Оттер (бронеавтомобиль)
Оттер | |
---|---|
Характеристики | |
Масса, кг | 4.44 т |
Бронирование, мм | до 12 мм |
Тип и модель двигателя | GM 240[1] 6 цил. бензиновый |
Скорость, км/ч | 64 км/ч (39,76776 мили/ч)[1] |
Удельная мощность, л.с./т | 24.1 л.с./т |
Мощность двигателя, л.с. | 104 л.с. (76,5 kW)[1] |
Подвеска | 4 x 4 |
Основное вооружение | .55 in ПТР Boys |
Дополнительное вооружение | 0.303 in (7.7 mm) пулемет Bren |
Длина, мм | 4.50 m |
Ширина, мм | 2.16 m |
Высота, мм | 2.44 m |
Экипаж (расчёт), чел. | 3 |
Оттер (Otter(англ.) — выдра; официальное британское название Car, Light Reconnaissance, Canadian GM (R.A.C.)[2]) — легкий разведывательный бронеавтомобиль, выпускавшийся в Канаде во время Второй мировой войны для британских и союзных войск. Использовался канадскими войсками в Итальянской кампании и в операциях в Северо-Западной Европе. Применялся также вооруженными силами Иордании и Израиля во время Первой арабо-израильской войны и Королевской голландской ост-индской армией во время войны за независимость Индонезии.
Разработка
Бронеавтомобиль «Оттер» был разработан компанией General Motors Canada[англ.]. Дизайн повторял компоновку британского Humber Mark III LRC. «Оттер» стал первой попыткой канадцев разработать собственный бронеавтомобиль[1]. В период с 1942 по 1945 год в Ошаве, Онтарио была произведена 1761 штука, хотя за пределы Канады попало менее 1000 единиц[3].
Использование
Во время Второй мировой войны
«Оттер» применяли канадские части, воевавшие в Италии и на северо-западе Европы. Бронеавтомобиль состоял на вооружении разведывательных полков, а также инженерных и транспортных рот пехотных и танковых дивизий[1]. На завершающем этапе боевых действий «Оттер» использовался также артиллерийскими наблюдателями. Большинство машин входило в состав 1-й канадской армии. Кроме того, бронеавтомобиль применялся и южноафриканской армией[4].
В британских войсках бронеавтомобиль использовался полками аэродромного обслуживания RAF (RAF Regiment[англ.]). Некоторые машины из RAF Regiment использовали авиационное вооружение, такое как 20-мм пушки и пулемёт Браунинг[5].
После Второй мировой войны
После войны «Оттер» использовался иорданской армией во время Первой арабо-израильской войны. Бронеавтомобили передавались Арабской освободительной армии, которая применяла их в Галилее во время операции «Ифтах». Сирийская армия также использовала этот тип бронеавтомобиля после войны в безбашенном варианте, вооруженном 7,5-мм ручным пулеметом MAC M1924/29 на шкворневых установках или 37-мм пушкой Puteaux SA 18 в башне, снятой с другого броневика британской постройки[6].
Применялись «Оттеры» и в израильских частях. Причем, как трофейные арабские, так и бывшие британские. Два бронеавтомобиля были украдены в Хайфе, когда их экипажи купались на пляже Бат-Галим. Третья машина была украдена у британцев, когда экипаж зашел выпить пива[7]. Четвертая была куплена у англичан за 1000 фунтов. Всего было угнано 10 бронеавтомобилей. Большинство из них попало к членам организации Хагана[8]. В бронетанковых мастерских израильской армии на бронемашины устанавливали новую восьмигранную башню с пулеметом MG 34. Еще один такой же пулемет устанавливался на командирском месте рядом с механиком-водителем. Машины использовались в 7-й бригаде израильских войск и в Негевской бригаде. В 7-й бригаде они входили в состав 73-го бронетанкового батальона[8].
После Второй мировой войны голландская армия приняла на вооружение в общей сложности 396 единиц (в это число входят и бронетранспортеры C15TA[англ.], которые выпускались на том же шасси). Бронеавтомобиль применялся Королевской голландской ост-индской армией во время войны за независимость Индонезии. В Голландской Ост-Индии машины предназначались для разведывательных эскадронов кавалерии, а также для разведывательных подразделений тиральеров. «Оттеры», оставшиеся в Нидерландах, использовались только для обучения вождению в кавалерии. Бронеавтомобили были выведены из эксплуатации примерно в 1950 году. Однако Королевская военная полиция использовала «Оттер» до 1970 года[9].
Описание конструкции
«Оттер» был построен на шасси грузовика Chevrolet C15 Canadian Military Pattern[англ.] с использованием многих стандартных деталей и узлов моделей GM. Бронирование было выполнено противопульным: толщина бронелистов составляла 8-12 мм. Листы корпуса были раcположены под рациональными углами наклона[10]. Экипаж бронеавтомобиля состоял из трёх человек: механик-водитель и командир располагались в передней части машины, а стрелок находился в башне сзади[1]. Радиостанция № 19[англ.] также устанавливалась сзади, её антенны выступали из задней части боевого отделения на кронштейнах. «Оттер» мог оснащаться и радиостанцией № 11.[англ.][1].
Основное вооружение могло состоять из противотанкового ружья «Бойс», стрелявшего через амбразуру в корпусе бронеавтомобиля, и ручного пулемета «Брен» в небольшой открытой башне.[10] Рядом с амбразурой противотанкового ружья могла быть установлена дымовая мортира[1].
«Оттер» оснащался двигателем GM 240 мощностью 104 л. с. Хотя у него был более мощный двигатель, чем у Humber, он был больше и тяжелее (на тонну), поэтому общая скорость (64 км/ч) была хуже, чем у английского аналога, но все же оставалась приемлемой. Запас хода по шоссе составлял 402 км[1].
Корпус имел высоко расположенный центр тяжести, поэтому бронеавтомобиль имел склонность к опрокидыванию. Не очень хорошим был и обзор с места водителя[1].
Модификации
- Car, Light Reconnaissance, Canadian, G.M. Mark 1(R.A.C.) с башней[2].
- Car, Light Reconnaissance, Canadian, G.M. Mark 2 (R.A.C.) без башни[2].
-
Переоборудованный в израильских мастерских бронеавтомобиль «Оттер» c восьмиугольной башней. 1948 г.
-
Бронеавтомобиль «Оттер». Музей голландской кавалерии[вд], Амерсфорт, Нидерланды
-
Бронеавтомобиль «Оттер» частей RAF на аэродроме Пркос, Югославия 1945 г.
-
Бронеавтомобиль «Оттер» MK1 на пляже Катаколо, Греция. (Этот снимок был сделан на месте, где «Оттер» высадился 24 сентября 1944 года).
Сохранившиеся экземпляры
- Музей подразделений RAF в RAF Honington[англ.].
- Греческий клуб по сохранению исторических транспортных средств, Греция[11]
- Музей под открытым небом Fort Nieuw Amsterdam, Суринам.
- Музей голландской кавалерии[вд], Амерсфорт, Нидерланды
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Легкий разведывательный бронеавтомобиль «Otter» . https://zonwar.ru. Большая военная энциклопедия (2019). Дата обращения: 17 ноября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Drivers Instructions and Workshop Manual for Car, Light Reconnaissance, Canadian, G.M. Mark 1 and G.M. Mark 2 (R.A.C.)
- ↑ Michael Dorosh. The canadian soldiers in the 20th Century. Armoured Cars. . http://www.canadiansoldiers.com (1999). Дата обращения: 17 ноября 2023.
- ↑ Lesakeng . South African Armour Museum (6 декабря 2012). Дата обращения: 18 июня 2013. Архивировано 3 июля 2013 года.
- ↑ David Bocquelet. Otter light armoured car . https://tank-afv.com. OVH (2015). Дата обращения: 17 ноября 2023.
- ↑ Zaloga, Steven (July 1995). «Strangers In a Strange Land: Early Syrian Armor 1948-56» (Darlington Productions, Inc.): 4–5.
- ↑ המשימה רכש, ע' 117—119. (иврит)
- ↑ 8,0 8,1 וזה המשימה רכש, ע' 123—121. (иврит)
- ↑ Nederlandse Militaire Voertuigen 1978 Unieboek BV. Bussum ISBN 90 296 4543 1, blz 32 (нид.)
- ↑ 10,0 10,1 "OTTER", Бронеавтомобиль . https://war-book.ru. Энциклопедия военной техники. Дата обращения: 17 ноября 2023.
- ↑ ΣΔΙΟ . www.sdio.gr. Дата обращения: 13 февраля 2016.
Литература
- И. Мощанский. Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 // Бронеколлекция № 02 (23) : Приложение к журналу «Моделист-Конструктор». — 1999. — Т. часть 2, № 2 (23)..
- White, B.T. Armoured Cars - Marmon-Herrington, Alvis-Straussler, Light Reconnaissance // AFV Weapons Profile. — Berkshire, 1972. — Январь (№ 30). — .
- Roger V.Lucy. The Otter Light Reconnaissance Car in Canadian Service // Service Publications. — Ottawa, 2012.