Перейти к содержанию

Ожидание (картина)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ю. И. Пименов
Ожидание. 1959 год
Холст на картоне, масло. 40 × 60,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
инв. ЖС-315

«Ожидание» — картина русского советского художника Юрия Ивановича Пименова из собрания Государственной Третьяковской галереи.

На картине в монохромной, почти гризайльной технике изображён телефон со снятой трубкой, стоящий на подоконнике, на оконном стекле — множество дождевых капель. Справа внизу подпись художника (в две строки): Ю. Пименов / −59. Картина написана масляными красками на холсте, наклеенном на картон, её размер 40 × 60,5 см. На обороте наклейки выставок «Пименов Ю. И. 1961 Москва, Киев, Ленинград» и «Пименов Ю. И. 1968—1969 Ленинград»[1].

В конце 1950-х — начале 1960-х годов Пименов создал небольшую серию картин-натюрмортов «Вещи каждого дня». Сам он рассказывал о своих мотивах: «Вещи живут с нами всегда — разные вещи. Одни мелькнут и исчезнут, другие доживают с нами до самого конца <…>. Вещи, окружающие людей отнюдь не мертвы… Вещи бывают грустными или веселыми, они влияют на людей, помогают им или огорчают их, оставляют воспоминания и вызывают острые желания»[2]. Картина была продемонстрирована публике на персональной передвижной выставке Пименова в 1961 году, показанной в Москве, Киеве и Ленинграде, по окончании которой в 1962 году была приобретена у художника для Третьяковской галереи[1].

О дождевых мотивах в твоём творчестве Пименов рассказывал: «Ещё я очень люблю писать дождь… <…> ливень покрывает стёкла автобусов и квартир огромным количеством мелких капель, в которых живут свет и тень, блеск и влажность»[3]. Во всех картинах серии художник оставляет некую недосказанность, «придумав название произведению, он предлагает додумать историю, связанную с изображенным предметом»[4].

В 2024 году картина была показана в корпусе Бенуа Государственного Русского музея на выставке «Весть», посвящённой отображению систем передачи информации в изобразительном искусстве. Сотрудник отдела новейших течений Русского музея М. В. Салтанова писала в выставочном каталоге:

Сосредоточием эмоционального переживания становится телефон в картине Юрия Пименова «Ожидание» (1959). Работа во многом выстроена на контрастах. Ясность геометричных контуров новостроек за окном, аскетизм светлого интерьера и чёрный телефон с центре со снятой трубкой и закрученным проводом создают динамику композиции. Общая жемчужно-серая гамма нарушается тёплым лучом света, падающим на подоконник и телефонный провод. Ощущается присутствие невидимого лирического героя и волнующая неопределённость ситуации: он же услышал что-то, находится в ожидании ответа или зовёт кого-то к телефону. Возможно трубка снята для того, чтобы не было возможности дозвониться — разговор окончен, оборван и продолжения быть не может. Это чувство усиливает и дождь, излюбленный шестидесятниками мотив поворота в судьбе"[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Каталог ГТГ, т. 6, кн. 3, 2022, с. 266.
  2. Пименов, 2021, с. 212.
  3. Пименов, 2021, с. 222.
  4. Булатова М. А. 10 картин Пименова, которые нужно знать // Лаврус : журнал. — 2021. — 21 сентябрь.
  5. Весть, 2024, с. 141—145.

Литература

  • Весть / Министерство культуры Российской федерации, Русский музей. — СПб.: Государственный Русский музей, 2024. — 248 с. — ISBN 978-5-93332-782-0.
  • Государственная Третьяковская галерея: каталог собрания. Живопись первой половины XX века / Отв. ред. Т. Л. Карпова, науч. ред. И. А. Вакар, шеф-ред. И. В. Лазебникова. — М., 202.. — Т. 6, кн. 3: М—П. — 440 с. — ISBN 978-5-89580-369-1.
  • Юрий Пименов / Гос. Третьяковская галерея. — М., 2021. — 392 с. — ISBN 978-5-89580-345-5.