Перейти к содержанию

Портрет Софьи Михайловны Драгомировой

Материал из энциклопедии Руниверсалис
И. Е. Репин
Портрет Софьи Михайловны Драгомировой. 1889 год
Холст, масло. 98,5 × 78,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
инв. Ж-4070
В. А. Серов
Портрет Софьи Михайловны Драгомировой. 1889 год
Холст, масло. 71 × 57 см
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
инв. Ж-101

«Портрет Софьи Михайловны Драгомировой, в замужестве Лукомской» — две картины русских художников Ильи Ефимовича Репина и Валентина Александровича Серова, написанные одновременно с одной модели.

На обеих картинах изображена сидящая у стола Софья Михайловна Драгомирова в украинском белом платье и в зелёной безрукавке-кирсетке, левой рукой она опирается на стол, покрытый белой с большими малиновыми цветами скатертью, на её груди — монисто. Обе картины написаны масляными красками на холсте. Репинский портрет слева внизу имеет подпись художника: 1889 И. Рѣпинъ, его размеры 98,5 × 78,5 см[1]. Портрет работы Серова не подписан, его размер 71 × 57 см[2].

С. М. Драгомирова — дочь генерала М. И. Драгомирова, родилась в 1871 году, в 1902 году вышла замуж за адъютанта отца капитана А. С. Лукомского, будущего генерала и одного из лидеров Белого движения, скончалась в эмиграции в 1953 году.

Драгомировы были частыми гостями в петербургском доме Репина, в 1880-е годы генерал послужил моделью для изображения атамана Ивана Серко на картине «Запорожцы». Также Репин писал и собственные портреты Драгомирова. В 1889 году он стал писать портрет дочери генерала. 18-летняя красавица Софья позировала в украинском платье, которое Репин предоставил ей из своей богатой коллекции народной одежды. На одном из сеансов присутствовал ученик Репина Валентин Серов, он тоже загорелся идеей написать портрет Драгомировой и стал работать рядом с учителем[3].

И. Э. Грабарь в биографическом очерке Серова приводит рассказ Драгомировой о создании портретов.

Помню, что, приехав однажды в октябре 1889 г. на сеанс к Репину, в его мастерскую у Калинкина моста, я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет. Он работал над ним в мастерской Репина всё время, пока оставался в Петербурге[4].

Немного не закончив портрет и оставив его в мастерской учителя, Серов отправился в Москву, и Репин, отдавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица» — и это вмешательство настолько возмутило Серова, что он направил Репину гневное письмо, на некоторое время омрачившее их отношения[2].

По завершении оба портрета находились в киевском доме Драгомировых, где отец семейства был генерал-губернатором:

Приезжавшие в Киев петербургские гости генерала в начале 90-х годов всегда справлялись о репинском портрете: «Говорят, у вас есть замечательный портрет вашей дочери, писанный знаменитым Репиным». Гостей водили показывать портрет. «А это кто писал?» — спрашивали обыкновенно, указывая на висевший тут же серовский портрет. «Это так, один ученик Репина». На это следовало равнодушное «А-а!» Несколько позже имя этого ученика уже громко называлось, а ещё через некоторое время приезжие из столицы прежде всего осведомлялись: «А скажите, правда, что у вас есть прекрасный портрет Серова с Софьи Михайловны?» И уже потом спрашивали, останавливаясь перед репинским: «А это чей?» Так слава ученика постепенно догоняла славу учителя[4].

Современный исследователь творчества Репина и Серова писал:

Даже при поверхностном взгляде на эти «параллельные» портреты одних и тех же лиц, написанные Репиным и Серовым, просматриваются различия не только в пластических формах воплощения — всегда аристократически стильных у Серова и почти всегда каких-то «громоздких» у Репина, но и в самой постановке творческих задач при создании портретного образа. Безусловно, за этими внешними различиями стоят более глубокие различия и в методе работы, и в характере пластического мышления, и в органике обоих мастеров, на что указывает часто упоминающийся серовский взгляд исподлобья[5].

После назначения Драгомирова членом Государственного совета и переезда его в Санкт-Петербург портреты также были перевезены в столицу.

После Октябрьской революции репинский портрет находился в Государственном музейном фонде, где аккумулировались реквизированные из частных собраний произведения искусства для дальнейшего их распределения по музеям страны. В 1927 году он был передан в Государственный Русский музей, в инвентарные описи музея внесён под № Ж-4070[1]. По другим данным портрет поступил в собрание в 1897 году при образовании музея [6].

В 1900 году Серов по заказу действительного статского советника А. Н. Ратькова-Рожнова (1859—1940), мужа близкой подруги Драгомировой дочери члена Государственного совета В. Д. Философова Зинаиды Владимировны (1871—1966), написал новый портрет С. М. Драгомировой, и тогда Драгомирова предыдущий свой портрет также подарила Философовой. Она тоже в 1918 году эмигрировала. Покидая Россию, она оставила Третьяковской галерее семейное собрание произведений искусства Философовых-Ратьковых-Рожновых, в том числе и оба серовских «Портрета Драгомировой». В 1927 году первоначальный портрет 1889 года был передан в Казань, в Центральный музей Татарской АССР (современный Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)[2]; в инвентарные описи внесён под № Ж-101[7], а портрет 1900 года остался в Третьяковской галерее (бумага, акварель, гуашь; 43,5 × 40,2 см; инв. № 5664)[8].

Зелёная кирсетка, в которой изображена Драгомирова, происходит из Екатеринославской губернии, она сохранилась и по-прежнему находится в репинском собрании в его музее-усадьбе «Пенаты», являющейся филиалом Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств[9] (фланель, холст, шерсть, белая и коричневая тесьма, перламутровые пуговицы, инв. № П-243)[10].

Примечания

Литература

  • Государственный Русский музей — каталог собрания / Науч. ред. В. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2017. — Т. 7: Живопись. Вторая половина XIX века (Н—Я). — 247 с. — ISBN 978-5-93332-604-5.
  • Грабарь И. Э. Валенти Александрович Серов: жизнь и творчество. 1865—1911. — М.: Искусство, 1965. — 491 с.
  • Репин. Детали. Альбом-каталог / Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств; авт.-сост. В. Е. Ловягина. — СПб.: НИМ РАХ, 2025. — 104 с. — ISBN 978-5-6053146-5-3.
  • Серов Валентин Александрович // Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан : сайт. — 2025.
  • Шило А. В. Репин и Серов. «Параллельные» портреты // Павел Федотов. Феномен личности в контексте времени ; Валентин Серов и русская культура XIX — начала ХХ века ; Сергей Тимофеевич Конёнков. Скульптура XX века ; Русский культурно-исторический музей в Праге. Творческое наследие русского зарубежья — часть отечественной культуры ХХ века : материалы научных конференций : сборник статей. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2016. — С. 175—188.