Пиняев, Анатолий Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анатолий Пиняев
Дата рождения 13 мая 1949(1949-05-13)
Место рождения Москва, СССР
Дата смерти 3 июня 2013(2013-06-03) (64 года)
Место смерти Москва, Россия
Страна Флаг СССР СССР
Флаг России Россия
Род деятельности проповедник гаудия-вайшнавизма

Анато́лий Фёдорович Пиня́ев (духовное имя — Ана́нта-Ша́нти Дас, IAST: Ananta Śānti Dāsa; 13 мая 1949, Москва, СССР — 3 июня 2013, там же) — кришнаитский проповедник, первый русский кришнаит, единственный русский ученик основателя Международного общества сознания Кришны Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896—1977). Стоял у истоков проповеди гаудия-вайшнавизма (кришнаизма) в СССР, за что его называют основоположником Международного общества сознания Кришны в России. В 1980-е годы за свои религиозные убеждения подвергся репрессиям.

Биография

Встреча с Прабхупадой и обращение в гаудия-вайшнавизм (1971)

В июне 1971 года Москву посетил Бхактиведанта Свами Прабхупада.[1] За 5 дней пребывания в столице СССР Прабхупаде удалось лично пообщаться лишь с двумя советскими гражданами: заведующим отдела Индии и Южной Азии Института востоковедения АН СССР Григорием Григорьевичем Котовским (сыном героя Гражданской войны Григория Ивановича Котовского) и 23-летним москвичом Анатолием Пиняевым, которому суждено было стать первым советским кришнаитом.[2] На встречу с Прабхупадой Пиняева привёл его друг Нараяна — сын высокопоставленного индийского дипломата, устроившего приезд Прабхупады в Москву.[3] Пиняев проявил огромный интерес к гаудия-вайшнавизму, в связи с чем Прабхупада впоследствии привёл цветистое восточное сравнение: подобно повару, который по одному зёрнышку риса определяет готовность целого блюда, так и по тому, с каким энтузиазмом Пиняев принял гаудия-вайшнавизм, он, Прабхупада, понял, что «к тому же готовы и миллионы других русских».[4]

Миссионерская деятельность в СССР (1971—1980)

Анатолий Пиняев «оправдал надежды учителя», став верным приверженцем ИСККОН и его активным пропагандистом.[4][5] В последовавшие за отъездом Прабхупады 10 лет он много разъезжал по территории СССР, распространяя вайшнавское вероучение.[4][6][1] В 1973 году Пиняев заочно получил от Прабхупады духовное посвящение и имя на санскрите «Ананта Шанти Дас».[6][7] По словам православного миссионера священника Олега Стеняева, лично знакомого с Пиняевым, это был «образованный и начитанный» юноша, владевший иностранными языками и обладавший «поразительной энергией», которую он всецело направил на миссионерскую деятельность.[5] Пиняев проповедовал в вузах, в библиотеках и в других общественных заведениях, рассказывал о Кришне монахам в православных монастырях и распространял «Бхагавад-гиту как она есть» воспитанникам Московской духовной семинарии.[5]

Один из проповедников гаудия-вайшнавизма Бхакти Судхир Госвами, проповедовавший по заданию Прабхупады в странах варшавского договора в 1970-х годах, так описывает свою встречу с Пиняевым в Ленинграде в 1977 году:

Мы не знали, как выглядит Ананта-Шанти, у нас не было его фотографии... Мы сидели в парке в Ленинграде в условленное время и ждали Ананта-Шанти. Мы вглядывались в лица людей, боялись, что встреча сорвется, ведь он тоже не знал, как мы выглядим. Но когда он появился, мы сразу узнали его. Это был человек, одетый в куртку, и лицо его сияло... Он дал возможность узнать о Сознании Кришны сотням людей по всему Советскому Союзу.[8]

В конце 1970-х годов Пиняев принял санньясу (уклад жизни в отречении) и новое имя Ананта Тиртха Госвами. Однако, уже в 1980 году он женился, нарушив тем самым монашеские обеты.

Проповедь Пиняева имела успех, в особенности среди людей, интересовавшихся индийской культурой, религией и философией.[9][10][11] Выходцами именно из этой среды были первые советские кришнаиты, обращённые в новую веру благодаря усилиям Пиняева.[5] Мощный толчок распространению кришнаизма в СССР дала 2-я Московская международная книжная выставка-ярмарка 1979 года, на которой имелся стенд кришнаитского издательства «Бхактиведанта Бук Траст».[4][1] Анатолий Пиняев выступил на ярмарке в роли официального переводчика «Бхактиведанта Бук Траст».[12] Стенд кришнаитов вызвал огромный интерес публики и позволил тысячам советских людей ознакомиться с кришнаитской литературой.[1]

Репрессии (1980—1987)

В 1980 году КГБ начал предпринимать первые шаги по пресечению деятельности «антикоммунистической секты» кришнаитов. В сентябре 1980 года в СССР в очередной раз прибыл Харикеша Свами в сопровождении своего помощника Киртираджи, который в 1979 году занял пост регионального секретаря (вице-президента) ИСККОН в СССР.[4] Проведя два религиозных собрания на московских квартирах, Харикеша и Киртираджа вместе с Анатолием Пиняевым отправились в Ригу, где местные кришнаиты организовали во Дворце культуры массовую проповедническую программу с их участием.[4][1] Наряду с людьми, интересующимися индийской духовностью, на программе присутствовали сотрудники милиции и КГБ, которые задержали Харикешу, Киртираджу и Анатолия Пиняева.[4][13][1] После допроса с пристрастием, американских миссионеров отправили в Москву, где они подверглись депортации.[14][13] Анатолия Пиняева две недели продержали в психиатрической больнице и затем отпустили на свободу.[15]

В январе 1982 года в Красноярске состоялся судебный процесс над лидером местной общины кришнаитов Евгением Третьяковым.[16][17] В опубликованной 24 января в «Социалистической индустрии» разоблачительной статье А. Моцова и С. Садошенко «Йог с голубыми глазами, или истинное лицо проповедников Кришны» утверждалось, что Анатолий Пиняев обратил Евгения Третьякова в кришнаизм.[1]

В конце апреля 1981 года Анатолию Пиняеву позвонил неизвестный, представившийся знакомым приехавшего с Запада кришнаита, желавшего встретиться с ним.[15] По прибытии на условленное место встречи, Пиняев был арестован и помещён на две недели в психиатрическую больницу — звонивший Пиняеву незнакомец оказался агентом КГБ.[15] В июне 1981 года Пиняев получил 10 суток ареста по ложному обвинению в мелком хулиганстве.[15] Тогда же был произведён обыск в его квартире, в ходе которого были конфискованы кришнаитские книги, предметы культа и вообще все вещи, имевшие хоть малейшее отношение к Индии.[15] В сентябре 1981 года Пиняев был снова задержан и помещён во Всесоюзный НИИ общей и судебной психиатрии имени В. П. Сербского.[15] На этот раз «первого советского кришнаита» обвинили в паразитизме, признали невменяемым и в апреле 1982 года отправили на принудительное лечение в Психиатрическую больницу № 5 г. Москвы, откуда месяц спустя ему удалось совершить побег.[18][19][20][21] Пиняев успешно скрывался до апреля 1983 года,[18] когда его арестовали в Баку и, продержав две недели в местной психбольнице, отправили назад в Москву.[22][1] Там Пиняеву предъявили обвинения по ст. 227 УК РСФСР и перевели в Бутырскую тюрьму.[22] На закрытом суде, состоявшемся 7 июня 1983 года, Пиняев был признан невменяемым и госпитализирован на неопределённое время в специальную психбольницу в Смоленске, где подвергнут курсу «лечения» галоперидолом.[22][23][20] В апреле 1986 года Пиняева перевели в спецлечебницу в Орле.[23][24] Вслед за Пиняевым по решению советских судов в психбольницы на принудительное лечение были отправлены десятки кришнаитов.[23]

Пиняев вышел на свободу в ноябре 1987 года, в один день с известным советским диссидентом Владимиром Гершуни[25]. Их освобождение было приурочено к началу Вашингтонского саммита Рональда Рейгана и Михаила Горбачёва[26].

Дальнейшая судьба

В начале 1990-х годов Пиняев два года бродяжничал в Индии, оказавшись без средств к существованию, и попал в тюрьму за нелегальное пребывание в стране[27]. В 1990-е годы он отошёл от кришнаизма[27][5][28] и впоследствии подвергал критике ИСККОН и его основателя:

Всё, что было во время встречи с Прабхупадой в Москве, знаю только я. Сколько бы я им не рассказывал, они всё равно, либо забудут, либо переврут, исказят. Я с самого начала отнёсся критически, у меня никогда не было фанатизма или оголтелости. Хамсадутта сказал: „Прабхупада дал мне всё“. У меня было не так, у меня уже было всё. Своими благими качествами я обладал от природы, с рождения, а не благодаря Прабхупаде, или какой-то инициации. Ему эта встреча была нужнее, чем мне. Я не просил Прабхупаду об инициации. Он предлагал мне даже деньги на развитие его миссии, но мне это было не интересно. Он не был моим гуру, я просто делился с людьми тем, что знал сам. Книги Прабхупады в подмётки не годятся книгам того же Шридхара. Прабхупада портил людям жизни, проповедовал человеконенавистническую идеологию и жизнеотрицание. Он ненавидел женщин. Моя философия не просто отличается от философии Прабхупады, она ему полностью противоположна во всём. Моя философия близка к индийской тантре, а также к Чарваке локаяте»[27].

10 мая 2010 года Анатолий Пиняев пережил сердечный приступ[29][30]. Ему поставили диагноз «обширный инфаркт левого желудочка сердца»[29]. Пиняев скончался от инсульта в одной из московских клиник в ночь со 2 на 3 июня 2013 года[29].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Anderson, 1986, p. 316.
  2. Плешаков, 2000, с. 67.
  3. Котовский, 1997.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Страна и мир, 1985, с. 23.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Стеняев, 2005.
  6. 6,0 6,1 Дударенок, 2004, с. 128.
  7. Иваненко, Февраль-март 2012.
  8. TVDarshan. 5 июня 2013 года. «Уход Ананта Шанти Прабху» (на английском языке). Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 27 сентября 2016 года.
  9. Пудов, 1989, с. 473.
  10. Дударенок, 2004, с. 130.
  11. Андропов, 10 августа 2009.
  12. Вишневская, 1985, с. 5.
  13. 13,0 13,1 Glasnost, 1987, p. 64.
  14. Сборник, 2005, с. 25.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 Mukunda, November 1987, p. 14.
  16. Моцов, Садошенко, 24 января 1982.
  17. Вишневская, 1985, с. 2.
  18. 18,0 18,1 Antic, 1992, pp. 261-262.
  19. Antic, 1992, p. 263.
  20. 20,0 20,1 Страна и мир, 1985, с. 24.
  21. Mukunda, November 1987, pp. 14-15.
  22. 22,0 22,1 22,2 Mukunda, November 1987, p. 15.
  23. 23,0 23,1 23,2 Antic, 1992, p. 262.
  24. Antic, 1992, p. 265.
  25. Atkinson, 1988, p. 51.
  26. Amnesty International, 1988, p. 9.
  27. 27,0 27,1 27,2 Мурали Мохан дас. Судьба неудачливого йога. — М.: Объединение «Санкритана», 2016. — 112 p. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9908962-1-5.
  28. Якунин, 1999, с. 129.
  29. 29,0 29,1 29,2 NEWSru.com, 4 июня 2013.
  30. Vaishnavism.ru, 11 мая 2010.

Литература

На русском
На английском

Ссылки