Театр сатиры (Москва)
Московский академический театр сатиры | |
---|---|
Прежние названия | Театр сатиры |
Тип театра | драматический |
Основан | 1924 |
Жанры | комедия, драма |
Награды | |
Местоположение | Россия, Москва |
Адрес | Триумфальная пл., д. 2, стр. 1 |
Телефон | +7 (495) 699-36-42 |
Метро | Маяковская |
Руководство | |
Ведомство | Департамент культуры города Москвы |
Директор | Кравченко Петр Николаевич |
Художественный руководитель | Сергей Газаров |
Сайт | http://www.satire.ru |
Московский академический театр сатиры — драматический театр в Москве. Расположен возле станции метро «Маяковская» на Триумфальной площади в Тверском районе Центрального административного округа. Открылся 1 октября 1924 года в подвальном помещении дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке[1].
История
Летом 1923 года у группы энтузиастов, состоящей из сатириков журналов «Красный перец» и «Крокодил», режиссёров и актёров театра-кабаре «Летучая мышь» и камерного театра миниатюр «Кривой Джимми» появилась идея организовать сатирический театр[2][3]. Весной следующего года после успеха у публики обозрения «Смешанное общество», руководство театра «Кривой Джимми» окончательно решило изменить профиль на сатирический и показывать только политические и бытовые обозрения. Для решения вопросов по организации нового театра был создан специальный совет, в который вошли драматург Виктор Типот, режиссёр Давид Гутман, режиссёр Георгий Холмский, ставший позже директором Театра сатиры[4][3].
О первоначальной идеи названия театра — «Комедия» — отказались, потому что оно не подчёркивало главной идеи и не привлекало внимание зрителей к недостаткам, порокам и их исправлению, через смех. За театром закрепилось итоговое название — «Театр сатиры»[5].
Смеяться над тем, что смешно, бичевать всё мерзкое, тупое, косное, всё, что уродливым наростом торчит из нового советского быта. Лозунг появившегося Театра сатиры,1924 [6]
|
Московский театр сатиры открылся 1 октября 1924 года[6] в подвальном помещении дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке, где ранее располагался «Кривой Джимми». Первым спектаклем был «Москва с точки зрения» Виктора Типота и Николая Эрдмана. В начале деятельности в театре преобладали политические, бытовые и пародийные обозрения[7][8]. Сюжеты для спектаклей искали в быте простых московских граждан и служащих[6]. В состав первой труппы входили артисты, выступавшие в «Кривом Джимми»: Павел Поль, Дмитрий Кара-Дмитриев, Надежда Адамовна Нурм, Ева Яковлевна Милютина, Рафаил Корф, Фёдор Курихин, Алексей Бонди, Иван Иванович Зенин, Яков Рудин[9][10][11].
Публика не только много хохочет, но и поминутно разражается аплодисментами, подчёркивая то свежую остроту, то удачную выдумку режиссёра, то актёрскую находчивость. Театр сатиры показал хорошее, поистине классное мастерство автора, режиссёра и актёра — дружный ансамбль этих трёх элементов спектакля. Давно не было так весело в театре. отзыв Владимира Блюма о «Москва с точки зрения»,1924 [12]
|
В 1927 году театр открыл филиал на Старой Триумфальной площади («Московский театр сатиры 2-й», 1-я Брестская улица, 1/29)[13]. Новый зал вмещал более 800 зрителей[14][6]. К 1930 году[15] театр переехал сюда целиком. Основой репертуара стали бытовая комедия и водевили[8][16][17], например, «Мелкие козыри» Виктора Ардова (1937) и «Страшный суд», «Вредный элемент», «Чужой ребёнок» Василия Шкваркина (1940)[18][17]. Также в театре ставили спектакли классической драматургии: «Господин де Пурсоньяк» Мольера (1938), «Слуга двух господ» Карло Гольдони и другие[17].
В период Великой Отечественной войны актёры театра, разбившись на несколько бригад, выезжали со спектаклями в действующую армию[16][19].
В 1951 году[20] театр переместился в здание на Малой Бронной улице, дом 4 ст. 2.
В конце 1940-х — начале 1950-х популярность театра снизилась, критики отмечали, что постановки «серые и однообразные». Выйти из этого застоя театр смог в 1953 году благодаря постановке спектаклей по пьесам Владимира Маяковского «Баня», «Клоп» и «Мистерия-буфф»[17] [21].
Много я видела радостного в Москве. Жизнь хорошеет, веселеет… В области искусства особенно порадовала «Баня» в Театре сатиры. Итак, неудача, которую Маяковский потерпел в театре четверть века тому назад, оказалась всего лишь сражением, потерянным на пути к победе: оказалось, что «Баня» великолепно доходит не только до читателя и слушателя, но и до зрителя. Оказалось, что каждое слово диалога перелетает через рампу и попадает в цель без промаха. Доказала это постановка Театра сатиры. Эльза Триоле, [21]
|
Значимыми событиями стали постановки «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета в 1957, «Тёркин на том свете» по Александру Твардовскому в 1966 и «Доходное место» Александра Островского. Эти спектакли определили публицистическую направленность театра и установили новый уровень зрелищности спектаклей[17][18].
В 1958 году труппа театра впервые отправилась на гастроли за границу в Польшу[22].
В 1963-м театр переехал в здание 32/2 на Ленинградском проспекте, но пробыл там недолго, уже в 1965 году[23] был переведён на Триумфальную площадь. В постановках того времени преобладала философская трагическая сатира[7][16]. Основными спектаклями были: «Дон Жуан, или Любовь к геометрии[нем.]» Макса Фриша, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Ревизор» Николая Гоголя, «Горе от ума» Александра Грибоедова и другие[17].
В 1984 году Министерство культуры СССР присвоило театру звание академического[8][16][18].
Современность
В 2012 году Театр сатиры наряду с «Современником», Академическим театром имени Маяковского, Музыкальным театром имени Станиславского принял участие в проекте «Золотая коллекция спектаклей» — записи спектаклей выкладывали на YouTube-канал[24].
В 2015 году Театр сатиры был признан одним из самых посещаемых московских театров: залы заполнялись почти на 90 %, количество зрителей превысило 2,5 миллиона[25].
28 декабря 2021 года приказом Департамента культуры города Москвы к Московскому академическому театру сатиры присоединён театр «Прогресс сцена Армена Джигарханяна»[26]. В 2021 Художественный руководитель театра Александр Ширвиндт ушëл в отставку и стал Президентом театра. Художественным руководителем стал Сергей Газаров.
Персоналии
Руководители
- 1924—1926 — Алексей Алексеев[16][27]
- 1926—1929 — Давид Гутман[8][28][29][18]
- 1933—1948 — Николай Горчаков[8][16][30][18]
- 1948—1953 — Николай Петров[8][16][18]
- 1953—1956 — Пётр Васильев[18][31]
- 1957—2000 — Валентин Плучек[7][8][16][32]
- 2000—2021 — Александр Ширвиндт[7][8][16][33]
- 2021— н.в. — Сергей Газаров[34]
Актёры
В разные годы в труппе театра работали знаменитые советские и российские актёры: Рина Зелёная, Владимир Лепко, Владимир Хенкин, Татьяна Пельтцер, Валентина Токарская, Георгий Тусузов, Иван Любезнов, Евгений Весник, Спартак Мишулин, Татьяна Васильева, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Светлана Рябова, Ольга Аросева, Алексей Овечкин, Фёдор Добронравов, Максим Аверин и другие[7][8][17].
Награды и премии
- Постановка по пьесе Николая Дьяконова «Свадьба с приданым» (1949) в Театре сатиры получила Сталинскую премию третьей степени[35]
- В 1974 году награждён орденом Трудового Красного Знамени[36]
- В 2002 году театр победил в номинации «Лучший театр года» в Соединенных Штатах Америки[37].
Примечания
- ↑ Культура.РФ: Московский академический театр сатиры.
- ↑ Велехова, 1999, с. 66.
- ↑ 3,0 3,1 Бертенсон, 1966, с. 12—13.
- ↑ Кривой Джимми, 2013.
- ↑ Велехова, 1999, с. 65.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Млечин, 1934, с. 49.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Маршак, Иванова, 2013.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 8,8 Московский академический театр Сатиры. Справка, 2009.
- ↑ Млечин, 1934, с. 50.
- ↑ Алексеев, 1984, с. 225.
- ↑ ТЭ, 1964, с. 271.
- ↑ Бертенсон, 1966, с. 14.
- ↑ Москва в планах: справочник-путеводитель. — Изд. 2-е. — Москва : МКХ, 1928. — 318 с. — С. 89
- ↑ Алексеев, 1984, с. 229.
- ↑ Просмотр документа — dlib.rsl.ru
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 16,6 16,7 16,8 Белялова, 2014.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 17,6 РДТ, 2001, с. 300.
- ↑ 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 18,5 18,6 БРЭ, 2013, с. 303.
- ↑ Бертенсон, 1966, с. 39.
- ↑ Органы власти / Сайт Москвы . Дата обращения: 2 февраля 2020. Архивировано 2 февраля 2020 года.
- ↑ 21,0 21,1 Бертенсон, 1966, с. 25.
- ↑ Бертенсон, 1966, с. 43.
- ↑ Площадь Маяковского // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. А. Л. Нарочницкий. — М. : Советская энциклопедия, 1980. — 688 с. — 200 000 экз.
- ↑ Мельникова, 2014.
- ↑ В Москве назвали самые посещаемые театры в 2015 году, 2016.
- ↑ Журнал Театр. • «Прогресс сцена Армена Джигарханяна» стала частью Театра сатиры (англ.). Журнал Театр. (28 декабря 2021). Дата обращения: 28 декабря 2021. Архивировано 28 декабря 2021 года.
- ↑ Алексеев, 1984, с. 229—230.
- ↑ ТЭ, 1963, с. 243.
- ↑ РДТ, 2001, с. 356.
- ↑ ТЭ, 1963, с. 82.
- ↑ Велехова, 1999, с. 76.
- ↑ РДТ, 2001, с. 122.
- ↑ РДТ, 2001, с. 537.
- ↑ Новым худруком Театра Сатиры назначен Сергей Газаров . Дата обращения: 8 октября 2021. Архивировано 8 октября 2021 года.
- ↑ Иевлев, Туркин, 2011.
- ↑ Москва, 1980.
- ↑ Мехдиева, 2015.
Литература
- Авторский коллектив. Русский драматический театр. Энциклопедия / Гл. ред. А. П. Горкин; Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой, Е. Ю. Бегляровой. — М.: Большая российская энциклопедия, 2001. — 568 с. — 7000 экз. — ISBN 585270167X.
- Монголы — Наноматериалы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — 768 с. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 21). — ISBN 978-5-85270-355-2.
- Велехова Н. А. Валентин Плучек и привал комедиантов на Триумфальной, 2. — М.: Московский академический театр сатиры, при участии издательства «Рутена», 1999. — 400 с. — ISBN 5-8261-0006-0.
- Алексеев А. Г. Серьёзное и смешное. — М.: Искусство, 1984. — 280 с.
- Московский театр сатиры / Редактор-составитель М. В. Бертенсон. — М.: Искусство, 1966. — 96 с.
- Театры Моссовета: в помощь культработнику, завклубу, теаорганизатору / редактор В. М. Млечин. — М.: Упр. Московскими зрелищными предприятиями, 1934.
- Театральная энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1963. — Т. 2. Гловацкий — Кетуракис. — 1212 стб. — 43 000 экз.
- Театральная энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1964. — Т. 3. Кетчер — Нежданова. — 1086 стб. — 41 300 экз.
- Москва: Энциклопедия / Редкол.:. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 688 с. — 200 000 экз.
Статьи и публикации
- Илья Маршак, Ася Иванова. 7 знаменитых спектаклей Театра Сатиры // Вечерняя Москва : газета. — 2013. — 30 сентября. — ISSN 1025-1200.
- Кривой Джимми . Энциклопедия циркового и эстрадного искусства (электронная версия) (2013). Дата обращения: 16 января 2019.
- Московский академический театр Сатиры. Справка . РИА Новости (1 октября 2009). Дата обращения: 16 января 2019.
- Надежда Белялова. Московский академический театр сатиры. Досье // ТАСС : информационное агентство. — 2014. — 30 сентября.
- Мельникова Е. В. Основные этапы использования информационных технологий в театральной деятельности в России (рубеж XX-XXI вв. ) // Омский научный вестник : журнал. — 2014. — № 2(126). — С. 29—31. — ISSN 1813-8225.
- В Москве назвали самые посещаемые театры в 2015 году // Борисовские пруды : газета. — 2016. — 9 февраля.
- Алексей Иевлев, Валерий Туркин. Как обрела крылья «Свадьба» Николая Дьяконова // Красное Знамя : информационный портал. — 2011. — 9 января.
- Улькер Мехдиева. В Азербайджане любят русский театр - директор Московского Театра сатиры // Sputnik : новостное агентство. — 2015. — 21 мая.
Ссылки
- satire.ru — официальный сайт театра
- Московский академический театр сатиры . Культура.РФ. Министерство культуры РФ (2019). Дата обращения: 16 января 2019.