Пелисье, Олимпия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Олимпия Пелисье
«Юдифь и Олоферн» Верне, моделью для этой картины послужила Пелисье

Олимпия Пелисье (фр. Olympe Pélissier; 9 мая 1799[1] — 22 марта 1878) — французская натурщица, куртизанка[2] и вторая жена итальянского композитора Джоаккино Россини.

Позировала Орасу Верне для его картины «Юдифь и Олоферн». Французский писатель Оноре де Бальзак назвал её «самой красивой куртизанкой Парижа»[3].

Биография

Олимпия Луиза Александрина Дескюйе (Olympe Louise Alexandrine Descuillers) родилась в Париже 9 мая 1799 года (по другим данным в 1797 году)[4]. Она была незаконнорождённой дочерью незамужней женщины, которая позднее вышла замуж за Жозефа Пелисье[3]. Когда Олимпии было 15 лет, мать продала её молодому герцогу, который поселил девушку в маленьком меблированном доме. Герцог заболел венерической болезнью и был вынужден избавиться от неё. Пелисье продали богатому англо-американцу. Вскоре она обрела независимость и стала сама искать себе любовников[1].

В период Реставрации Бурбонов Пелисье стала заметной фигурой в парижском обществе, ею восхищался граф де Жирарден, она содержала салоны, которые посещал барон Шиклер, а в 1830 году имела связь с писателем Эженом Сю, который познакомил её с Оноре де Бальзаком[5][6]. В течение года (1830—1831) Пелисье и Бальзак были любовниками[2][6]. После того, как Пелисье порвала с ним, писатель был полон обиды[7]. Несколько лет спустя Бальзак назвал Пелисье «дьявольской куртизанкой». В число её любовников, среди которых были аристократы, художники и литературные деятели [8], входили также художники Орас Верне[9] и Альфред д’Орсе[10], а также музыкант Винченцо Беллини[11].

Роман с Сю длился дольше других, их отношения были чередой ссор и страстных примирений. Их роману пришёл конец, когда Пелисье познакомилась с Джоаккино Россини. Впервые они встретились в 1830-х годах, после того, как композитор расстался с первой женой Изабеллой Кольбран. Россини и Пелисье жили в парижском доме композитора, пока эпидемия холеры не вынудила их покинуть город и отправиться в Италию. В конце 1836 года они переехали в Болонью, где ради соблюдения приличий жили под разными крышами. В Болонье Пелисье познакомилась с первой женой Россини — Изабеллой Кольбран[2]. Пелисье было скучно в Болонье, и она заставила своего любовника покинуть город. В ноябре 1837 года пара перебралась в Милан, здесь каждую пятницу они устраивали музыкальные вечера. Среди их постоянных гостей был Ференц Лист[2]. Однако Пелисье оставалась в положении куртизанки или компаньонки, но никак не будущей невесты композитора. Даже Мари д’Агу, бросившая мужа, чтобы последовать за музыкантом Листом, была настроена скептически: «Россини провёл зиму в Милане с мадемуазель Пелисье и пытался ввести её в общество, но ни одна знатная дама ни разу не навестила её».

В октябре 1845 года умерла Изабелла, первая жена Россини, а в августе 1846 года Россини и Пелисье поженились[2]. В ходе революции 1848 года Болонья была охвачена восстанием[8], поэтому супруги перебрались во Флоренцию. Они провели там семь лет, и за это время здоровье Россини ухудшилось[2]. Он страдал депрессией, вызванной последствиями гонореи[12]. Пелисье же скучала по Парижу[2] и хотела вернуться туда, чтобы Россини получил надлежащую медицинскую помощь[8], поэтому в мае 1855 года они приехали в столицу Франции[2] и обосновались в большой квартире на улице Шоссе-д’Антен[13].

В Париже возобновились их музыкальные вечера, ставшие легендарными в местном обществе[2]. Среди их гостей были Александр Дюма-сын, Эжен Делакруа, Ференц Лист и Джузеппе Верди[7]. В 1859 году была построена их новая вилла, расположенная в парижском пригороде Пасси. В 1868 году Россини умер, оставив большое наследство, что позволило Пелисье жить в комфорте и после его смерти[2], хотя после её кончины поместье должно было перейти в собственность к муниципалитету Пезаро для создания в нём Государственной музыкальной консерватории имени Джоаккино Россини[14].

Олимпия Пелисье умерла 22 марта 1878 года[1].

В искусстве и литературе

Я посвящаю эти скромные песни моей дорогой жене Олимпии как простое свидетельство благодарности за нежную, разумную заботу, которую она оказывала мне во время моей продолжительной и ужасной болезни

— Посвящение к Musique anodine, 1857[15]

Любовник Пелисье, художник Орас Верне, запечатлел её в образе Юдифи в своей картине 1830 года «Юдифь и Олоферн»[7].

Бальзак наделил чертами Пелисье безжалостную Феодору в своём романе 1831 года «Шагреневая кожа»[7]. Эпизод, в котором герой Рафаэль де Валантен прячется в спальне Феодоры, скорее всего, основан на случае из реального опыта отношений Бальзака с Пелисье, хотя Бальзак отрицал это[16].

В 1832 году Россини посвятил ей свою кантату «Джованна д’Арко» («Жанна д’Арк»)[17], а 1857 году — Musique anodine[13].

Олимпия Пелисье является персонажем французского телефильма 1974 года «Эжен Сю»[18], её роль исполнила Клодин Костер.

В фильме Марио Моничелли 1991 года «Россини! Россини!», посвящённом жизни Россини, роль Пелисье исполнила Сабина Азема[19].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Olympe Louise Alexandrine Descuillers dite : OLYMPE PELISSIER. autourduperetanguy.blogspirit.com. Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 14 июля 2014 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Christians, Groves, 2016.
  3. 3,0 3,1 Senici, Cross, 2004, p. 20.
  4. Вейнсток, 2003, Глава 11. 1829—1837.
  5. Barricelli, 2017.
  6. 6,0 6,1 Biographie de Honoré de Balzac. De La Littérature. Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 22 февраля 2013.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Giacobelli. Olympe Pélissier, la favola della cortigiana che sposò Gioachino Rossini (итал.). L’Huffington Post (14 декабря 2018). Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 22 марта 2019 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 Roberts, 2015, p. 196.
  9. Roberts, 2015, p. 153.
  10. Migozzi, Guern, 2004, p. 76.
  11. Baccolini, 2017.
  12. Senici, Cross, 2004, p. 21.
  13. 13,0 13,1 Senici, Cross, 2004, p. 22.
  14. Senici, Cross, 2004, p. 24.
  15. Stokes, 2008.
  16. Osborne, 2007.
  17. Roberts, 2015, p. 195.
  18. Eugène Sue. Дата обращения: 1 декабря 2018. Архивировано 4 ноября 2021 года.
  19. Franceschi, 2001.

Литература

Ссылки