Поэтическое (эстетика)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Поэтическое — эстетическая категория, выражающая вид чувственного переживания и восприятия мира или какого-либо объекта. Выступает в оппозиции к прозаическому.

Изначальное разделение произошло в лингвистической сфере, где речь обрела две основные формы: прозу и поэзию. Это разделение впоследствии стало носить метафорический характер противопоставления идеального фантазийного мира и обыденного мира.[1]

Немецкий философ Г. В. Ф. Гегель одним из первых обратил внимание на антитезу «поэтическое-прозаическое» именно в контексте эстетического значения. По Гегелю, поэтическое и прозаическое это два способа представления одного и того же содержания.[2] Поэтический способ характеризуется во-первых, образностью, во-вторых, субъективностью: он отражает не абстрактное понятие о явлении, а его конкретную действительность так, как оно непосредственно представляется субъекту в созерцании:

Если мы, например, скажем «солнце» или «утром», то ясно, что здесь имеется в виду, но ранняя пора и само солнце не даются нам здесь в наглядном виде. Если же у поэта сказано: «Когда вставала брезжущая розовоперстая Эос», то по существу здесь сказано то же самое; но поэтическое выражение дает нам нечто большее, так как оно прибавляет к пониманию еще созерцание усвоенного объекта, или, скорее, устраняет чисто абстрактное понимание, ставя на его место реальную определенность.[3]

Таким образом, поэтическое представление акцентируется на внешних проявлениях объекта и потому является описательным. В то же время это описание исходит из чувства, вызванного созерцанием, то есть поэт намеренно задерживается на собственном представлении предмета, а не переходит сразу к его простому правильному определению. Для прозаического способа представления, напротив, важно донести до сознания значение, а образность и индивидуальность созерцания второстепенны.


Мари-Клотильда Руз, опираясь на работы французского философа М. Дюфренна, также рассматривает поэтическое как мир чувственного опыта субъекта (поэта).[4] Для поэтического отношения важно выражение субъективности и восприятие реальности через эмоциональный опыт. Воображение выхватывает из конкретной действительности образы, которые затем трансформирует посредством субъективности, выявляет новые смыслы и возвращает их человеку, втягивая его в поэтический мир. Тем самым, поэтическое «…выступает как эстетическая категория, которая гуманизирует реальность, поскольку она призывает к глубине человеческого ощущения в экзистенциальной реальности своего бытия в мире».[5]


С лингвистической точки зрения поэтическое также можно охарактеризовать как направленность на само сообщение и его структуру, где практические цели не являются первостепенными. Так как эта функция самодостаточности сообщения всегда взаимодействует с другими аспектами языка, то некорректно рассматривать поэтическое исключительно в контексте поэзии.[6]

См. также

Примечания

  1. Каган М. С. Эстетика как философская наука. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.
  2. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Том 14. Лекции по эстетике. Книга 3. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958.
  3. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Том 14. Лекции по эстетике. Книга 3. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. С. 195
  4. Roose, Marie-Clotilde. Le sens du poétique. Approche phénoménologique // Revue Philosophique de Louvain. Année 1996. T. 94, № 4. P. 646—676.
  5. «Le poétique apparaît donc comme une catégorie esthétique qui humanise le réel, puisqu’elle fait appel à la profondeur du sentiment humain, dans la réalité existentielle de son être-au-monde.» Roose, Marie-Clotilde. Le sens du poétique. Approche phénoménologique // Revue Philosophique de Louvain. Année 1996. T. 94, № 4. P. 646—676.
  6. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика. // Структурализм «за» и «против». М., 1975.