Нур ад-Дин Махмуд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Нурредин Махмуд»)
Нур ад-Дин Махмуд Занги
араб. نور الدين محمود زنكي
1146 — 1174
Предшественник Имад ад-Дин Занги
Преемник Ас-Салих Исмаил
Амир Дамаска
1154 — 1174
Предшественник Муджир ад-Дин Абак
Преемник Ас-Салих Исмаил

Дата рождения 1116(1116)
Место рождения Мосул
Дата смерти 1174(1174)
Место смерти Дамаск
Род Зангиды
Отец Имад ад-Дин Занги
Дети Ас-Салих Исмаил
Отношение к религии Ислам

Аль-Малик аль-Адиль Нур ад-Дин Абу аль-Касим Махмуд ибн Имад ад-Дин Занги (1116—15 мая 1174) — тюркский атабек Халеба c 1146 года и Дамаска с 1154 года из династии Зангидов.

Источники

Источники середины двенадцатого века во многом передают суннитский взгляд и намеренно опускают шиитский. Поэтому Клод Каэн писал, что «сирийская история предстаёт перед нами с систематически искажённой точки зрения» [1][2]. По словам Н. Елисеева, источники о правлении Нур ад-Дина не так подробны, как хотелось бы[1].

Среди источников есть современные Нуреддину авторы, источники периода Айюбидов, мамлюкские авторы, отчёты о путешествиях. Прежде всего надо упомянуть группу отчётов, охватывающих лишь часть правления Нуреддина: хроника аль-Азими (1161), которая обрывается перед захватом власти Нур ад-Дином, неопубликованный труд Ибн Хамдуна (написан в 1167, заканчивается на событиях 553/1158), хроника Ибн аль-Каланиси (умер в 555/1160 году), неопубликованное сочинение Мухаммада аль-Имрани (до 560/1165 года)[1].

Вторая группа источников - это работы современников Нуреддина, переживших его: Ибн Асакир (1176), Усама ибн Мункыз. Кади Имад ад-Дин из Алеппо (1196/97), Ибн аль-Джаузи и Имадуддин аль-Исфахани - авторы наиболее ценных трудов, написанных после смерти Нуреддина[1].

Из христианских современных авторов известны труды Одо де Деуила (капеллан Людовика VII в крестовом походе) и Гийома Тирского, армянин Григор Ерец, византийцы Иоанн Киннам и Никита Хониат, сириец Михаил[1].

Далее следуют труды тех, кто родился при жизни Нур ад-Дина, но лишь после его смерти начал писать, а также хронисты, жившие в первое столетие после смерти Нуреддина. Ибн аль-Асир, которому было 16 лет к моменту смерти Нуреддина - самый известный из них. Его труды восхваляют Зангидов[1].

Шиит из Алеппо Ибн Аби Тайи, труд которого известен лишь благодаря цитированию более поздними историками - Абу Шамой, Ибн аль-Фуратом - был противником Нуреддина. Историк Салах ад-Дина Ибн Шаддад и багдадский хронист Ибн ад-Дубайти так же используются, хоть и немного, для изучения правления Нуреддина. Труд Абу Шамы является компиляцией, но он содержит заимствования из не сохранившихся источников и сообщает более нигде не упоминающиеся детали о Нуреддине[1].

Ибн Муяссар (ум. 1278) сообщает о событиях правления Нур ад-Дина, как они виделись в Каире. Ибн Халликан составил ценные заметки о деятелях правления Нуреддина, но том, посвящённый Нур ад-Дину, не сохранился[1].

Ибн Катир (ум. 1373) "заслуживает особого упоминания", по словам Н. Елисеева, поскольку он кратко изложил правления Нуреддина с упоминанием лишь основных фактов. Ибн Кади Шухба (ум. 1470) составил длинную биографию Нуреддина, использовав более ранние источники[1].

Биография

Начало правления

Нуреддин Махмуд был вторым[3][4] из четырёх сыновей Имадуддина Занги, атабека Алеппо[5]. Он родился 11 февраля 1118 года в Алеппо[6]. Другими сыновьями Занги были Сейфеддин Гази, Кутбуддин Мевдуд и Нусретуддин Мирмиран[5].

Махмуд получил хорошее образование, он умел писать, много читал, рассказывал хадисы и знал фикх[6]. Он с юности участвовал в большинстве походов отца вместе с ним. 14 сентября 1146 года отец Махмуда был убит рабами при осаде замка Джабер[5][6].

Либо сообразив сам, либо по совету визиря Джамаледдина ибн аш-Шахразури, Нуреддин снял с руки умершего отца кольцо с печатью, знак власти, заявив претензии на наследование[4]. По совету друга Занги, курдского эмира Ширкуха, Нуреддин прибыл в Алеппо и занял его при поддержке вали Алеппо эмира Савара. В цитадели Нуреддин обнаружил треть сокровищ отца, остальное хранилось в цитаделях Синджара и Мосула[3][6][7]. В Мосуле Занги наследовал старший сын. Эмирам удалось привезти Сейфеддина Гази из Курдистана и добиться от султана его назначения атабеком Мосула[3][6]. Под контролем Махмуда оказались некоторые города Северной Сирии и Юго-Восточной Анатолии. В первое время ему помогал визирь Мукахидуддин Каймаз[6].

Балебек, захваченный Занги у буридского атабека Дамаска в 1139 году, был отдан в феодальное владение Неджмеддину Айюбу[8], поступившему на службу к Занги в 1138 году. После смерти Занги новый правитель Дамаска осадил город. После нескольких дней осады, 6 ноября 1146 года, оставшись без воды, Неджмеддин Айюб был вынужден пойти на соглашение и сдать город в обмен на несколько деревень и выкуп[9]. Таким образом, после смерти Занги город Балебек перешёл к атабеку Дамаска, а Неджмеддин Айюб поступил к атабеку Дамаска на службу. Его брат Ширкух стал служить Нуреддину Махмуду[6], хотя Нуреддин потерял к нему доверие[9]. Тем не менее, желая обезопасить начало правления, Нуреддин связался с атабеком Дамаска и отправил к нему его раба, которого Занги захватил в Балебеке. Атабек Дамаска в ответ передал одного из убийц Занги, обнаруженного и схваченного в Дамаске. В марте 1147 года Нур ад-Дин женился на одной из дочерей регента-визиря Муинеддина[фр.], а одному из советников Нуреддина, аль-Ягисияни, передали Хаму, ранее захваченную правителем Дамаска[9].

Правитель Антиохии Раймонд де Пуатье узнал об убийстве Зенги уже через семь дней после появления Нур ад-Дина в Алеппо. Он послал два отряда: к Алеппо и к Хаме, признавшей сюзеренитет Нур ад-Дина. Но Ширкух контратаковал франков, вторгся на территорию Антиохийского княжества и дошёл до важной крепости Артаха[7].

После смерти Занги в Эдессе возник заговор, и христиане написали Жослену, находившемуся в Тель-Башире. Жослен прибыл к городу и ночью по лестницам пробрался в город с отрядом. Мусульманский гарнизон укрылся в цитадели и послал за помощью к Суйфеддину Гази, но Нуреддин прибыл ранее. Он за 6 дней добрался до Эдессы с осадными орудиями.

Нуреддин организовал осаду с мангонелями и сапёрами. Ситуация в городу стремительно ухудшалась, начался голод, гарнизон из цитадели совершал вылазки в город. Жослен с небольшой свитой укрылся в одной из башен цитадели. Бург аль-Ма' (Водяная башня), а затем решил бежать.

Ночью от поджога в городе начался пожар, в суматохе Жослен со своими людьми бежал, многие горожане были пленены и проданы в рабство. Потеряв по пути часть спутников (в том числе Балдуина из Мараша) Жослен добрался до Самосаты, а Эдесса снова перешла в руки Нуреддина. Уничтожение государства крестоносцев вызвало большой резонанс в Европе. Папа Евгений III провозгласил новый крестовый поход[6][3][10].

Взятие Эдессы, расположенной на границе территорий Мосула и Алеппо, имело большое значение для Нуреддина. Город был присоединён к землям Алеппо, тогда как его отец Занги, захватив Эдессу, присоединил её к провинции Мосул[10].

Это привело к напряжённости между Нуреддином и его братом, атабеком Мосула. Нуреддин решил воздать Сейфеддину официальную дань уважения и отправить ему причитающуюся ему долю добычи. Наследники Занги имели общие проблемы: давление со стороны франков, Артукидов, Сельджукидов. Для защиты своих владений зангидам нужно было объединиться. Сайф ад-Дин сделал первый шаг и попросил о встрече. В согласованном месте у реки Хабур, увидев Сейфеддина, Нуреддин спешился и поцеловал перед братом землю. Тот тоже спешился, поднял и обнял младшего брата. Братья договорились о разграничили сфер влияния и общих направлениях политики. Сейфеддин в Мосуле должен был противостоять Артукидов, курдам, сельджукскому султану и халифу аль-Муктафи. Нуреддин в Алеппо должен был признавать сюзеренитет Сейфеддина и посвятить себя джихаду (борьбе с крестоносцами). Для этого ему надо было объединить Сирию. Нуреддин решил захватить Дамаск[10].

Крестовый поход

Потеря христианами Эдессы вызвала беспокойство в Европе и папа римский призвал к крестовому походу. Немецкий король Конрад III и французский король Людовик VII прибыли в Константинополь со своими войсками[11]. Весной 1147 года Нуреддин поддержал Муинеддина Унура в Авране[12]. Вернувшись, Нуреддин узнал о начале нового крестового похода. В конце мая, чтобы перерезать каналы сообщения Антиохии с севером, он захватил Артах и Африн. В ноябре 1147 года Нуреддин захватил крепость Кафарлата[англ.], чтобы обезопасить путь к Хаме[6][13].

В районе Дорилея 26 октября 1147 года Конрад потерпел тяжёлое поражение [11]. Лишь малая часть немецкой армии смогла бежать в Никею. Получив в Никее известие о поражении Конрада, Людовик предпочёл выбрать более безопасную дорогу[11]. Он направился к южному побережью Анатолии более западным путём, следуя прибрежной дорогой, контролируемой Византией. Однако у перевала Казыкбели на горе Кадм 7 января 1148 года[14] Людовик потерпел поражение[15][14]. Франки смогли достичь Анталии и на кораблях отправились в Сирию[11].

В Антиохию Людовик прибыл в марте 1148 года. Раймунд де Пуатье, принц Антиохийский, просил его помочь с нападением на правителя Алеппо, Нуреддина Махмуда, сына скончавшегося в 1146 году Имадеддина Занги. Это могло помочь вернуть Эдессу и обезопасить северные границы государств крестоносцев. Но Людовик проигнорировал его просьбу и решил направиться к Иерусалиму[16][17]. Раймунд был вынужден вступить в союз с Али ибн-Вафой, лидером ассасинов и врагом Нуреддина Махмуда. Месуд решил участвовать в разделе графства Эдесса, чтобы закрепиться в регионе. В 1148 году Месуд прибыл в Эдессу и решил захватить Мараш. Он попросил Нуреддина Махмуда напасть на Раймонда с другой стороны[18]. 29 июня 1149 года в битве при Инабе Нуреддин победил Раймонда, тот вместе с Али бин Вафа были убиты, их армия разбита[18].

Весной 543 (1148) крестоносцы осадили Дамаск. Правители Дамаска обратились за помощью к Сейфеддину Гази, который вместе с Нуреддином Махмудом отправился на помощь[6].

Жослен II, правитель Тель-Башира, воспользовался смертью владельца Мараша Раймонда, своего зятя, для захвата Мараша. Месуд вместе со своим сыном Кылыч-Арсланом захватил Мараш. После этого Месуд преследовал Жослена II, захватил несколько крепостей, а затем осадил Тель-Бешир[11].

Михаил Сириец писал: "Узнав о низвержении Жослина, султан Масуд вновь отправился и осадил Кишум, где находился /раньше/ франк Ринальд. В Телл-Башире обосновался малолетний сын Жослина, которого также звали Жослином. Увидев неисчислимые силы, жители Кишума повернули спины, отправили епископа Иоанна и получили от султана клятву, что те франки, кто пожелает, могут уйти в ’Айнтаб. Султан утвердился в Кишуме, Бет-Хесне, Ра’бане, Фарзмане и осадил Телл-Башир"[19].

Но Месуд не стал захватывать город после того, как вмешался Нуреддин Махмуд и попросил примириться с Жосленом II, потому что тот заявил о подчинении. Мир был заключён при условии, что Жослен II признаёт себя вассалом Месуда. В 1150 году Жослен нарушил мирный договор. В мае 1150 года Жослен попал в плен туркменам, которые продали его Нуреддину Махмуду. Нуреддин приказал заключить его в Цитадели Алеппо, де Жослен и пробыл 9 лет до своей смерти. Масуд воспользовался исчезновением Жослена II с политической сцены, двинулся на Кесун, и жители без боя передали ему город. Впоследствии султан легко захватил укреплённый Бехисни, замок Рабан и Мерцбан. Месуд оставил управление завоёванными местами своему сыну Кылыч-Арслану и вернулся в Конью[11].

При поддержке Нуреддина Махмуда Месуд осадил Тель-Башир, они не смогли взять город, который защищали жена Жослена и его сын, Жослен III [11].

Поскольку жена Жослена II (и мать Жослена III) продала оставшиеся земли графства Византийской империи. Император Мануил получил земли Тель-Башира, Ар-Равандана, Самосаты, Далука и Аль-Биры. Но вскоре Мануил понял, что эти крепости - тяжкое бремя, поскольку требовалось множество усилий для их сохранения, учитывая их удалённость от центра империи и их расположение посреди мусульманских земель. Мусульмане, воспользовавшись ситуацией, начали наступление на указанные крепости, захватили их и разделили. Султан Масуд получил Мараш, Рабан, Кисум, Далук, Байт аль-Хосн и Айнтаб. Нуреддин Махмуд и Фахреддин Кара Арслан так же увеличили свои территории.  Графство Эдесса прекратило своё существование, а сельджуки Рума заняли территории к западу от Евфрата. В следующем 1151 году Нуреддин Махмуд захватил Тель-Башир, а Месуд присоединил Айнтаб[11].

В Египте в тот период правил халиф аль-Адид из династии Фатимидов, однако реальная власть с конца XI века концентрировалась в руках визирей халифа. Некий претендент на должность визиря при аль-Адиде — Шавер — был побеждён своим соперником и бежал в Дамаск, где просил помощи у Нур ад-дина. Атабек послал в Египет войско во главе с Асад ад-Дином Ширкухом ибн Шади и Шавер вновь стал визирем. В 1163 году Нур ад-Дин потерпел поражение от крестоносцев во главе с иерусалимским королём Амори I в битве при Аль-Букайе. В следующем 1164 году фатимидский визирь сговорился с королём Амори I против Нур ад-дина. Крестоносцы изгнали войска Асад ад-Дина Ширкуха из Египта.

Битва при Инабе 29 июня 1149 г. Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов за море против турок, сарацин и мавров» (1474).

Попытка Асад ад-Дина Ширкуха захватить Александрию в 1167 году провалилась: объединённые войска Фатимидов и Амори I нельзя было одолеть. Но в следующем году крестоносцы взялись грабить своего богатого союзника и халиф аль-Адид попросил в письме у Нур ад-дина защитить мусульман Египта. В 1169 году Асад ад-Дин Ширкух взял Египет, казнил Шавера и принял титул великого визиря. Так государства крестоносцев оказались в кольце владений Нур ад-дина Махмуда ибн Занги и не могли более играть на противоречиях в стане мусульман.

Гробница Нур ад-Дина в Дамаске

Асад ад-Дина Ширкуха сменил в 1169 году его племянник Салах ад-дин Юсуф ибн Айюб. Нур ад-дина беспокоило усиление власти Салах ад-дина, объявившего себя в 1171 году султаном и причастного, по некоторым слухам, к смерти халифа аль-Адида. Эмир стал готовиться к вооружённому столкновению со своим вассалом, но в начале 1174 года скончался.

Именно Нур ад-Дин превратил мусульманский мир в силу, способную победить крестоносцев, а его политический наследник Салах ад-Дин (Саладин) стал тем, кто сорвал плоды победы.

«Я читал жизнеописания правителей прошлого, но не нашёл ни одного за исключением первых калифов, кто был бы так добродетелен и справедлив, как Нуреддин». Это слова известного арабского историка Ибн аль-Асира, современника Нур ад-Дина Махмуда Занги.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Elisséeff, 2014, Sources.
  2. Cahen, 1940, p. 35.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Elisseeff, 1995.
  4. 4,0 4,1 Elisséeff, 2014, t2, L’assassinat de Zengī.
  5. 5,0 5,1 5,2 Bezer, 2013.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9 Kök, 2007.
  7. 7,0 7,1 Elisséeff, 2014, t2, La succession de Zengī à Alep.
  8. Elisséeff, 2014, t2, Attaque de Zengī contre Damas.
  9. 9,0 9,1 9,2 Elisséeff, 2014, t2, CONTACTS ENTRE NŪR AD-DĪN ET LE PRINCE DE DAMAS.
  10. 10,0 10,1 10,2 Elisséeff, 2014, t2, La répression de la révolte D’Édesse.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 11,7 Sümer, 2004.
  12. Elisséeff, 2014, t2, LA CAMPAGNE DU HAURAN AU PRINTEMPS 541/1147.
  13. Elisséeff, 2014, t2, CONFLITS ENTRE BYZANCE ET KONYA EN 540/1147.
  14. 14,0 14,1 Altan, 2020.
  15. Phillips, 2007, с. 199-202.
  16. Madden, 2004, p. 62-63.
  17. Nicolle, 2009, p. 54.
  18. 18,0 18,1 Mallett, 2013.
  19. Михаил Сириец, 1982, с. 29.

Ссылки