Портер, Майкл Юджин
Майкл Портер | |
---|---|
Michael Porter | |
Дата рождения | 23 мая 1947 (77 лет) |
Место рождения | Мичиган |
Научная сфера | экономика |
Известен как | специалист в области изучения экономической конкуренции |
Майкл Юджи́н По́ртер (англ. Michael Eugene Porter; род. 23 мая 1947, Мичиган) — американский экономист, профессор кафедры делового администрирования Гарвардской школы бизнеса, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции, в том числе конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами. Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.
Биография
Майкл Портер родился в 1947 в штате Мичиган в семье армейского офицера. Окончил Принстонский университет, затем получил степени магистра бизнес-администрирования и доктора философии в Гарвардском университете, причём каждый этап обучения завершал с отличием. С 1973 работает в Harvard Business School (являлся самым молодым профессором за всю историю этого колледжа). Провёл огромную исследовательскую работу по изучению свыше 100 отраслей в разных странах.
Профессиональные награды, премии:
- Трижды получал награду McKinsey за свои статьи.
- Награда George R. Terry Book (Академия менеджмента) за «конкурентное преимущество как выдающийся вклад в развитие менеджмента».
- Премия Адама Смита (Национальная ассоциация промышленных экономистов).
- Семь почётных докторских степеней.
Консультирование компаний и государственных структур
Майкл Портер является одним из ведущих специалистов в области изучения природы конкуренции. За свою карьеру Портер выступал бизнес-консультантом известных во всём мире компаний, среди которых можно назвать, например, AT&T, DuPont, Royal Dutch Shell и Procter&Gamble, оказывал услуги правлениям директоров компаний Alpha-Beta Technologies, Parametric Technology Corp., R & B Falcon Corp и ThermoQuest Corp.
Портер также работал в качестве консультанта в правительстве. Он был назначен в президентскую комиссию по отраслевой конкурентоспособности президентом Рейганом, а также был приглашён губернатором Массачусетса Уильямом Уэлдом на пост председателя губернаторского совета по экономическому росту и технологиям. М. Портер консультировал правительства таких стран, как Индия, Новая Зеландия, Канада и Португалия, и в настоящее время является ведущим специалистом по развитию региональной стратегии для президентов стран Центральной Америки. В 1990-е годы консультировал правительство Южной Кореи.
В 2005 году Правительство России заказало М. Портеру провести исследование с целью анализа конкурентоспособности страны.[1] По мнению экономиста, основная проблема России — однобокая сырьевая направленность и наличие массы вертикально интегрированных компаний. «Чтобы стать конкурентоспособными, ключевые корпорации не должны строиться на концепции национальной безопасности. Концепция национальных лидеров умерла вместе с General Motors — в неё никто не верит. Сердце экономики — небольшие мобильные компании».[2]
Профессор Портер выступил в роли новатора в деле оживления экономики старой внутренней части городов Америки. М. Портер является основателем и председателем некоммерческой организации Инициатива конкурентоспособной внутренней части города (англ. Initiative for a Competitive Inner City) (США), которая занимается поиском путей ускорения развития и роста старой центральной части города, основанных на бизнесе, и предлагает новый подход к её экономическому развитию.
Научные взгляды
Портер, как популяризатор понятия экономического кластера, показал, что конкурентоспособность компании, во многом, определяется конкурентоспособностью её экономического окружения, которая, в свою очередь, зависит от базовых условий (общего ресурса) и конкуренции внутри кластера.
Портер предложил первую известную типологию конкурентных стратегий (базовые стратегии конкуренции).
Портер разработал широко известную методику анализа конкурентоспособности для определения стратегии компании на основе исследования действий конкурентов и рынка в целом, а также описал стадии роста конкурентоспособности национальной экономики (от стадии «первичных факторов», таких как дешёвый труд, до стадии конкуренции на основе инноваций и последней стадии — конкуренции на основе богатства).
По мнению Майкла Портера, чем сильнее развита конкуренция на внутреннем рынке страны и выше требования покупателей, тем больше вероятность успеха компаний из этой страны на международных рынках (и наоборот, ослабление конкуренции на национальном рынке приводит, как правило, к утрате конкурентных преимуществ).
Майкл Портер определяет устойчивое конкурентное преимущество как сочетание видов деятельности, которые сложно скопировать.[3]
Он разработал модель пяти рыночных сил, которые включают существующих конкурентов, новых конкурентов за определенный промежуток времени, конкурентов, которые торгуют товарами-субститутами или предлагают услуги-заменители, поставщиков и потребителей.
Фундаментальная книга Портера The Competitive Advantage of Nations издавалась на русском языке под названием «Международная конкуренция».
Библиография
Монографии
- Interbrand Choice, Strategy, and Bilateral Market Power (Harvard Economic Studies). — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1976. — 254 p. — ISBN 0-674-45820-6.
- Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. — New York: The Free Press, 1980 (2nd ed. — New York: Free Press, 1998. — 397 p. — ISBN 978-0-684-84148-9);
- русск. пер.: Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина; — М. : «Альпина Паблишер», 2011. — 454 с. — ISBN 978-5-9614-1605-3.
- Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. — New York: The Free Press, 1985 (2nd ed. — New York: Free Press, 1998. — 592 p. — ISBN 978-0-684-84146-5);
- русск. пер.: Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. — М.: «Альпина Паблишер», 2008 (2-е изд. — 2008). — 720 с. — ISBN 978-5-9614-0760-0.
- Competitive Advantage of Nations. — New York: Free Press, 1990 (2nd. ed. — New York: Free Press, 1998. — 896 p. — ISBN 978-0-684-84147-2);
- русск. пер.: Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с. — ISBN 5-7133-0413-2.
- On Competition. — Boston: Harvard Business School, 1998;
- русск. пер.: Конкуренция. — М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2-е изд. — 2006. — 608 с. — ISBN 5-8459-0794-2.
- Can Japan Compete? — Basic Books, 2000. — 208 p. — ISBN 0-465-05989-9;
- русск. пер.: Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? — М.: «Альпина Паблишер», 2005. — 262 с. — ISBN 5-9614-0130-8.
- Porter M. E., Elizabeth Olmsted Teisberg E. O. Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results. — Boston: Harvard Business School Press, 2006. — 506 p. — ISBN 1-59139-778-2.
Сборники
- Porter, M. E. (ed.) Competition in Global Industries. Boston: Harvard Business School Press, 1986.
Избранные статьи
- Porter M. E. How Competitive Forces Shape Strategy // Harvard Business Review, March/April 1979.
- Porter M. E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy // Harvard Business Review, May/June 1987, pp 43-59.
- Porter M. E. Towards a Dynamic Theory of Strategy // Strategic Management Journal, 1991, 12 (Winter Special Issue), pp. 95-117.
- Porter M. E. What is Strategy // Harvard Business Review, Nov/Dec 1996.
- McGahan A. M., Porter M. E. How Much Does Industry Matter, Really? // Strategic Management Journal, 1997, 18 (Summer Special Issue), pp. 15-30.
- Porter M. E. Strategy and the Internet // Harvard Business Review, March 2001, pp. 62-78.
- Porter M. E., Kramer M. R. Strategy and Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility // Harvard Business Review, December 2006, pp. 78-92.
См. также
Примечания
- ↑ Новое слово в российской экономике. Государство делает ставки на кластеры . Дата обращения: 11 января 2015. Архивировано 3 июня 2016 года.
- ↑ Любим — не любим // Эксперт-Урал, 25.07.2007
- ↑ Марк Джеффри. Маркетинг, основанный на данных. 15 показателей, которые должен знать каждый.. — Отдельное издание. — Манн, Иванов и Фербер, 2014. — С. 37. — 384 с. — ISBN 978-5-91657-908-6.
Литература
- Джоан Магретта. Ключевые идеи. Майкл Портер — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — С. 272. — ISBN 978-5-91657-758-7