Пиняев, Анатолий Фёдорович
Анатолий Пиняев | |
---|---|
Дата рождения | 13 мая 1949 |
Место рождения | Москва, СССР |
Дата смерти | 3 июня 2013 (64 года) |
Место смерти | Москва, Россия |
Страна |
СССР→ Россия |
Род деятельности | проповедник гаудия-вайшнавизма |
Анато́лий Фёдорович Пиня́ев (духовное имя — Ана́нта-Ша́нти Дас, IAST: Ananta Śānti Dāsa; 13 мая 1949, Москва, СССР — 3 июня 2013, там же) — кришнаитский проповедник, первый русский кришнаит, единственный русский ученик основателя Международного общества сознания Кришны Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896—1977). Стоял у истоков проповеди гаудия-вайшнавизма (кришнаизма) в СССР, за что его называют основоположником Международного общества сознания Кришны в России. В 1980-е годы за свои религиозные убеждения подвергся репрессиям.
Биография
Встреча с Прабхупадой и обращение в гаудия-вайшнавизм (1971)
В июне 1971 года Москву посетил Бхактиведанта Свами Прабхупада.[1] За 5 дней пребывания в столице СССР Прабхупаде удалось лично пообщаться лишь с двумя советскими гражданами: заведующим отдела Индии и Южной Азии Института востоковедения АН СССР Григорием Григорьевичем Котовским (сыном героя Гражданской войны Григория Ивановича Котовского) и 23-летним москвичом Анатолием Пиняевым, которому суждено было стать первым советским кришнаитом.[2] На встречу с Прабхупадой Пиняева привёл его друг Нараяна — сын высокопоставленного индийского дипломата, устроившего приезд Прабхупады в Москву.[3] Пиняев проявил огромный интерес к гаудия-вайшнавизму, в связи с чем Прабхупада впоследствии привёл цветистое восточное сравнение: подобно повару, который по одному зёрнышку риса определяет готовность целого блюда, так и по тому, с каким энтузиазмом Пиняев принял гаудия-вайшнавизм, он, Прабхупада, понял, что «к тому же готовы и миллионы других русских».[4]
Миссионерская деятельность в СССР (1971—1980)
Анатолий Пиняев «оправдал надежды учителя», став верным приверженцем ИСККОН и его активным пропагандистом.[4][5] В последовавшие за отъездом Прабхупады 10 лет он много разъезжал по территории СССР, распространяя вайшнавское вероучение.[4][6][1] В 1973 году Пиняев заочно получил от Прабхупады духовное посвящение и имя на санскрите «Ананта Шанти Дас».[6][7] По словам православного миссионера священника Олега Стеняева, лично знакомого с Пиняевым, это был «образованный и начитанный» юноша, владевший иностранными языками и обладавший «поразительной энергией», которую он всецело направил на миссионерскую деятельность.[5] Пиняев проповедовал в вузах, в библиотеках и в других общественных заведениях, рассказывал о Кришне монахам в православных монастырях и распространял «Бхагавад-гиту как она есть» воспитанникам Московской духовной семинарии.[5]
Один из проповедников гаудия-вайшнавизма Бхакти Судхир Госвами, проповедовавший по заданию Прабхупады в странах варшавского договора в 1970-х годах, так описывает свою встречу с Пиняевым в Ленинграде в 1977 году:
Мы не знали, как выглядит Ананта-Шанти, у нас не было его фотографии... Мы сидели в парке в Ленинграде в условленное время и ждали Ананта-Шанти. Мы вглядывались в лица людей, боялись, что встреча сорвется, ведь он тоже не знал, как мы выглядим. Но когда он появился, мы сразу узнали его. Это был человек, одетый в куртку, и лицо его сияло... Он дал возможность узнать о Сознании Кришны сотням людей по всему Советскому Союзу.[8]
В конце 1970-х годов Пиняев принял санньясу (уклад жизни в отречении) и новое имя Ананта Тиртха Госвами. Однако, уже в 1980 году он женился, нарушив тем самым монашеские обеты.
Проповедь Пиняева имела успех, в особенности среди людей, интересовавшихся индийской культурой, религией и философией.[9][10][11] Выходцами именно из этой среды были первые советские кришнаиты, обращённые в новую веру благодаря усилиям Пиняева.[5] Мощный толчок распространению кришнаизма в СССР дала 2-я Московская международная книжная выставка-ярмарка 1979 года, на которой имелся стенд кришнаитского издательства «Бхактиведанта Бук Траст».[4][1] Анатолий Пиняев выступил на ярмарке в роли официального переводчика «Бхактиведанта Бук Траст».[12] Стенд кришнаитов вызвал огромный интерес публики и позволил тысячам советских людей ознакомиться с кришнаитской литературой.[1]
Репрессии (1980—1987)
В 1980 году КГБ начал предпринимать первые шаги по пресечению деятельности «антикоммунистической секты» кришнаитов. В сентябре 1980 года в СССР в очередной раз прибыл Харикеша Свами в сопровождении своего помощника Киртираджи, который в 1979 году занял пост регионального секретаря (вице-президента) ИСККОН в СССР.[4] Проведя два религиозных собрания на московских квартирах, Харикеша и Киртираджа вместе с Анатолием Пиняевым отправились в Ригу, где местные кришнаиты организовали во Дворце культуры массовую проповедническую программу с их участием.[4][1] Наряду с людьми, интересующимися индийской духовностью, на программе присутствовали сотрудники милиции и КГБ, которые задержали Харикешу, Киртираджу и Анатолия Пиняева.[4][13][1] После допроса с пристрастием, американских миссионеров отправили в Москву, где они подверглись депортации.[14][13] Анатолия Пиняева две недели продержали в психиатрической больнице и затем отпустили на свободу.[15]
В январе 1982 года в Красноярске состоялся судебный процесс над лидером местной общины кришнаитов Евгением Третьяковым.[16][17] В опубликованной 24 января в «Социалистической индустрии» разоблачительной статье А. Моцова и С. Садошенко «Йог с голубыми глазами, или истинное лицо проповедников Кришны» утверждалось, что Анатолий Пиняев обратил Евгения Третьякова в кришнаизм.[1]
В конце апреля 1981 года Анатолию Пиняеву позвонил неизвестный, представившийся знакомым приехавшего с Запада кришнаита, желавшего встретиться с ним.[15] По прибытии на условленное место встречи, Пиняев был арестован и помещён на две недели в психиатрическую больницу — звонивший Пиняеву незнакомец оказался агентом КГБ.[15] В июне 1981 года Пиняев получил 10 суток ареста по ложному обвинению в мелком хулиганстве.[15] Тогда же был произведён обыск в его квартире, в ходе которого были конфискованы кришнаитские книги, предметы культа и вообще все вещи, имевшие хоть малейшее отношение к Индии.[15] В сентябре 1981 года Пиняев был снова задержан и помещён во Всесоюзный НИИ общей и судебной психиатрии имени В. П. Сербского.[15] На этот раз «первого советского кришнаита» обвинили в паразитизме, признали невменяемым и в апреле 1982 года отправили на принудительное лечение в Психиатрическую больницу № 5 г. Москвы, откуда месяц спустя ему удалось совершить побег.[18][19][20][21] Пиняев успешно скрывался до апреля 1983 года,[18] когда его арестовали в Баку и, продержав две недели в местной психбольнице, отправили назад в Москву.[22][1] Там Пиняеву предъявили обвинения по ст. 227 УК РСФСР и перевели в Бутырскую тюрьму.[22] На закрытом суде, состоявшемся 7 июня 1983 года, Пиняев был признан невменяемым и госпитализирован на неопределённое время в специальную психбольницу в Смоленске, где подвергнут курсу «лечения» галоперидолом.[22][23][20] В апреле 1986 года Пиняева перевели в спецлечебницу в Орле.[23][24] Вслед за Пиняевым по решению советских судов в психбольницы на принудительное лечение были отправлены десятки кришнаитов.[23]
Пиняев вышел на свободу в ноябре 1987 года, в один день с известным советским диссидентом Владимиром Гершуни[25]. Их освобождение было приурочено к началу Вашингтонского саммита Рональда Рейгана и Михаила Горбачёва[26].
Дальнейшая судьба
В начале 1990-х годов Пиняев два года бродяжничал в Индии, оказавшись без средств к существованию, и попал в тюрьму за нелегальное пребывание в стране[27]. В 1990-е годы он отошёл от кришнаизма[27][5][28] и впоследствии подвергал критике ИСККОН и его основателя:
Всё, что было во время встречи с Прабхупадой в Москве, знаю только я. Сколько бы я им не рассказывал, они всё равно, либо забудут, либо переврут, исказят. Я с самого начала отнёсся критически, у меня никогда не было фанатизма или оголтелости. Хамсадутта сказал: „Прабхупада дал мне всё“. У меня было не так, у меня уже было всё. Своими благими качествами я обладал от природы, с рождения, а не благодаря Прабхупаде, или какой-то инициации. Ему эта встреча была нужнее, чем мне. Я не просил Прабхупаду об инициации. Он предлагал мне даже деньги на развитие его миссии, но мне это было не интересно. Он не был моим гуру, я просто делился с людьми тем, что знал сам. Книги Прабхупады в подмётки не годятся книгам того же Шридхара. Прабхупада портил людям жизни, проповедовал человеконенавистническую идеологию и жизнеотрицание. Он ненавидел женщин. Моя философия не просто отличается от философии Прабхупады, она ему полностью противоположна во всём. Моя философия близка к индийской тантре, а также к Чарваке локаяте»[27].
10 мая 2010 года Анатолий Пиняев пережил сердечный приступ[29][30]. Ему поставили диагноз «обширный инфаркт левого желудочка сердца»[29]. Пиняев скончался от инсульта в одной из московских клиник в ночь со 2 на 3 июня 2013 года[29].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Anderson, 1986, p. 316.
- ↑ Плешаков, 2000, с. 67.
- ↑ Котовский, 1997.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Страна и мир, 1985, с. 23.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Стеняев, 2005.
- ↑ 6,0 6,1 Дударенок, 2004, с. 128.
- ↑ Иваненко, Февраль-март 2012.
- ↑ TVDarshan. 5 июня 2013 года. «Уход Ананта Шанти Прабху» (на английском языке) . Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 27 сентября 2016 года.
- ↑ Пудов, 1989, с. 473.
- ↑ Дударенок, 2004, с. 130.
- ↑ Андропов, 10 августа 2009.
- ↑ Вишневская, 1985, с. 5.
- ↑ 13,0 13,1 Glasnost, 1987, p. 64.
- ↑ Сборник, 2005, с. 25.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 Mukunda, November 1987, p. 14.
- ↑ Моцов, Садошенко, 24 января 1982.
- ↑ Вишневская, 1985, с. 2.
- ↑ 18,0 18,1 Antic, 1992, pp. 261-262.
- ↑ Antic, 1992, p. 263.
- ↑ 20,0 20,1 Страна и мир, 1985, с. 24.
- ↑ Mukunda, November 1987, pp. 14-15.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 Mukunda, November 1987, p. 15.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 Antic, 1992, p. 262.
- ↑ Antic, 1992, p. 265.
- ↑ Atkinson, 1988, p. 51.
- ↑ Amnesty International, 1988, p. 9.
- ↑ 27,0 27,1 27,2 Мурали Мохан дас. Судьба неудачливого йога. — М.: Объединение «Санкритана», 2016. — 112 p. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9908962-1-5.
- ↑ Якунин, 1999, с. 129.
- ↑ 29,0 29,1 29,2 NEWSru.com, 4 июня 2013.
- ↑ Vaishnavism.ru, 11 мая 2010.
Литература
- На русском
- Андропов Ю. В. Памятные послания: Из записки председателя КГБ Ю. В. Андропова в ЦК КПСС // Коммерсантъ-Власть. — 10 августа 2009. — № 31 (835).
- Вишневская Ю. Движение Харе Кришна в Советском Союзе // Радио Свобода: исследовательский бюллетень. — Мюнхен: Радио «Свобода», 1985. — Вып. 41.
- В Москве скончался первый советский кришнаит // NEWSru.com. — 4 июня 2013.
- Дударенок С. М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. — 530 с. — 500 экз. — ISBN 5744416404.
- Иваненко С. И. Современное состояние Общества сознания Кришны в России // Russian Review. — Февраль-март 2012. — Вып. 56. Архивировано 11 ноября 2014 года.
- Как я пришел в сознание Кришны... Сборник писем и историй. — Омск: Поиск, 2005. — 592 с. — 1000 экз.
- Котовский Г. Г. Моя встреча со Шрилой Прабхупадой // Вайшнавизм: открытый форум. — 1997. — Вып. 1. — С. 109—114.
- Маркс против Кришны // Страна и мир / Ред. К. Любарский. — Мюнхен, 1985. — Вып. 11. — С. 23—24.
- Моцов А., Садошенко С. Йог с голубыми глазами, или истинное лицо проповедников Кришны // Социалистическая индустрия. — 24 января 1982. — С. 3.
- Плешаков Ю. Индийская религия милости в России // Индекс/Досье на цензуру. — 2000. — № 11.
- Пудов B. C. Кришнаиты-вайшнавы в СССР // На пути к свободе совести / Ред. Т. Б. Рябикова. — М.: Прогресс, 1989. — С. 466—477. — 49 000 экз. — ISBN 5010027283.
- Скончался первый советский кришнаит // Правда.Ру. — 4 июня 2013.
- Стеняев О. В. Кришнаиты: кто они? // Православие и религии Востока. — М.: Лепта-Пресс, 2005. — С. 513—611. — ISBN 5981940409.
- Якунин В. Н. Религиозные организации г. Тольятти. Справочник. — Тольятти: Современник, 1999. — 208 с.
- На английском
- Amnesty International Report. — London: Amnesty International Publications, 1988. — 278 p. — ISBN 0-939994-37-2.
- Anderson, John. The Hare Krishna Movement in the USSR // Religion in Communist Lands. — 1986. — Vol. 14 (3). — P. 316-17.
- Antic, Oxana. The Spread of Modern Cults in the USSR // Religious Policy in the Soviet Union / Edited by Sabrina P. Ramet. — Cambridge: Cambridge University Press, 1992. — P. 252-270. — xix, 361 p. — ISBN 0-521-41643-4.
- Atkinson M. Report on the situation of the Church and freedom of religion in Eastern Europe. — Strasbourg: Parliamentary Assembly of the Council of Europe, 1988. — 75 p. — ISBN 9287116652. Архивная копия от 16 октября 2009 на Wayback Machine
- The Hare Krishna Movement in the USSR // Glasnost: Information Bulletin. — 1987. — Vol. 7. — P. 63-69.
- Mukunda Goswami, Drutakarma Dasa. Who Are Not Free: A hard look at the Soviet commitment to human rights // Back to Godhead. — November 1987. — Vol. 22, № 11. — P. 14-17. (недоступная ссылка)
- Satsvarūpa Dāsa Gosvāmī. Śrīla Prabhupāda-līlāmṛta, Vol. 4. In Every Town and Village: Around the World 1968—1971. — Los Angeles: Bhaktivedanta Book Trust, 1982. — xxiv, 343 с. — 10 000 экз. — ISBN 0892131152.
Ссылки
- Родившиеся 13 мая
- Родившиеся в 1949 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Москве
- Умершие 3 июня
- Умершие в 2013 году
- Умершие в Москве
- Умершие от инсульта
- Персоналии:Индуизм в России
- Проповедники России
- Деятели Международного общества сознания Кришны
- История Международного общества сознания Кришны
- Международное общество сознания Кришны в России
- Репрессированные в СССР
- Реабилитированные в СССР
- Использование психиатрии в политических целях:Персоналии