Портрет Петра Ивановича Потёмкина

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Годфри Неллер
Портрет Петра Ивановича Потёмкина. 1682 год
англ. Portrait of Piotr Potyomkin
Холст, масло. 135 × 103,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-10584

«Портрет Петра Ивановича Потёмкина» (англ. Portrait of Piotr Potyomkin) — картина английского художника Годфри Неллера из собрания Государственного Эрмитажа, со старинной копией из собрания Музеев Московского Кремля, долгое время считавшейся оригиналом.

Боярин Пётр Иванович Потёмкин в 1680—1682 годах совершил большую посольскую поездку в Испанию, Францию и Англию, причём в Англии он находился с 21 ноября 1681 года по 15 февраля 1682 года — именно в этот промежуток времени и был написан Годфри Неллером его портрет[1]. 24 ноября 1681 года видный английский придворный Джон Ивлин записал в своём дневнике: «Я присутствовал на аудиенции русского посла у обоих Их Величеств в Банкеттинг-хаусе. Сначала внесли подарки <…>. Но самым замечательным и экзотическим был сам посол»[2]. В январе 1682 года Ивлин был на приёме в честь прибытия посла Марокко и 24 числа записал весьма нелицеприятное по отношению к Потёмкину сравнение его с марокканским послом: «Между прочим русский посол всё ещё при дворе, но по сравнению с этим цивилизованным язычником, ведёт себя как клоун»[3]. Современники отмечали педантизм, ненависть к иностранцам и особенную склочность Потёмкина[1] — возможно этим и вызван столь резкий отзыв Ивлина.

Потёмкин изображён поколенно в роскошном одеянии из дорогих тканей. Верхнее распашное платье-ферязь из пышного турецкого бархата с откидными рукавами отделано собольим мехом, жемчугом и драгоценными камнями. Под ферязью, завязанной на шнурок у шеи, виден подвязанный кушаком нижний кафтан из персидской серебряной парчи. На голове — шапка турецкой работы, отделанная золочёной серебряной нитью, с алмазным аграфом[1]. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 135 × 103,5 см. Справа внизу красной краской нанесён номер 138… (последняя цифра смыта) поверх полустёртого старого номера 1389 — под этим номером картина фигурировала в эрмитажных описях XIX века. Некогда на обороте холста была нанесена надпись на английском языке «His Excelency Peter John Potemkin Ambas[a]d[o]r Extraordinary from Czar of Moscovy. 1682. GKneller pinxit» («Его превосходительство Пётр Иванович Потёмкин, чрезвычайный посол царя Московии. 1682. Писал Г. Неллер»), после дублировки холста надпись была воспроизведена чёрной тушью заново. Слева внизу голубой краской написан номер G 1057 — так картина обозначена была в описях Гатчинских собраний; справа чёрной краской по трафарету нанесены цифры 1389[4]. Л. А. Дукельская обращает внимание на подпись художника и говорит, что слитное написание букв-инициалов G и K, а также прямое L характерны для Неллера[5].

В очень похожей одежде Потёмкин запечатлён на несколько более раннем портрете в полный рост, написанном Х. Карреньо де Мирандой в 1681 году для короля Карла II во время его пребывания в Испании; этот портрет находится в собрании музея Прадо (холст, масло; 207,2 × 122,8 см; инв. № P000645)[6]. Хранитель британской живописи в собрании Эрмитажа Е. П. Ренне сравнивает два портрета: «Поворот головы, черты лица и поза на обоих изображениях очень близки, тогда как живописная манера и колористическая гамма неллеровской картины более сдержанны. Если испанского художника более всего привлекала яркая, экзотическая одежда посла, то Неллер сосредоточил свое мастерство на лице, создав один из своих лучших реалистических портретов»[7].

Ранняя история портрета неизвестна. Сразу после написания с портрета были сняты две гравюры А. Блотелингом (в зеркальном отображении)[8] и Р. Уайтом[англ.] (в прямом отображении)[9]. Обе гравюры датированы 1682 годом и на них полностью воспроизведена надпись с оборота холста с добавлением слов в конце «to his Majesty of Great Britain» («к Его Величеству Великой Британии»). Оба изображения погрудны, но на гравюре Уайта портрет обрамлен в изображение декоративной рамы с небольшим картушем внизу, где Потёмкин показан в полный рост на фоне холмистого пейзажа — это дало возможность хранителю эрмитажного собрания гравюр Л. А. Дукельской предположить, что существовало несколько вариантов портрета[5].

В 1741—1742 годах портрет Потёмкина проходил на распродаже собрания графа Оксфорда и был приобретён леди Коссонс за 13,55 фунтов стерлингов. Во 2-й половине XVIII века портрет уже находился в России и принадлежал князю Г. А. Потёмкину-Таврическому — предполагается, что картина была преподнесена ему английским правительством в качестве дипломатического подарка[1]. Подобные подарки Потёмкину практиковались неоднократно. Так, например, знаменитый шедевр Джошуа Рейнольдса «Амур развязывает пояс Венеры» был в 1788 году подарен Потёмкину от имени английского правительства графом Кэрисфортом, бывшим в 1785—1786 годах в Санкт-Петербурге в составе английского посольства[10].

Портрет находился в личных покоях Потёмкина-Таврического в Шепелевском доме, примыкавшем к Зимнему дворцу. После смерти князя он был приобретён императрицей Екатериной II для Эрмитажа вместе со всем его собранием. С середины XIX века картина хранилась в Большом Гатчинском дворце и в Эрмитаж была возвращена в 1931 году[4]. Картина долгое время хранилась в закрытых фондах Эрмитажа и была принята на основное хранение лишь в 1995 году, в инвентарные описи внесена под № ГЭ-10584. Выставляется в Зимнем дворце в зале 298 (бывшая Спальня Первой запасной половины дворца)[11].

Ещё во время нахождения портрета в коллекции князя Потёмкина-Таврического с него неустановленным художником была снята копия и помещена в Мраморный дворец. В 1783 году она поступила в состав императорских собраний и с 1832 года числилась в Эрмитаже. Однако в следующем году эта копия была отправлена в Москву для украшения строящегося Большого Кремлёвского дворца, где была убрана в кремлёвские кладовые. В 1838 году портрет достали и поместили в Оружейную палату. Эта копия очень близка к эрмитажному прототипу, она имеет размер 132 × 104,5 см; на обороте имеется частично сохранившаяся надпись «№ […] 0 ой Петра Ивановича Потемкина, бывшаго в Англiи Посланникомъ в 1682 году. из мр.дворца»; на подрамнике надпись белым: «охр 4224, Ж-2018»[12]. В инвентарные описи Музеев Московского Кремля картина внесена под № Ж-2018/1[13].

Этот холст долгое время считался оригиналом Неллера, причём Д. А. Ровинский первым обратил внимание на сходство его с работой Карреньо де Миранды из Прадо. Он же считал гатчинский холст копией XIX века с кремлёвского полотна[14]. Первые сомнения в авторстве Неллера возникли в 1923—1928 годах при исследовании «Описей Оружейной палаты 1884 года», уже тогда было предположено, что кремлёвский портрет является старинной копией. Окончательно копийность кремлёвской работы была установлена в 1995 году[15].

Ещё одна близкая копия работы Н. Ф. Яша, датируемая последней четвертью XIX века, хранится в Государственном Историческом музее (холст, масло; 133 × 108 см; инв. № И I 6037)[16]

Погрудная копия, созданная в 1780-х годах неизвестным художником, находится в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника (холст, масло; 63 × 49 см; инв. № Ж-84)[17].

Примечания

Литература

  • Ренне Е. П. Государственный Эрмитаж. Британская живопись XVI—XIX веков: Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-93572-376-7.
  • Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Издание с 700 фототипными портретами. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1888. — Т. III: П—Ѳ.
  • С берегов Темзы — на берега Невы. Шедевры из собрания британского искусства в Эрмитаже / под ред. Б. Аллена и Л. А. Дукельской. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1997. — 323 с.
  • Чубинская В. Г. Произведения русских и западноевропейских живописцев XVII—XX веков. — М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2020. — 334 с. — ISBN 978-5-88678-368-1.
  • «Это сам Потемкин!» К 280-летию Светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического: каталог выставки: в 2 т. / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2020. — Т. 2. — 312 с. — ISBN 978-5-93572-893-9.
  • The Diary of John Evelyn, Esq., F. R. S. from 1641 to 1705-6 with Memoir / Ed. by William Bray. — London and New York: Frederic Warne & C°, 1889. — 619 с.