 года была переведена в свой дворец в Пастране[40]. Там она возобновила свои отношения с Пересом, нашедшим приют в Арагоне, а вести свои дела стала настолько безответственно, что король был вынужден назначить специальный совет для заботы о её собственности. Неоднократно к ней прибывал посланец от Терезы для утешения. Её держали так строго, что даже алькальд дон Алонзо дель Кастильо, которому был поручен надзор за ней, сносился с ней не иначе, как через особого чиновника, который вёл тщательные протоколы этих бесед. Эти протоколы сохранились (исп. Autos del escribano Torrontero)[12].
Ана де Мендоса умерла в возрасте 51 года от болезни, отказавшись впустить доктора, пришедшего осмотреть её, в свой дворец[28].
Образ в искусстве
В литературе
В одном из первых художественных произведений, посвящённых описанию нравов испанского двора, «Записках о путешествии в Испанию» мадам д'Онуа, утверждается, что общепризнанным фактом считалось мнение о существовании любовной связи между Аной и Филиппом II, что и стало причиной гнева последнего, когда о связи с Пересом стало известно. Смесь фантазий, легенд и фактов послужила основой для драмы Фридриха Шиллера «Дон Карлос» и созданной по ней оперы Верди. В романе 1911 года Эдуардо Маркины[исп.] «La alcaldesa de Pastrana» принцесса изображена беспринципной женщиной. Более сложный и в целом позитивный образ предлагается в романе Кэйт О'Брайен[англ.] «That Lady» (1946); написанная на его основе одноимённая пьеса с успехом шла на Бродвее и была положена в основу фильма[англ.] Теренса Янга с тем же названием (1955, в главной роли — Оливия де Хэвилленд).
В кино
В фильме «Заговор в Эскориале» (исп. La conjura de El Escorial) роль Анны де Мендоса исполняет Джулия Ормонд. В мини-сериале «Принцесса Эболи» (исп. La princesa de Éboli) главную роль сыграла Белен Руэда.
В опере
В опере Верди партию принцессы Эболи исполняли Хелена Моджеска (1870—1876)[41], Гертруда Рюнгер[нем.][42], Зара Долуханова[43], Ольга Бородина[44].
Кроме того, роль принцессы в разные годы исполняли Эдана Ромни (1954), Розель Шефер (1957), Дениз Де Веердт[нидерл.] (1960), Юдит Хольцмайстер[нем.][45] (1961), Рут-Мария Кубичек[нем.] (1963), Китти Курбуа[нидерл.] (1973), Патрисия Адриани[исп.] (1984), Марлис Диш (1984), Ренан Демиркан[нем.] (1984), Кристиана фон Пёльниц[нем.] (2005), Джулия Ормонд (La Conjura de El Escorial[англ.], 2008), Белен Руэда (2010)[46].
Примечания
Комментарии
- ↑ У Диего Уртадо была также незаконнорождённая дочь, с которой Ана поддерживала хорошие отношения.
Сноски
- ↑ Boyden, 1995, p. 24.
- ↑ Boyden, 1995, pp. 24—26.
- ↑ Boyden, 1995, pp. 33—34.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Reed, 2004, p. 154.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Герцоги Мединасели Архивная копия от 22 октября 2017 на Wayback Machine // сайт Мирослава Марека GENEALOGY.EU
- ↑ Сonde de Cifuentes (исп.) (15.3.2008). Дата обращения: 22 декабря 2011. Архивировано 28 мая 2008 года.
- ↑ Dadson, 2011, p. 79.
- ↑ Muro, 1877, p. 19.
- ↑ Dadson, 2011, p. 94.
- ↑ Ares, 2005, p. 42.
- ↑ Boyden, 1995, p. 26.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Бутенко В. А.,. Эболи, Ана де Мендоса и Ла Серда // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Dadson, 2011, pp. 79—80.
- ↑ 14,0 14,1 Boyden, 1995, p. 28.
- ↑ 15,0 15,1 Dadson, 2011, p. 80.
- ↑ Boyden, 1995, pp. 29—34.
- ↑ Reed, 2004, p. 155.
- ↑ 18,0 18,1 Boyden, 1995, p. 87.
- ↑ Boyden, 1995, p. 148.
- ↑ Boyden, 1995, p. 86.
- ↑ 21,0 21,1 Boyden, 1995, p. 136.
- ↑ Coolidge, 2011, p. 100.
- ↑ Boyden, 1995, p. 93.
- ↑ Boyden, 1995, pp. 137—138.
- ↑ Boyden, 1995, pp. 142—145.
- ↑ 26,0 26,1 Reed, 2004, pp. 157—158.
- ↑ Reed, 2004, p. 158.
- ↑ 28,0 28,1 Kavanaugh, Rodriguez, 2011, Biog. Sketches: E.
- ↑ Coolidge, 2011, p. 48.
- ↑ Reed, 2004, p. 159.
- ↑ Lewis, 2006, p. 30.
- ↑ Fitzmaurice-Kelly, 1922, p. 2.
- ↑ Fitzmaurice-Kelly, 1922, p. 4.
- ↑ Fitzmaurice-Kelly, 1922, pp. 6—7.
- ↑ Caufield, 2002.
- ↑ Fitzmaurice-Kelly, 1922, p. 10.
- ↑ Mignet, 1846, p. 66.
- ↑ Fitzmaurice-Kelly, 1922, pp. 12—15.
- ↑ Fitzmaurice-Kelly, 1922, pp. 12—17.
- ↑ Fritscher, 1996, p. 126.
- ↑ Mieczkowski, Jan (1830-1889). [Helena Modrzejewska jako księżna Eboli w "Don Carlosie" Friedricha Schillera [Dokument ikonograficzny]] . Europeana. Дата обращения: 4 августа 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
- ↑ Atelier Setzer, Wien. Gertrude Rünger . Europeana. Дата обращения: 4 августа 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
- ↑ Eboli´s Aria (Don Carlos) . Europeana. Дата обращения: 4 августа 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
- ↑ Salzburg, Schaffler & Friese. Olga Borodina . Europeana. Дата обращения: 4 августа 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
- ↑ Franz Hausmann, Wien. Judith Holzmeister . Europeana. Дата обращения: 4 августа 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
- ↑ Prinzessin von Eboli . IMDB. Дата обращения: 4 августа 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
Литература
- на английском языке
- Boyden J. M. The courtier and the King: Ruy Gómez de Silva, Philip II, and the court of Spain. — Berkley: University of California Press, 1995. — 239 p. — ISBN 0-520-08622-8.
- Caufield C. Eboli, Princess of // J. Pérez, Maureen Ihrie The Feminist Encyclopedia of Spanish Literature: A-M. — Westport: Greenwood Press, 2002. — P. 203—205. — ISBN 0-313-32444-1.
- Coolidge C. E. Guardianship, Gender, and the Nobility in Early Modern Spain. — Farham: Ashgate Publishing, Ltd., 2011. — 176 p. — ISBN 9781409400530.
- Dadson T. J. The Education, Books and Reading Habits of Ana de Mendoza y de la Cerda, Princess of Éboli (1540-1592) // Anne J. Cruz, Rosilie Hernández Women's Literacy in Early Modern Spain and the New World. — Farham: Ashgate Publishing, Ltd., 2011. — P. 79—104. — ISBN 9781409427131.
- Fitzmaurice-Kelly J. Antonio Perez. — Oxf.: Oxford University Press, 1922. — 170 p.
- Lewis D. Preface // The Life of St. Teresa of Jesus. — Cirencester: The Echo Library, 2006. — P. 24—37. — ISBN 1-40681-164-5.
- Mignet M. Antonio Perez and Philip II. — London: Longman, Brown, Green, and Longmans, 1846. — 330 p.
- Reed H. Mother Love in the Renaissance: The Princess of Eboli's Letters to Her Favorite Son // Nader H. Power and gender in Renaissance Spain: eight women of the Mendoza family, 1450-1650. — Champaign: University of Illinois Press, 2004. — ISBN 0-252-07145-X. Архивировано 10 октября 2013 года.
- Teresa of Avila. The Collected Works of St. Teresa of Avila / Kavanaugh K., Rodriguez O.. — Washington: ICS Publications, 2011. — Т. 1.
- на испанском языке
- Ares N. Éboli: secretos de la vida de Ana de Mendoza. — Madrid: EDAF, 2005. — 276 p. — ISBN 84-96107-57-4.
- Muro G. Vida de la princessa de Éboli. — Madrid: M. Murillo, 1877. — 51 p.
- на немецком языке
- Fritscher E. Karl Gutzkow und das klassizistische Historiendrama des 19. Jahrhunderts: Studien zum Trauerspiel «Philipp und Perez». — Tübingen: Gunter Narr Verlag, 1996. — 386 S. — ISBN 3-8233-5030-7.
Ссылки
- La princesa de Éboli (исп.). — Сайт, посвящённый принцессе Эболи. Дата обращения: 22 декабря 2011. Архивировано 17 мая 2012 года.