Подсолнечники (картина Гогена)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Поль Гоген
Подсолнечники. 1901 год
фр.  Tournesols sur un fauteul (II)
Холст, масло. 73 × 92 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-6516

«Подсолнечники» (фр.  Tournesols sur un fauteul (II)) — натюрморт французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображено кресло, на сиденье которого стоит большой горшок с цветками подсолнечника. На спинку кресла наброшено белое полотенце. За креслом на стене висит предмет, напоминающий солнечный диск с изображением глаза в центре. В правом верхнем углу находится оконный проём, через который видна голова таитянки. Справа внизу подпись художника и дата: Paul Gauguin 1901.

Н. Ю. Семёнова отмечает, что подсолнечники в Полинезии изначально не росли и их семена были заказаны Гогеном во Франции[1].

Как следует из авторской подписи картина написана в 1901 году — Гоген в это время находился на острове Хива-Оа в Маркизском архипелаге. Эта картина входит в группу из четырёх натюрмортов с изображением подсолнечников, описанных в каталоге-резоне живописи Гогена, составленном Жоржем Вильденштейном[фр.], под номерами W 602 — W 604 и W 606[2]. Наиболее близка к эрмитажной картине работа «Подсолнечники в кресле (I)» (W 602; холст, масло; 66 × 75 см; собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих; инвентарный № 46[3])[4]. Эрмитажная картина в каталоге значится под следующим номером W 603 и под французским названием «Tournesols sur un fauteul (II)» («Подсолнечники в кресле (II)»), то есть является последующей по отношению к картине из Цюриха[5]. А. Г. Костеневич прямо называет цюрихскую картину вариантом петербургской, при этом отмечает, что «в ней нет той таинственности, что свойственна эрмитажной картине» [6].

Костеневич и Семёнова считают что мотив натюрморта с подсолнечниками заимствован Гогеном у Ван Гога[6] [1]. Впервые к этому мотиву Гоген обратился в 1888 году, когда приехал к Винсенту Ван Гогу в Арль и некоторое время там проработал. Тогда он создал картину «Ван Гог, пишущий подсолнечники» (холст, масло, 71 × 91 см; музей Ван Гога, Амстердам; инвентарный № s0225V1962[7]). По мнению А. Г. Костеневича за основу композиции эрмитажной картины Гоген взял свою раннюю работу «Сделать букет», написанную в 1880 году (холст, масло; 54 × 65,1 см; частная коллекция[8]: здесь также цветочный натюрморт расположен на стуле, на фоне виден открытый проём в стене (в данном случае дверной) [6].

После того, как готовая картина была отправлена в Европу и прибыла в Париж, она была выставлена в галерее Амбруаза Воллара, где её 27 апреля 1906 года за 4000 франков приобрёл московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин [9]. После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано, и с 1923 года картина находилась в Государственном музее нового западного искусства. В 1931 году картина была передана в Государственный Эрмитаж[4]. С конца 2014 года выставляется на четвёртом этаже здания Главного штаба, зал 413[10].

Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич, сравнивая картину Гогена с «Подсолнечниками» Винсента Ван Гога, писал:

Мотив <…> передан совершенно иначе. В этом «повинен» не только колорит картины, но и сопоставление «неживой натуры» с головой женщины в окне: её недвижные восточные черты напоминают лик Будды <…>. Ощущение тайны возрастает ещё от того, что в центре верхнего подсолнуха словно бы вырисовывается глаз. Вероятно, здесь сказался пример фантастических видений Редона, вроде глаза, качающегося на стебле. С другой стороны, глаз в окружении лучей — Всевидящее око — распространённый элемент декора христианских церквей; подсолнечник же — традиционный символ солнца. Однако символика картины выражена лишь намёком и интригует своей недосказанностью[11].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Семёнова, 2019, с. 225.
  2. Wildenstein, 1964, p. 256—257.
  3. Emil Bührle Collection. — Van Gogh Museum. — Paul Gauguin. Sonnenblumen auf einem Armsessel. Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  4. 4,0 4,1 Барская, Костеневич, 1991, с. 174.
  5. Wildenstein, 1964, p. 256.
  6. 6,0 6,1 6,2 Костеневич, т. 2, 2008, с. 37.
  7. Paul Gauguin. Vincent van Gogh zonnebloemen schilderend. Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  8. Christie’s, 29 June 1999. Impressionist & 19th Century Art Pt.I. — Lot 9: Paul Gauguin. Pour faire un bouquet. Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  9. Семёнова, 2019, с. 224.
  10. Государственный Эрмитаж. — Гоген, Поль. «Подсолнечники». Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  11. Костеневич, т. 1, 2008, с. 268—269.

Литература

  • Барская А. Г., Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М.: Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0.
  • Wildenstein G. Gauguin. I. Catalogue. — Paris, 1964. — 283 p.