Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Питер Артсен
Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню. 1551
Масло на панели. 115,6 × 165 см
Художественный музей Северной Каролины

«Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню»[источник не указан 2420 дней], или «Мясная лавка», — аллегорический натюрморт голландского художника Питера Артсена, написанный в 1551 году. Картина сочетает в себе черты бытового жанра и религиозного искусства и, в соответствии с живописной традицией золотого века голландского натюрморта, наполнена глубоким символизмом.

Создание

«Христос в доме Марфы и Марии», 1559 (фрагмент)

Питер Артсен (1508—1575) считается одним из виднейших представителей Северного Возрождения и, в частности, северного маньеризма, характеризующегося высокой степенью натуралистичности и детализации. Артсен считается одним из первооткрывателей как натюрморта, так и бытовой живописи; особенно примечательно, что на некоторых его картинах, в том числе «Мясной лавке», сочетаются оба эти жанра. В творчестве художника отразилось становление натюрморта, до того не существовавшего в качестве самостоятельного жанра и, как и пейзаж, использовавшегося как фоновое дополнение к картинам, содержащим фигуры[1]. «Мясная лавка» представляет собой характерное для зрелого периода творчества Артсена сочетание натюрморта, занимающего основное пространство картины, и бытовых и религиозных сцен, вынесенных на задний план. Символизм, пронизывающий все планы картины, соединяет их в одно целое и раскрывает смысл картины.

Раннее творчество Питера Артсена было связано с созданием преимущественно религиозных картин и заказных церковных алтарей. Однако с распространением Реформации в Нидерландах начался период иконоборчества и многие творения Артсена были уничтожены. Это заставило художника изменить манеру творчества. В зрелых картинах Артсена всё большее внимание уделено крестьянам и торговцам, красочные детали натюрморта или бытовой сцены занимают передний план, привлекая внимание, в то время как религиозные образы и отсылки намеренно вынесены художником на второй план[2]. Помимо «Мясной лавки», к категории полотен с такой композицией можно отнести картину «Христос в доме Марфы и Марии»[3].

Описание

Весь передний план картины занимает прилавок с разнообразными продуктами, написанными с необычайным реализмом: мясом, ветчиной, салом, колбасами, окороками, копчёной рыбой, свиной и говяжьей головой, маслом, молоком, битой птицей и другими. Задний план картины разделен на две части; в правой мужчина, вероятно, трактирщик, набирает воду из колодца в кувшин (или разбавляет водой вино[4]), позади него в помещении видна компания людей — двое мужчин и две женщины, обсуждающие что-то за столом.

В левой части виден пейзаж с уходящей вдаль дорогой и едущей процессией, в которой можно узнать святое семейство — Марию с младенцем, едущую на осле и подающую хлеб нищей девочке, и Иосифа, наблюдающего за этим. Эта сцена иллюстрирует новозаветный сюжет о бегстве святого семейства в Египет. Одежда всех изображённых, а также обстановка, предметы быта и здание на заднем плане в левом углу современны автору, что типично для религиозной и исторической живописи XVI века.

Символы и трактовка

Надпись о продаже земли на фламандском, Мясная лавка (фрагмент)

Художественный метод, использованный Артсеном, называют «перевёрнутым натюрмортом» — второстепенное, привлекающее внимание зрителя изобилие продуктов вынесено на первый план, в то время как глубокий религиозный сюжет скрывается на заднем плане и занимает несравнимо мало места в общей композиции полотна. В этом, вероятно, скрыт основной посыл картины — сатира художника на современное ему общество, слишком занятое мирской стороной жизни и мало внимания уделяющее истинным христианским ценностям (противопоставление «пищи телесной» и «пищи духовной»)[5].

Помимо этого, картина наполнена сложной символикой:

  • устрицы — символ похоти, плотского греха;
  • рыбы — ранний символ Христа (Ихтис), перекрещенные образуют крест, что также отсылает к христианству;
  • повешенная туша быка на заднем плане — вероятно, символ распятия, визуально напоминающий картину «Забитый бык» Рембрандта;
  • сцена в таверне может изображать как сюжет о блудном сыне, так и просто компанию отдыхающих в компании проституток;
  • рукописная табличка в правом верхнем углу содержит надпись о продаже земли — отражение событий 1551 года в Антверпене, связанных с продажей городом излишков земли застройщику, чья деятельность привела к волнениям в народе[6].

Копии

Картина принадлежит Художественному музею Северной Каролины, но существуют минимум три копии «Мясной лавки», выполненных в мастерской художника, что указывает на её значительную популярность в то время. Копии отличаются от оригинала в незначительных деталях, а также размером:

Примечания

  1. С. П. Останина. Энциклопедия натюрморта. — ОЛМА Медиа Групп, 2002. — С. 18—19. — 349 с. — ISBN 5948490203.
  2. Петер Артсен и его натюрморты. Дата обращения: 24 февраля 2018. Архивировано 23 апреля 2018 года.
  3. Питер Артсен — Словарь по христианству. Дата обращения: 24 февраля 2018. Архивировано 23 апреля 2018 года.
  4. Художники Северного Возрождения: Питер Артсен. Дата обращения: 22 апреля 2018. Архивировано 2 мая 2018 года.
  5. Butcher’s Stall with the Flight into Egypt. Дата обращения: 22 апреля 2018. Архивировано 16 января 2018 года.
  6. Pieter Aertsen, Meat Stall. Дата обращения: 22 апреля 2018. Архивировано 4 июля 2017 года.
  7. A Meat Stall with the Holy Family Giving Alms. Дата обращения: 24 февраля 2018. Архивировано 25 февраля 2018 года.
  8. Butcher’s Stall. Дата обращения: 18 июля 2022. Архивировано 5 марта 2016 года.
  9. Still Life with Meat and the Holy Family
  10. The Meat Stall with the Flight into Egypt. Дата обращения: 24 февраля 2018. Архивировано 27 сентября 2016 года.