Неповторимая весна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Неповторимая весна
Постер фильма
Жанр драма, мелодрама
Режиссёр Александр Столпер
Автор
сценария
Сергей Ермолинский
В главных
ролях
Евгения Козырева
Изольда Извицкая
Александр Михайлов
Иван Дмитриев
Евгений Леонов
Оператор Александр Харитонов
Композитор Николай Крюков
Кинокомпания «Мосфильм»
Длительность 94 мин.
Страна  СССР
Год 1957
Ссылки
IMDb ID 0174979

«Неповторимая весна» — советский художественный фильм режиссёра Александра Столпера, снятый в 1957 году. Премьера состоялась 31 мая 1957 года[1][2].

Сюжет

Анна и Евгений любят друг друга и решают жениться. Анна долго разговаривает с матерью. В день свадьбы Анна узнаёт о своём отце, ставшем генералом. Генерал Александр Васильевич Новожилов подробно беседует с молодожёнами на своей даче. Во время беседы появляется вторая жена генерала Клавдия Николаевна, которая ведёт себя по-хамски. Анна и Евгений вынуждены уйти.

Сразу после свадьбы молодая семья археологов Буровых приезжает в Среднюю Азию на раскопки. В пограничном с СССР районе вспыхивает эпидемия чумы. Район, где работает экспедиция Бурова, оказывается в зоне карантинного кордона. При раскопках под руководством Евгения находят ценную монету шестого века. Рискуя жизнью, Евгений пытается спасти жизнь заражённого шофёра. Сам он оказывается в изоляторе.

Аня беспокоится за мужа. Она стремится помочь ему. После её настойчивых просьб пограничник, нарушая предписания, пропускает Аню в запретную зону. Ей удаётся договориться провести телефонный кабель в палату мужа, состояние здоровья которого не вызывает опасений. В период нахождения мужа в изоляторе Анна активно участвует в раскопках.

Мать Ани Елена Андреевна, волнуясь за судьбу дочери и её мужа, вынуждена обратиться за помощью к своему бывшему мужу[3]. Генерал Новожилов помогает ей связаться с пограничным районом, где находятся Аня и Женя. Они уже вне опасности. Шофёр умирает. Затем выясняется, что случай заражения был единичным, при помощи советских врачей эпидемия на территории соседнего государства ликвидируется, карантин снимается. Раскопки проходят удачно.

Генерал расстаётся с Клавдией Николаевной, с которой прожил 16 лет. Он хочет воссоединиться с матерью Анны и приглашает её к себе на дачу. Однако та не может простить ему этих прожитых с другой женщиной лет и его слабохарактерности. Она покидает дачу через окно. Александр Васильевич при новой встрече просит прощения и предлагает вновь соединить их судьбы. Елена Андреевна говорит бывшему мужу: «Весна не повторяется».

Анна и Евгений возвращаются из экспедиции в квартиру Анны и видят свет в окне. Мать говорит Анне, что очень хотела увидеть её. Они обнимаются.

В ролях

Съёмочная группа

Критика

Советский критик Владимир Шалуновский в газете «Советская культура» вскоре после выхода фильма дал крайне негативную оценку: «Слабый, пустой, путаный фильм». Особенно ему не нравилась «идейно-художественная немощность»[4]. Критик спрашивал: «Во имя чего, во имя утверждения каких мыслей, какой морали подняты весь этот шум и паника, из-за чего умирает шофёр Брёхов, вынуждена идти в „чумную“ зону Анна, сидит в изоляторе Женя, из-за чего кипят страсти на даче у генерала Александра Васильевича, мечутся по дорогам автомашины, выбиваются из сил пожарники, имитируя дожди?». Он написал, что основная мысль картины в том, что генерал, «живя с другой женщиной … стал другим человеком» и «что былого, увы, не воротишь», но тогда ему непонятно, «зачем „накручено“ всё остальное — и чума, и любовь Ани с Женей». Рецензента не устраивало то, что покинутая жена показана ангелоподобной, а вторая жена изображена «таким „вампом“, такой злой и порочной женщиной, что дальше … ей остаётся лишь одно — тёмными ночами похищать грудных детей». Рецензента также не устроило, как показаны „шикарная“ генеральская дача, обнажённые плечи молодых актрис, он написал о потере авторами чувства меры[4].

В сборнике «Вопросы киноискусства в 1957 г.» «Неповторимой весне» уделяется внимание в качестве примера фильма, в котором «зрителю рассказывается частный случай из частной жизни, за судьбами человеческими не встают судьбы народные», а «а их оценка критикой … расходится с кассовыми показателями»[5]. «Генерал, — писал киновед Юрий Ханютин, — амплуа благородного резонёра старого театра — мучается угрызениями совести, страдает от дурной жены; сама она женщина-вамп из голливудского фильма со вкусом отравляет жизнь своему мужу, а благородная героиня, просветлённо-грустная, умиротворенная, любуется своей невестой-дочерью…». Линию молодожёнов он обрисовал таким образом: «Муж дочери … случайно попадает зараженную чумой местность и, конечно, совершает героический поступок — выносит на своих плечах больного шофёра», «а его жена идёт к нему через все кордоны, по пути покоряя пограничных лейтенантов». Критик иронизировал: «Вот она истинная любовь, как в рыцарские времена! Недаром пограничник вместо пропуска в заражённую зону почтительно просит её руку для поцелуя, недаром устыженный примером молодых отец-генерал покорно возвращается к родимым пенатам, просит прощения у своей первой верной жены»[5]. Доказательство заповеди, что любовью надо уметь дорожить, по мнению Ю. Ханютина, «всемерно облегчено заботливыми авторами». Критик резюмировал: «Быть может, не стоило бы так подробно останавливаться на этой слабой, так называемой проходной картине. Но дело в том, что „Неповторимая весна“, к сожалению, повторяется в разных вариантах достаточно часто»[6].

Кинокритик Людмила Погожева писала, что «в нашей печати уже были подвергнуты критике сентиментальные мелодрамы „Моя дочь“ и „Неповторимая весна“, погружающие зрителя в затхлую атмосферу мелких семейных неурядиц»[7]. Она отнесла фильм к «произведениям стереотипным, вялым, сюжет которых только чисто внешне связан с современностью»[8].

К фильму были вопросы у известных режиссёров и сценаристов. Ефим Дзиган написал: «Какими … чувствами живёт один из главных героев фильма «Неповторимая весна» — генерал Александр Васильевич? Каковы его внутренний мир, его жизненные цели и устремления? Этот персонаж полностью изолирован авторами от окружающего мира»[9]. Михаил Ромм спрашивал: «Разве нужно было ехать в Таджикистан за чумой или чем-то в этом роде для того, чтобы найти эти подобия страстей и не найти Таджикистана?». Он считал: «Это фильм, лишённый живых, жизненных, каких-то отобранных, подробно увиденных явлений, которые могли бы придать чему угодно, даже чуме, характер очень большой достоверности»[10].

Киновед Александр Фёдоров указывал: «Мнения современных зрителей об этой, на мой взгляд, не самой удачной ленте А. Столпера порой полярно расходятся»[11].

Примечания

  1. Советские художественные фильмы, 1961, с. 719.
  2. «Неповторимая весна» (англ.) на сайте Internet Movie Database. Дата обращения: 27 июля 2015. Архивировано 7 февраля 2017 года.
  3. «Неповторимая весна». Теле- и художественные фильмы. Телеканал «Культура». Дата обращения: 3 мая 2015. Архивировано 14 июля 2015 года.
  4. 4,0 4,1 Шалуновский, 1957, с. 2.
  5. 5,0 5,1 Ханютин, 1958, с. 16.
  6. Ханютин, 1958, с. 17.
  7. Погожева, 1958, с. 9.
  8. Погожева, 1958, с. 10.
  9. Дзиган Е. О режиссёрском сценарии. — М.: Искусство, 1961. — С. 36. — 125 с.
  10. Ромм М. Избранные произведения / Составители Э. Г. Рейзер и Н. Б. Кузьмина. — М.: Искусство, 1982. — Т. 3. Педагогическое наследие. — С. 446. — 573 с.
  11. Фёдоров, 2021, с. 208.

Литература

  • Шалуновский В. Паника оказалась ложной. О художественном фильме «Неповторимая весна» // Советская культура : газета. — 1957. — 4 июня (вып. 74 (620)). — С. 2. Архивировано 16 августа 2022 года.
  • Ханютин Ю. Проблемы социалистической морали в фильмах последнего времени // Вопросы киноискусства в 1957 г. / отв. ред. С. Фрейлих. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 5—30. — 436 с.
  • Погожева Л. Требования жизни // Искусство кино : журнал. — 1958. — № 12. — С. 5—10.
  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. И.А. Глаголева, М.Х. Зак, А.В. Мачерет и др.; под ред. А.В. Мачерета, Л.А. Парфёнова, О.В. Якубовича, М.Х. Зака. — М.: Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957). — С. 719—720. — 784 с.
  • Фёдоров А.В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. — М.: ОД «Информация для всех», 2021. — С. 207—208. — 1134 с.