Подель (верфь)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Поморский морской карбас, характерный для Сибири, Белого и Балтийского морей

Подель — место на речном берегу, которое выбиралось поморами для традиционного судостроения и использовалось ими как верфь или эллинг.

Краткая информация

По свидетельству советского полярника и моряка Константина Бадигина, традиционное поморское судостроение всегда выделялось своим своеобразием и резко отличалось от западноевропейской школы. При этом в основе методики строительства лежало интуитивное чутьё, опыт и смекалка каждого отдельного ремесленника. Тем не менее, даже относительно крупные ладьи могли быть сооружены артелью плотников всего за одну зиму[1][2].

Центрами традиционными судостроения на Русском Севере считались Заонежье, Кижская волость и Сямозеро. На беломорском побережье разнообразные карбасы, раньшины, лодьи и кочмары изготавливались чуть ли не в каждом селе[2].

Как правило, получив заказ на постройку судна поморский мастер искал удобное место на речном берегу, которое находилось недалеко от дома заказчика. Все чертежи и расчёты обычно выполнялись тут же на берегу, причём нередко их делали рисуя на песке или мелом на полу. После этого приступали к закладке судового набора: укладывался киль (матица), на нём устанавливались форштевень и ахтерштевень (носовой и кормовой корги), затем монтировались шпангоуты (опруги). Закончив с этим, элементы судового набора покрывались обшивкой, ставились мачты (деревья) и сверху настилалась палуба[1].

Основными инструментами при производстве были пилы и топоры; в качестве средств измерений использовались уровни, ватерпасы и измерительные сажени, разделённые на вершки и аршины[2]. Помимо этого в ходу у мастеров были также свёрла, теслы, тесники, пазники-просеки, долота, скобели и напарья разных размеров[1].

С развитием техники традиционные методы поморского судостроения постепенно вышли из употребления. Начало этого процесса было положено Иваном Грозным, который в 1548 году своим указом основал при Соловецком монастыре крупные верфи и сухой док[1]. На беломорском побережье также были развёрнуты училища, где молодёжь стала обучаться теоретическим основам кораблестроения. Однако старые типы судов оставались в употреблении вплоть до 30-х годов XX века[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Бадигин, 1956, Подель, с. 376.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Наумов, 2000, с. 390.

Источники

  • Бадигин, Константин Сергеевич. По студёным морям. — М. : Государственное издательство Географической литературы, 1956.
  • Наумов, Ю. М. О мастерах-плотниках и судостроителях Заонежья и Карельского Поморья // Мастер и народная художественная культура Русского Севера : доклады III Международной научной конференции «Рябининские чтения-99». — 2000. — С. 386–392. — ISBN 5-9274-0026-4.