Первая линия (Екатеринбург)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Первая линия

Екатеринбургский метрополитен
Открытие первого участка 27 апреля 1991 года
Длина, км 12,7 км
Количество станций 10
Время поездки, мин. 19 минут
Макс. число вагонов в составе поезда 5
Число вагонов в составе поезда 4
Интервал движения в часы «пик» 4—11 минут
Среднесуточный пассажиропоток 130 000 чел. (2018) тыс. чел./сутки
Самая напряжённая станция «Проспект Космонавтов»
Наземные участки нет
Электродепо ТЧ-1 «Калиновское»
Первая линия
Перейти к шаблону «Первая линия (Екатеринбург)» 
Бакинских комиссаров
ТЧ-1 «Калиновское»
перекрёстный съезд
Проспект Космонавтов
Уралмаш
Машиностроителей
Уральская
Динамо
Площадь 1905 года
оборотные тупики
Геологическая
Бажовская
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Чкаловская
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ботаническая
оборотные тупики
Уктусские горы

Первая линия — единственная линия Екатеринбургского метрополитена. Линия имеет 10 станций.

Хронология открытия участков

  • 27 апреля 1991 года — «Проспект Космонавтов — Машиностроителей»
  • 22 декабря 1992 года — «Машиностроителей — Уральская»
  • 22 декабря 1994 года — «Уральская — Площадь 1905 года»
  • 30 декабря 2002 года — «Площадь 1905 года — Геологическая»
  • 28 ноября 2011 года — «Геологическая — Ботаническая» (без «Чкаловской»)
  • 28 июля 2012 года — «Чкаловская» (на действующем участке)

Станции

На единственной линии Екатеринбургского метрополитена расположены 9 станций. 4 — мелкого заложения, 5 — глубокого.

Типы станций

На сегодняшний день в Екатеринбургском метрополитене имеются станции следующих типов:

Колонная станция мелкого заложения

В Екатеринбурге (Свердловске) станции такого типа появились в первой очереди на пусковом участке «Проспект Космонавтов — Машиностроителей» в 1991 году. Такие станции располагаются на глубине не более 15 метров и имеют высокую пропускную способность в часы пик.

На 2024 год таких станций в Екатеринбургском метрополитене три — «Проспект Космонавтов», «Машиностроителей» (1991) и «Ботаническая» (2011).

Односводчатая станция мелкого заложения

В Екатеринбурге (Свердловске) станции такого типа появились в первой очереди на пусковом участке «Проспект Космонавтов — Машиностроителей» в 1991 году. Данный тип станции не имеет никаких конструктивных элементов, помимо свода, и представляет собой однообъёмный большой зал.

На 2024 год такая станций в Екатеринбургском метрополитене одна — «Уралмаш» (1991).

Пилонная станция глубокого заложения

В Екатеринбурге станции такого типа появились на пусковом участке «Машиностроителей — Уральская» в 1992 году.

На 2024 год такая станция в Екатеринбургском метрополитене одна — «Уральская» (1992). Недостроенная и расположенная между станциями «Геологическая» и «Чкаловская» станция «Бажовская» должна была быть пилонной.

Односводчатая станция глубокого заложения

В Екатеринбурге станции такого типа появились на пусковом участке «Уральская — Площадь 1905 года» в 1994 году. Данный тип станции не имеет никаких конструктивных элементов, помимо свода, и представляет собой однообъёмный большой зал.

На 2024 год таких станций в Екатеринбургском метрополитене три — «Динамо» (1994), «Геологическая» (2002) и «Чкаловская» (2012).

Подвижной состав

С момента открытия, и ныне на линии работают 4-х вагонные составы 81-717.5/714.5. К открытию в 2011 году, станции «Ботаническая» поступило 2 состава 81-717.5М/714.5М. В 2019 году прибыли 2 состава 81-717.6/714.6. На данный момент существует 8 вагонов данной модели.

Перспективы

Линия должна быть продлена на север (станция «Бакинский комиссаров») и на юг (станция «Уктусские горы»), также должна быть достроена станция «Бажовская», расположенная между «Геологической» и «Чкаловской». Станция «Площадь 1905 года» станет пересадочной на будущую Вторую линию, а «Геологическая» — на Третью.