Падшах-ходжа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Падшах ходжа
Дата рождения 1480(1480)
Дата смерти 1547(1547)
Род деятельности поэт
Язык произведений узбекский язык, персидский язык

Падшах-ходжа ибн Сулайман-ходжа (1480—1547) узбекский[1] поэт и государственный деятель эпохи Шейбанидов в Бухарском ханстве.

Биография

Падшах-ходжа ибн Сулайман-ходжа ибн Йахйа-ходжа ибн Харун-ходжа служил при шейбанидах в Самарканде и Бухаре. Он был близок ко двору сына Шейбани-хана Мухаммед Темур-султана и Кучкунджи-хана, а позже Убайдулла-хана. В дальнейшем занимал должность шейх аль-ислама при дворе хокима Балха Кистан Кара-султана.

Он был узбекским поэтом эпохи Шейбанидов в Бухаре. Он ввел в Мавераннахре жанр «искусственной» касыды.

Он составил два дивана — на персидском и на тюрки. Образцы стихов Падшах-ходжи представляли собой две газели (одну на персидском, другую — на тюрки, в макта‘ которых последний использовал тахаллус ≪Хваджа≫). Газель на тюрки вместе с рубаи на том же языке были отправлены Бабуру, который прислал похвальное письмо[1].

Падшах ходжа также написал татаббу‘ (прямое подражание) на поэму ≪Махзан ал-асрар≫ (≪Сокровищница тайн≫) под названием ≪Максад-и атвар≫ (≪Цель [описания] образа жизни≫), а также одноименный ответ на ≪Лайли ва Маджнун≫ Низами Ганджеви (между 1138 и 1148 — ок. 1209 г.). Обе эти поэмы были написаны на языке тюрки. Известным узбекским поэтом был сын Падшах-ходжи Нисари.

Смерть

Умер Падшах ходжа в 1547 году и был похоронен в мавзолее Бахауддина Накшбанда, рядом с могилой великого религиозного деятеля.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Тагирджанов А. Т. Поэма узбекского поэта XVI в. Падши-Ходжи ≪Максад ал-атвар≫ — ≪Цель [описания] образа жизни≫ (Ученые записки ЛГУ. № 396. Серия востоковедных наук. Вып. 21. Востоковедение. 5. Л., 1977. С. 192—201

Литература

  • Тагирджанов А. Т. Поэма узбекского поэта XVI в. Падши-Ходжи ≪Максад ал-атвар≫ — ≪Цель [описания] образа жизни≫ (Ученые записки ЛГУ. № 396. Серия востоковедных наук. Вып. 21. Востоковедение. 5. Л., 1977. С. 192—201
  • Б. В. Норик. Жизнь и творчество среднеазиатских историков литературы XVI—XVII вв. Хасана Нисари и Мутриби Самарканди // ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ВОСТОКА 1(2) весна — лето 2005. с. 183—216
  • Мирза-Ахмедова, Маргуба. Подшоходжа и его произведения «Мифтохул-адл» и «Гульзор» [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Ин-т языка и литературы им. А. С. Пушкина АН УзССР. Ташкент: Фан, 1966.