Налоговая гавань

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Налоговая гавань (англ. tax haven) ― офшорная зона (в основном острова и эксклавы), на которых действуют специальные (льготные) налоговые режимы с целью снижения налогового бремени компании за счёт вывода капитала из родной страны.

Определение

Термин налоговая гавань часто используется в негативном и политических целях, чтобы описать место с очень низкими налоговыми ставками для инвесторов, не имеющих домицилия, даже если официальные ставки могут быть выше[1][2][3][4][5].

В некоторых старых определениях налоговая гавань также предлагает финансовую тайну[a][6]. Однако, в то время как страны с высоким уровнем секретности, но также и высокими ставками налогообложения, в первую очередь Соединенные Штаты и Германия в рейтинге Индекса финансовой секретности (FSI)[b], могут быть представлены в некоторых списках налоговых гаваней, они часто исключаются из списков по политическим причинам или из-за отсутствия знаний в предметной области. Напротив, страны с более низким уровнем секретности, но также и с низкими «эффективными» ставками налогообложения, в первую очередь Ирландия в рейтинге FSI, фигурируют в большинстве списков налоговых гаваней[9]. Некоторые ученые и политики пришли к консенсусу в СМИ по поводу эффективных налоговых ставок, что термины «налоговая гавань» и «офшорный финансовый центр» являются почти синонимами[10]. На самом деле, многие оффшорные финансовые центры не имеют вредных налоговых практик и находятся в авангарде среди финансовых центров в отношении практики AML и международной налоговой отчетности.

Юрисдикции, которые ранее были известны как налоговые гавани, такие как Джерси, открыто говорят о нулевых ставках налогообложения, более точно известных как налоговый нейтралитет. Некоторые такие OFC имеют ограниченные двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, однако коннотации, связанные с этим, могут вводить в заблуждение, поскольку следствием этого является то, что полный налог, установленный соответствующими юрисдикциями, получающими доходы от этих OFC, подлежит уплате там. В настоящее время они работают с высоким уровнем соответствия требованиям ОЭСР.

Современные корпоративные налоговые гавани имеют ненулевые ставки налогообложения, могут также иметь высокий уровень соответствия требованиям ОЭСР и имеют обширную сеть двусторонних налоговых соглашений. Тем не менее, их инструменты размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (BEPS) позволяют корпорациям достигать «эффективных» налоговых ставок, близких к нулю, не только в гавани, но и во всех странах, с которыми у гавани есть налоговые соглашения; иногда занося их в списки налоговых гаваней. Согласно современным исследованиям, в топ-10 налоговых гаваней входят такие корпоративные гавани, как Нидерланды, Сингапур, Ирландия и Великобритания, в то время как Люксембург, Гонконг, Каймановы острова, Бермудские острова, Британские Виргинские острова и Швейцария являются как основными традиционными налоговыми гаванями, так и основными корпоративными налоговыми гаванями. Корпоративные налоговые гавани часто служат «проводниками» к традиционным налоговым гаваням[11][12][13].

Использование налоговых гаваней приводит к сокращению налоговых поступлений в одних странах и перемещению налогооблагаемой прибыли из одной юрисдикции в другую. Оценки финансовой шкалы избежавших налогов разнятся, и лишь немногие из них заслуживают доверия, но некоторые более взвешенные оценки утверждают диапазон от 100 до 250 миллиардов долларов США в год[14][15][16][17]. Кроме того, капитал, хранящийся в налоговых гаванях, может навсегда покинуть налоговую базу (размывание налогооблагаемой базы). Оценки капитала, хранящегося в налоговых гаванях, также разнятся: наиболее достоверные оценки составляют от 7 до 10 триллионов долларов США (до 10% мировых активов)[18]. Говорят, что вред традиционных и корпоративных налоговых гаваней особенно остра в развивающихся странах, где налоговые поступления необходимы для строительства критически важной инфраструктуры[19][20][21]. На самом деле, часто именно незаконное присвоение ресурсов и незаконное перемещение государственных денег частным лицам является наиболее проблематичным.

Более 15%[c] стран иногда называют налоговыми гаванями, что усиливает растущую избыточность этой фразы[4][9]. Финансовые услуги принесли процветание OFC[24][25]. Первые 10–15 стран с ВВП на душу населения, исключая экспортеров нефти и газа, являются OFC, но ВВП на душу населения имеет ограничения в полезности, и многие OFC кажутся особенно искаженными из-за их низкой численности населения. Из-за § Завышенного ВВП на душу населения (из-за учета потоков BEPS) некоторые OFC склонны к чрезмерной долговой нагрузке (международный капитал неверно оценивает искусственное соотношение долга к ВВП). Это может привести к серьезным кредитным циклам и/или имущественному/банковскому кризису, когда международные потоки капитала будут переоценены. Ирландский «Кельтский тигр» и последующий финансовый кризис 2009-13 годов являются тому примером[26]. Джерси - это еще один вариант[27]. Исследования показывают, что § США являются крупнейшим бенефициаром, и использование налоговых гаваней американскими корпорациями максимизирует поступления в казну США[28].

Исторически основное внимание в борьбе с налоговыми гаванями (например, проекты ОЭСР и МВФ) уделялось общим стандартам, налоговой прозрачности и обмену данными с налоговыми органами[29]. Рост корпоративных налоговых гаваней, соответствующих требованиям ОЭСР, чьи инструменты BEPS были ответственны за большую часть потерянных налогов[30][19][16], привел к критике этого подхода, по сравнению с фактически уплаченными налогами[31][32]. Это подчеркнуло несоответствие между общественным восприятием налоговых гаваней как тропических островов в основном в Карибском бассейне, и реальностью уклонения от уплаты корпоративного налога, происходящего в ЕС, США, Сингапуре - современных корпоративных налоговых гаванях. Неправильное смещение фокуса привело к тому, что некоторые юрисдикции с более высокими налогами, такие как Соединенные Штаты и многие государства-члены Европейского Союза, вышли из проекта ОЭСР BEPS в 2017–18 годах и ввели налоговые режимы, направленные на повышение чистых налогов, уплачиваемых корпорациями в корпоративных налоговых гаванях (например, Закон США о сокращении налогов и создании рабочих мест 2017 года («TCJA»), налоговые режимы GILTI-BEAT-FDII и перешли к гибридной «территориальной» налоговой системе. а также предлагаемый режим налогообложения цифровых услуг ЕС и Общая консолидированная база корпоративного налога ЕС)[31].

См. также

Примечания

  1. Начиная с инициатив ОЭСР, МВФ И ФАТФ по снижению банковской тайны и повышению прозрачности после 2000 года, современные ученые считают компонент секретности излишним
  2. FSI часто ошибочно цитируется как рейтинг «налоговых гаваней», однако FSI не дает количественной оценки уклонения от уплаты налогов или потоков BEPS, как современные количественные списки налоговых гаваней; FSI представляет собой качественную оценку показателей секретности и не оценивает некоторые из наиболее распространенных инструментов секретности - компании с неограниченной ответственностью, трасты и различные компании специального назначения (например, ирландские QIAIF и L-QIAIF) - некоторые из которых обязаны подавать публичную отчетность в крупных налоговых гаванях, таких как Ирландия и Великобритания[7][8]
  3. По состоянию на сентябрь 206 года список суверенных государств насчитывал 2018 государств, таким образом, 15% соответствуют чуть более чем 30 налоговым гаваням; В списке ОЭСР 2000 года было 35 налоговых гаваней[22], в списке Джеймса Хайнса 2010 года было 52 налоговых гавани[23], в исследовании Conduit and Sink OFC 2017 года перечислены 29 штатов, the James Hines 2010 list had 52 tax havens, the 2017 Conduit and Sink OFCs study lists 29 states.

Источники

  1. Financial Times Lexicon: Definition of tax haven (June 2018). «A country with little or no taxation that offers foreign individuals or corporations residency so that they can avoid tax at home.».
  2. Tax haven definition and meaning | Collins English Dictionary (англ.). Collins Dictionary. — «A tax haven is a country or place which has a low rate of tax so that people choose to live there or register companies there in order to avoid paying higher tax in their own countries.». Дата обращения: 27 декабря 2017. Архивировано 28 декабря 2017 года.
  3. Tax haven definition and meaning | Cambridge English Dictionary (англ.). Cambridge English Dictionary (2018). — «a place where people pay less tax than they would pay if they lived in their own country». Дата обращения: 17 июня 2018. Архивировано 17 июня 2018 года.
  4. 4,0 4,1 (2009) «Which countries become tax havens?». Journal of Public Economics 93 (9–10): 1058–1068. doi:10.1016/j.jpubeco.2009.07.005. “The 'tax havens' are locations with very low tax rates and other tax attributes designed to appeal to foreign investors.”
  5. (2016) «Multinational Firms and Tax Havens». The Review of Economics and Statistics 98 (4): 713–727. doi:10.1162/REST_a_00591. “Tax havens are typically small, well-governed states that impose low or zero tax rates on foreign investors.”
  6. Explainer: what is a tax haven?, The Guardian (9 January 2011).
  7. New report: is Apple paying less than 1% tax in the EU?. Tax Justice Network (28 June 2018). — «The use of private 'unlimited liability company' (ULC) status, which exempts companies from filing financial reports publicly. The fact that Apple, Google and many others continue to keep their Irish financial information secret is due to a failure by the Irish government to implement the 2013 EU Accounting Directive, which would require full public financial statements, until 2017, and even then retaining an exemption from financial reporting for certain holding companies until 2022». Дата обращения: 1 сентября 2018. Архивировано 2 июля 2018 года.
  8. Ireland's playing games in the last chance saloon of tax justice. Richard Murphy (4 July 2018). — «Local subsidiaries of multinationals must always be required to file their accounts on public record, which is not the case at present. Ireland is not just a tax haven at present, it is also a corporate secrecy jurisdiction.». Дата обращения: 1 сентября 2018. Архивировано 8 июля 2018 года.
  9. 9,0 9,1 Identifying Tax Havens and Offshore Finance Centres. Tax Justice Network and Centre for Research on Multinational Corporations (July 2007). — «Various attempts have been made to identify and list tax havens and offshore finance centres (OFCs). This Briefing Paper aims to compare these lists and clarify the criteria used in preparing them.». Дата обращения: 17 июня 2018. Архивировано 7 декабря 2017 года.
  10. Gabriel Zucman (August 2013). «The Missing Wealth of Nations: Are Europe and The U.S. Net Debtors or Net Creditors?». The Quarterly Journal of Economics 128 (3): 1321–1364. doi:10.1093/qje/qjt012. “Tax havens are low-tax jurisdictions that offer businesses and individuals opportunities for tax avoidance' (Hines, 2008). In this paper, I will use the expression 'tax haven' and 'offshore financial center' interchangeably (the list of tax havens considered by Dharmapala and Hines (2009) is identical to the list of offshore financial centers considered by the Financial Stability Forum (IMF, 2000), barring minor exceptions)”
  11. Netherlands and UK are biggest channels for corporate tax avoidance (25 July 2017).
  12. Is the U.K. Already the Kind of Tax Haven It Claims It Won't Be?. Bloomberg News (31 July 2017). Дата обращения: 23 мая 2018. Архивировано 13 июня 2018 года.
  13. Tax Havens Can Be Surprisingly Close to Home. Bloomberg View (11 April 2017). Дата обращения: 23 мая 2018. Архивировано 17 июня 2018 года.
  14. Zucman:Corporations Push Profits Into Corporate Tax Havens as Countries Struggle in Pursuit, Gabrial Zucman Study Says (10 June 2018). «Such profit shifting leads to a total annual revenue loss of $250 billion globally».
  15. Gabriel Zucman. The Missing Profits of Nations 68 (April 2018). Дата обращения: 15 мая 2018. Архивировано 12 июня 2018 года.
  16. 16,0 16,1 BEPS Project Background Brief 9. OECD (January 2017). — «With a conservatively estimated annual revenue loss of USD 100 to 240 billion, the stakes are high for governments around the world. The impact of BEPS on developing countries, as a percentage of tax revenues, is estimated to be even higher than in developed countries.». Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 22 июля 2017 года.
  17. Tax havens cost governments $200 billion a year. It's time to change the way global tax works (англ.). World Economic Forum (27 February 2020). Дата обращения: 26 марта 2020.
  18. Gabriel Zucman (August 2014). «Taxing across Borders: Tracking Personal Wealth and Corporate Profits». Journal of Economic Perspectives 28 (4): 121–48. doi:10.1257/jep.28.4.121.
  19. 19,0 19,1 (September 2019) «The Rise of Phantom Investments». Finance & Development IMF Quarterly 56 (3).
  20. Gabriel Zucman. The desperate inequality behind global tax dodging (8 November 2017). «The equivalent of 10% of global GDP is held offshore by rich individuals in the form of bank deposits, equities, bonds and mutual fund shares, most of the time in the name of faceless shell corporations, foundations and trusts.».
  21. Every cent lost to tax havens could be used to strengthen our health and social systems (англ.). openDemocracy. Дата обращения: 26 марта 2020.
  22. Towards Global Tax Co-operation 17. OECD (April 2000). — «TAX HAVENS: 1.Andorra 2.Anguilla 3.Antigua and Barbuda 4.Aruba 5.Bahamas 6.Bahrain 7.Barbados 8.Belize 9.British Virgin Islands 10.Cook Islands 11.Dominica 12.Gibraltar 13.Grenada 14.Guernsey 15.Isle of Man 16.Jersey 17.Liberia 18.Liechtenstein 19.Maldives 20.Marshall Islands 21.Monaco 22.Montserrat 23.Nauru 24.Net Antilles 25.Niue 26.Panama 27.Samoa 28.Seychelles 29.St. Lucia 30.St. Kitts & Nevis 31.St. Vincent and the Grenadines 32.Tonga 33.Turks & Caicos 34.U.S. Virgin Islands 35.Vanuatu». Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 31 марта 2018 года.
  23. James R. Hines Jr. (2010). «Treasure Islands». Journal of Economic Perspectives 4 (24): 103–125. “Table 1: 52 Tax Havens”
  24. James R. Hines Jr. Tax Havens. The New Palgrave Dictionary of Economics (2007). — «Tax havens are low-tax jurisdictions that offer businesses and individuals opportunities for tax avoidance. They attract disproportionate shares of world foreign direct investment, and, largely as a consequence, their economies have grown much more rapidly than the world as a whole over the past 25 years.». Дата обращения: 16 августа 2018. Архивировано 24 сентября 2016 года.
  25. James R. Hines Jr. (2005). «Do Tax Havens Flourish». Tax Policy and the Economy 19: 65–99. doi:10.1086/tpe.19.20061896. “ABSTRACT: Per capita real GDP in tax haven countries grew at an average annual rate of 3.3 percent between 1982 and 1999, which compares favorably to the world average of 1.4 percent.”
  26. Heike Joebges. CRISIS RECOVERY IN A COUNTRY WITH A HIGH PRESENCE OF FOREIGN-OWNED COMPANIES: The Case of Ireland. IMK Macroeconomic Policy Institute, Hans-Böckler-Stiftung (January 2017). Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 12 апреля 2019 года.
  27. Oliver Bullough. The fall of Jersey: how a tax haven goes bust (8 December 2015). «Jersey bet its future on finance but since 2007 it has fallen on hard times and is heading for bankruptcy. Is the island's perilous present Britain's bleak future?».
  28. (12 October 2009) «Using Financial Accounting Data to Examine the Effect of Foreign Operations Located in Tax Havens and Other Countries on US Multinational Firms' Tax Rates». Journal of Accounting Research 47 (5): 1283–1316. doi:10.1111/j.1475-679X.2009.00346.x. “Finally, we find that US firms with operations in some tax haven countries have higher federal tax rates on foreign income than other firms. This result suggests that in some cases, tax haven operations may increase US tax collections at the expense of foreign country tax collections.”
  29. James K. Jackson. The OECD Initiative on Tax Havens 7. Congressional Research Service (11 March 2010). — «As a result of the Bush Administration’s efforts, the OECD backed away from its efforts to target “harmful tax practices” and shifted the scope of its efforts to improving exchanges of tax information between member countries.». Дата обращения: 21 августа 2018. Архивировано 30 июня 2013 года.
  30. (June 2018) «Piercing the Veil of Tax Havens». Finance & Development, IMF Quarterly 55 (2). “The eight major pass-through economies—the Netherlands, Luxembourg, Hong Kong SAR, the British Virgin Islands, Bermuda, the Cayman Islands, Ireland, and Singapore—host more than 85 percent of the world’s investment in special purpose entities, which are often set up for tax reasons.”
  31. 31,0 31,1 Nicholas Shaxson (September 2019). «Tackling Tax Havens». Finance & Development IMF Quarterly 56 (3).
  32. Alex Cobham. New UN tax handbook: Lower-income countries vs OECD BEPS failure. Tax Justice Network (11 September 2017). Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 29 мая 2018 года.