Перейти к содержанию

Партизанский отряд (Лесгафтовцы)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
И. А. Серебряный
Партизанский отряд (Лесгафтовцы). 1942 год
Холст, масло. 199 × 327 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
инв. Ж-5573

«Партизанский отряд (Лесгафтовцы)» — картина русского советского художника Иосифа Александровича Серебряного из собрания Государственного Русского музея.

На картине изображена группа лыжников на привале, большинство из них в белых маскировочных халатах, а часть — в тёмно-синих зимних комбинезонах. Они вооружены пистолетами-пулемётами Шпагина и Судаева. Действие происходит в зимнем лесу, справа виден край сруба охотничьей заимки. Слева внизу подпись художника и дата: И. Серебряный 1942 г. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 199 × 327 см[1].

Во время Великой Отечественной войны И. А. Серебряный жил в Ленинграде, и во время блокады трудился в отделе агитации и пропаганды Политуправления Ленинградского фронта[2]. Зимой 1942 года И. А. Серебряных в творческую командировку по партизанским базам Ленинградского и Волховского фронтов. По итогам поездки им был создан ряд работ из боевой жизни и быта ленинградских партизан, самой значительной из которых было полотно, посвящённое отряду студентов-спортсменов из Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Считается, что справа с картой на коленях изображён командир отряда лесгафтовцев заведующий кафедрой велосипедного и конькобежного спорта Дмитрий Фёдорович Косицын, погибший в бою летом 1942 года, уже после создания картины[1]. По собственным воспоминаниям, Серебряный «писал картины с натуры непосредственно на холсте по беглому эскизу». Отмечается, что «крупным планом решённый холст с динамичными фигурами лыжников, их выразительными лицами словно хранит отзвук успеха очередной трудной боевой операции»[3].

Картина характеризуется следующими словами:

Эта работа стала важным этапом не только в творчестве самого художника, но и в развитии советского группового портрета-картины. В ней «за счет введения сюжетного начала автору удалось решить сложную задачу достижения композиционной взаимосвязи между многочисленными героями» и передать тот особый дух спортивного братства, который сформировался в среде физкультурников-лесгафтовцев еще в мирные годы и с особой силой проявился в боевых условиях. В феврале 1942 года лесгафтовцы были направлены в тыл врага на сложное и ответственное задание, выполнение которого было под силу только мужественным, сильным и ловким спортсменам, достойным продолжателям дела Петра Лесгафта, великого педагога, создателя научной системы физического воспитания и основателя знаменитого института (названного его именем)[4].

Считается, что картина осталась неоконченной[5], поскольку процесс работы над картиной был прерван из-за отправки её в Москву, где картина была продемонстрирована на выставке «Ленинград в дни блокады». Далее она оставалась в Центральном доме Красной Армии. В 1949 году картина была возвращена в Ленинград и поступила в собрание Государственного Русского музея, в инвентарные описи внесена под № Ж-5573[1].

Примечания

Литература

  • Государственный Русский музей — каталог собрания / Науч. ред. В. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2015. — Т. 13: Живопись. Первая половина XX века (С—Я). — 263 с. — ISBN 978-5-93332-536-9.
  • Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI—XX веков / Сост. П. Ю. Климов и др.. — СПб.: Palace Editions, 2022. — 200 с. — ISBN 978-5-93332-737-0.
  • Бахтияров Р. А., Дмитренко А. Ф. О спорт — ты мир! // Русский музей. Спорт в искусстве. — СПб.: Palace Edition, 2009. — ISBN 978-5-93332-341-9.