Перуцкий, Михаил Семёнович
Михаил Семёнович Перуцкий | |
---|---|
Дата рождения | 21 октября (2 ноября) 1892 |
Место рождения | Славута, Волынская губерния |
Дата смерти | 23 января 1959 (66 лет) |
Место смерти | Москва |
Гражданство | СССР |
Жанр | пейзаж, портрет, натюрморт |
Учёба | художественная школа Ю. Р. Бершадского в Одессе, Одесское художественное училище |
Михаил Семёнович Перуцкий (1892—1959) — советский художник, педагог, сотрудник Окон РОСТА и ТАСС.
Биография
Родился 21 октября 1892 года в г. Славута Волынской губернии — впоследствии он часто изображал этот город в своих работах.
В 1908—1910 годах учился в частной художественной школе Ю. Р. Бершадского в Одессе, а затем с 1909 года — в Одесском художественном училище у К. К. Костанди. После Октябрьской революции работал инспектором Губнаробраза в Одессе, участвовал в создании художественных студий для красноармейцев и рабочих, реорганизации Одесского художественного училища. После захвата Одессы австрийцами и войсками гетмана Скоропадского ушёл из города вместе с отрядами красной армии и в начале 1919 года вернулся туда с войсками атамана Н. А. Григорьева, заведовал мастерской агитплаката, занимался выпуском «Окон РОСТА».
С начала 1920-х годов жил в Москве, посещал занятия во ВХУТЕМАСе. Был среди членов-учредителей Нового общества живописцев (НОЖ), существовавшего в 1921—1924 годах. В 1923—1927 годах был членом объединений «Бытие» (1923—1927), «Жизнь — творчество» (1924), Общества художников-станковистов «ОСТ» (1927)[1].
В конце 1930-х годов создал несколько монументально-декоративные панно для Всероссийской сельско-хозяйственной выставки. Во время Великой Отечественной войны работал в «Окнах ТАСС». В 1944—1950 годах преподавал в Московском художественном училище и Московской средней художественной школе. Оказал влияние на многих представителей послевоенного неофициального искусства, учившихся в его группах, таких как М. А. Рогинский, Л. А. Мастеркова и других[2].
Скончался М. С. Перуцкий 23 января 1959 года в Москве, похоронен на Донском кладбище[3].
Творчество
Кроме агитационно-плакатной графики активно занимался станковой и монументальной живописью, плакатом и книжной иллюстрацией. В основном писал пейзажи, но в его творчестве встречаются и портреты, натюрморты, жанровые картины. Отмечается, что Перуцкий испытал существенное влияние своего учителя К. К. Костанди, «восприняв от него любовь к решению сложных колористических задач, световоздушной среды, пространства цветом; палитра Перуцкого на всем протяжении его творческого пути богато нюансирована»[4].
Работы Перуцкого имеются во многих музеях России:
- Славута. Горелый дом. 1920. Государственная Третьяковская галерея.
- Праздничный день в местечке. 1920-е. Государственный Русский музей.
- Местечко Славута. 1920-е. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.
- Дома в Славуте. 1922. Приморская государственная картинная галерея.
- Рыбы (Лещи). 1934. Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва.
- Жмеринка. Рынок. 1956. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
- Донской монастырь. 1958. Музей Москвы.
Примечания
- ↑ Государственный Русский музей — каталог собрания / Науч. ред. В. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2013. — Т. 12: Живопись. Первая половина XX века (Н—Р). — С. 75. — 283 с. — ISBN 978-5-93332-470-6.
- ↑ Модернизм без манифеста. Перуцкий Михаил Семёнович.
- ↑ Они тоже гостили на земле… Перуцкий Михаил Семёнович.
- ↑ Арт-Панорама. Перуцкий Михаил Семёнович.