Особняк Лопатиной

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Здание
Особняк Лопатиной
Координаты: 55°45′30″ с. ш. 37°35′19″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Местоположение Москва
Большая Никитская улица, 54 стр. 1
Архитектурный стиль Русский
Автор проекта Александр Каминский
Строительство 1876
Статус Герб ОКН

Особня́к Лопа́тиной — особняк в центре Москвы, построенный в русском стиле на Большой Никитской улице в 1876 году по проекту А. С. Каминского. С 1963 года в доме располагается Посольство Бразилии.

Объект культурного наследия народов России федерального значения[1][2].

История

Внешние изображения
Особняк Лопатиной до пристройки третьего этажа, 1890-1910-е годы
Здание особняка в ансамбле Большой Никитской улицы, 2016 год

Особняк

В 1876 году архитектор Александр Каминский построил на Большой Никитской улице дом для жены почётного гражданина Москвы, Анны Васильевны Лопатиной, поставлявшей в московские рестораны морепродукты[3]. Первоначально владелица земельного участка планировала разбить на нём сад и возвести комплекс зданий, включая постройку для холодильников, склады, контору, жилой и доходный дома. По предложению Александра Каминского, все помещения было решено объединить в одном здании. Склады и холодильники заняли цоколь дома, первый этаж был отведён под купеческую контору. На втором этаже разместились покои Анны Лопатиной и апартаменты для сдачи в наём. У особняка также поставили хозяйственный флигель. Со стороны Малой Никитской улицы к зданию примыкал сад с прудом[4].

К началу XX века дом перестал носить функцию личной резиденции Анны Лопатиной и был полностью поделён на помещения для сдачи в аренду[5].

После революции 1917 года особняк перешёл в собственность советской власти, его помещения были разделены на коммунальные квартиры[1]. В 1925-м здание реконструировали после масштабного пожара, в нём разместилось общежитие для большевиков-ветеранов. В 1928 году в едином стиле с остальными частями особняка был надстроен мансардный третий этаж[4].

Посольство Бразилии

С 1963-го дом Лопатиной находится в распоряжении дипломатической миссии Бразилии[6]. Перед переездом в особняк посольство Бразилии на собственные деньги провело его реставрацию. Ремонт длился около одного года и был направлен на восстановление первоначального облика дома[1]. По решению правительства Бразилии в 1980-х годах в обеденном зале особняка наклеили пейзажные акварельные обои с репродукциями картин немецкого художника Йоганна Ругендаса[7]. Обои изображают виды Рио-де-Жанейро 1820-х годов и изготовлены по технологии XIX века с использованием матриц французской фирмы «Zuber & Cie[англ.]»[5].

В 1991 году посольство завершило процесс приобретения дома Лопатиной и оформило его в собственность Бразилии. В 1997-м здание вошло в список объектов культурного наследия России. В период с 2008 по 2013 год, когда пост чрезвычайного посла в России занимал Карлос Параньос, стены и потолки резиденции были отремонтированы и перекрашены в яркие цвета[1].

По состоянию на 2018-й в здании проживали посол Антонио Салгадо и некоторые сотрудники бразильской дипломатической миссии в России[8].

Архитектура и интерьер

Фрагменты главного фасада, 2018 год

Дом Лопатиной представляет собой один из наиболее ранних примеров русского стиля в жилой архитектуре[6]. Фасады особняка декорированы в стиле русского зодчества XVII века. Как и дом Игумнова, который является наглядным образцом позднего русского стиля в московской застройке, здание напоминает своим внешним видом боярские палаты[6], но особняк Лопатиной отличает внешний декор — орнаментированная плоскость, почти лишённая рельефа[9]. Облицовка керамикой наружных стен особняка, характерная преимущественно для украшения учебных или производственных построек — необычное для второй половины XIX века дизайнерское решение[3].

Архитектурный ансамбль главного фасада здания представлен поясом филёнок под окнами первого этажа, чередой архивольтов на широком фризе, простенками между окнами и сохранившимися в первозданном виде изразцами[10]. Полуциркульные окна встроены в ампирную аркаду[6]. Колонки, углы ризалита и фасада, сандрики в виде трехчастных кокошников оформляют окна второго этажа. Килевидные кокошники завершают оконный ряд третьего этажа. Высокая пирамидальная крыша с ажурным возвышением на коньке подчёркивает центр дома и выделяет здание на фоне общего ансамбля улицы[1]. В единой с домом стилистике выполнена сохранившаяся в первоначальном виде кованая ограда XIX века[6].

Стены из разноцветного облицовочного кирпича составляют ключевой орнамент главного фасада[10]. Двухцветные керамические вставки имитируют узор вышивки крестом[6]. Парадные двустворчатые двери с арочным завершением расположены со стороны Большой Никитской улицы. Внутреннюю планировку здания отличают цилиндрические и парусные своды с распалубками в подвале и гостиной на первом этаже[10].

Фигурный кирпич, использованный при укладке стен фасада, был изготовлен на заводе промышленника Алексея Гусарёва, керамические изразцы поставлялись из мастерских керамистка-технолога Семена Ивановича Масленникова[6][11], в которых производили майолику[1].

Дом Лопатиной выделяется отсутствием стилевого единства между внешним обликом здания и его эклектичными интерьерами. Внутреннее убранство особняка было утеряно в середине XX века, когда в здании располагалось общежитие большевиков-ветеранов. В музыкальном зале работники бразильского посольства после реставрации установили рояль марки Steinway & Sons. Стены залов особняка украшают картины художников Константина Коровина и Николая Добровольского[1].

В 2018—2020 годах под руководством специалистов из Департамента культурного наследия Москвы проводилась реставрация особняка. Всем помещениям и фасадам здания реставраторы вернули исторический облик, при этом раскрыли и отреставрировали ранее заложенные анфиладные проёмы, обнаруженные во время выполнения работ[12][13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Дарья Тюкова. Обаяние русской старины: изразцы, керамика и кованые ограды... (недоступная ссылка). Вечерняя Москва (22 сентября 2014). Дата обращения: 2 августа 2018. Архивировано 24 сентября 2014 года.
  2. Астафьева-Длугач, Бусева-Давыдова, Нащокина, 1997, с. 329.
  3. 3,0 3,1 Рассохин, 2016.
  4. 4,0 4,1 Сергиевская, 2014.
  5. 5,0 5,1 Здание посольства. Сайт посольства Бразилии в Москве (2018). Дата обращения: 2 августа 2018. Архивировано 14 января 2019 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Вострышев, Шокарев, 2011, с. 445.
  7. Марьяна Шевцова. Самые известные дома-памятники столицы. Вечерняя Москва (9 июня 2018). Дата обращения: 2 августа 2018. Архивировано 12 июня 2018 года.
  8. Посол Антонио Луис Эспинола Салгадо. Сайт посольства Бразилии в Москве (2018). Дата обращения: 2 августа 2018. Архивировано 10 августа 2018 года.
  9. Особняк А. В. Лопатиной. Узнай Москву (2018). Дата обращения: 2 августа 2018. (недоступная ссылка)
  10. 10,0 10,1 10,2 Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (2 августа 2018). Дата обращения: 2 августа 2018.
  11. Маслеников, Семён Иванович — Википедия. ru.wikipedia.org. Дата обращения: 28 марта 2021.
  12. Особняк в неорусском стиле: завершается реставрация здания посольства Бразилии. Официальный портал мэра и правительства Москвы (23 сентября 2019). Дата обращения: 17 сентября 2019. Архивировано 23 сентября 2019 года.
  13. Дом Лопатиной: завершились работы по реставрации резиденции посла Бразилии. Официальный портал мэра и правительства Москвы (9 октября 2020). Дата обращения: 21 октября 2020. Архивировано 23 октября 2020 года.

Литература

Ссылки