Пелисье, Олимпия
Олимпия Пелисье | |
---|---|
Олимпия Пелисье (фр. Olympe Pélissier; 9 мая 1799[1] — 22 марта 1878) — французская натурщица, куртизанка[2] и вторая жена итальянского композитора Джоаккино Россини.
Позировала Орасу Верне для его картины «Юдифь и Олоферн». Французский писатель Оноре де Бальзак назвал её «самой красивой куртизанкой Парижа»[3].
Биография
Олимпия Луиза Александрина Дескюйе (Olympe Louise Alexandrine Descuillers) родилась в Париже 9 мая 1799 года (по другим данным в 1797 году)[4]. Она была незаконнорождённой дочерью незамужней женщины, которая позднее вышла замуж за Жозефа Пелисье[3]. Когда Олимпии было 15 лет, мать продала её молодому герцогу, который поселил девушку в маленьком меблированном доме. Герцог заболел венерической болезнью и был вынужден избавиться от неё. Пелисье продали богатому англо-американцу. Вскоре она обрела независимость и стала сама искать себе любовников[1].
В период Реставрации Бурбонов Пелисье стала заметной фигурой в парижском обществе, ею восхищался граф де Жирарден, она содержала салоны, которые посещал барон Шиклер, а в 1830 году имела связь с писателем Эженом Сю, который познакомил её с Оноре де Бальзаком[5][6]. В течение года (1830—1831) Пелисье и Бальзак были любовниками[2][6]. После того, как Пелисье порвала с ним, писатель был полон обиды[7]. Несколько лет спустя Бальзак назвал Пелисье «дьявольской куртизанкой». В число её любовников, среди которых были аристократы, художники и литературные деятели [8], входили также художники Орас Верне[9] и Альфред д’Орсе[10], а также музыкант Винченцо Беллини[11].
Роман с Сю длился дольше других, их отношения были чередой ссор и страстных примирений. Их роману пришёл конец, когда Пелисье познакомилась с Джоаккино Россини. Впервые они встретились в 1830-х годах, после того, как композитор расстался с первой женой Изабеллой Кольбран. Россини и Пелисье жили в парижском доме композитора, пока эпидемия холеры не вынудила их покинуть город и отправиться в Италию. В конце 1836 года они переехали в Болонью, где ради соблюдения приличий жили под разными крышами. В Болонье Пелисье познакомилась с первой женой Россини — Изабеллой Кольбран[2]. Пелисье было скучно в Болонье, и она заставила своего любовника покинуть город. В ноябре 1837 года пара перебралась в Милан, здесь каждую пятницу они устраивали музыкальные вечера. Среди их постоянных гостей был Ференц Лист[2]. Однако Пелисье оставалась в положении куртизанки или компаньонки, но никак не будущей невесты композитора. Даже Мари д’Агу, бросившая мужа, чтобы последовать за музыкантом Листом, была настроена скептически: «Россини провёл зиму в Милане с мадемуазель Пелисье и пытался ввести её в общество, но ни одна знатная дама ни разу не навестила её».
В октябре 1845 года умерла Изабелла, первая жена Россини, а в августе 1846 года Россини и Пелисье поженились[2]. В ходе революции 1848 года Болонья была охвачена восстанием[8], поэтому супруги перебрались во Флоренцию. Они провели там семь лет, и за это время здоровье Россини ухудшилось[2]. Он страдал депрессией, вызванной последствиями гонореи[12]. Пелисье же скучала по Парижу[2] и хотела вернуться туда, чтобы Россини получил надлежащую медицинскую помощь[8], поэтому в мае 1855 года они приехали в столицу Франции[2] и обосновались в большой квартире на улице Шоссе-д’Антен[13].
В Париже возобновились их музыкальные вечера, ставшие легендарными в местном обществе[2]. Среди их гостей были Александр Дюма-сын, Эжен Делакруа, Ференц Лист и Джузеппе Верди[7]. В 1859 году была построена их новая вилла, расположенная в парижском пригороде Пасси. В 1868 году Россини умер, оставив большое наследство, что позволило Пелисье жить в комфорте и после его смерти[2], хотя после её кончины поместье должно было перейти в собственность к муниципалитету Пезаро для создания в нём Государственной музыкальной консерватории имени Джоаккино Россини[14].
Олимпия Пелисье умерла 22 марта 1878 года[1].
В искусстве и литературе
Я посвящаю эти скромные песни моей дорогой жене Олимпии как простое свидетельство благодарности за нежную, разумную заботу, которую она оказывала мне во время моей продолжительной и ужасной болезни
Любовник Пелисье, художник Орас Верне, запечатлел её в образе Юдифи в своей картине 1830 года «Юдифь и Олоферн»[7].
Бальзак наделил чертами Пелисье безжалостную Феодору в своём романе 1831 года «Шагреневая кожа»[7]. Эпизод, в котором герой Рафаэль де Валантен прячется в спальне Феодоры, скорее всего, основан на случае из реального опыта отношений Бальзака с Пелисье, хотя Бальзак отрицал это[16].
В 1832 году Россини посвятил ей свою кантату «Джованна д’Арко» («Жанна д’Арк»)[17], а 1857 году — Musique anodine[13].
Олимпия Пелисье является персонажем французского телефильма 1974 года «Эжен Сю»[18], её роль исполнила Клодин Костер.
В фильме Марио Моничелли 1991 года «Россини! Россини!», посвящённом жизни Россини, роль Пелисье исполнила Сабина Азема[19].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Olympe Louise Alexandrine Descuillers dite : OLYMPE PELISSIER . autourduperetanguy.blogspirit.com. Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 14 июля 2014 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Christians, Groves, 2016.
- ↑ 3,0 3,1 Senici, Cross, 2004, p. 20.
- ↑ Вейнсток, 2003, Глава 11. 1829—1837.
- ↑ Barricelli, 2017.
- ↑ 6,0 6,1 Biographie de Honoré de Balzac . De La Littérature. Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 22 февраля 2013.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Giacobelli. Olympe Pélissier, la favola della cortigiana che sposò Gioachino Rossini (итал.). L’Huffington Post (14 декабря 2018). Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 22 марта 2019 года.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Roberts, 2015, p. 196.
- ↑ Roberts, 2015, p. 153.
- ↑ Migozzi, Guern, 2004, p. 76.
- ↑ Baccolini, 2017.
- ↑ Senici, Cross, 2004, p. 21.
- ↑ 13,0 13,1 Senici, Cross, 2004, p. 22.
- ↑ Senici, Cross, 2004, p. 24.
- ↑ Stokes, 2008.
- ↑ Osborne, 2007.
- ↑ Roberts, 2015, p. 195.
- ↑ Eugène Sue . Дата обращения: 1 декабря 2018. Архивировано 4 ноября 2021 года.
- ↑ Franceschi, 2001.
Литература
- Вейнсток, Герберт. Джоаккино Россини. Принц музыки. — М.: Центролиграф, 2003. — ISBN 5-9524-0153-8.
- Моруа, Андре. Прометей, или Жизнь Бальзака. — М.: Прогресс, 1967. — 640 с.
- Baccolini, Luca. Storie segrete della storia di Bologna : [итал.]. — Newton Compton Editori, 2017. — ISBN 9788822713322.
- Barricelli, Jean-Pierre. Balzac and Music: Its Place and Meaning in His Life and Work : [англ.]. — Routledge, 2017. — ISBN 9781317208563. Архивная копия от 22 марта 2022 на Wayback Machine
- Franceschi, Leonardo De. Lo sguardo eclettico: il cinema di Mario Monicelli. — Marsilio, 2001. — ISBN 978-8831777636.
- Christians, Ian. Discovering Classical Music : [англ.] / Ian Christians, Sir Charles Groves. — Pen and Sword, 2016. — ISBN 9781473887879.
- Productions du populaire: colloque international de Limoges, 14-16 mai 2002 : [фр.]. — Presses Univ. Limoges, 2004. — ISBN 9782842873370. Архивная копия от 22 марта 2022 на Wayback Machine
- Miller, Christopher L. The French Atlantic Triangle: Literature and Culture of the Slave Trade : [англ.]. — Duke University Press, 2007. — ISBN 9780822388838.
- Osborne, Richard. Rossini : [англ.]. — Oxford University Press, 2007. — ISBN 9780199884575. Архивная копия от 22 марта 2022 на Wayback Machine
- Roberts, Warren. Rossini and Post-Napoleonic Europe : [англ.]. — Boydell & Brewer, 2015. — ISBN 9781580465304.
- Senici, Emanuele. The Cambridge Companion to Rossini : [англ.] / Emanuele Senici, Jonathan Cross. — Cambridge University Press, 2004. — ISBN 9780521001953. Архивная копия от 22 марта 2022 на Wayback Machine
- Stokes, Richard Notes to Hyperion CD CDA 67647 . Hyperion Records (2008). Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 5 марта 2022 года.
Ссылки
- Rossini and his widow; Death of the latter, how she came to marry the great composer Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine, New York Times, April 28, 1878