Моисей (опера)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Опера
Моисей
Обложка программки постановки оперы во Львовском оперном театреОбложка программки постановки оперы во Львовском оперном театре
Место первой постановки Львовский оперный театр

Моисей (укр. Мойсей) — опера Мирослава Скорика в двух действиях на либретто Богдана Стельмаха и Мирослава Скорика по одноимённой поэме Ивана Франко. Премьера состоялась 23 июня 2001 года в Львовском оперном театре.

Премьера

Изначально оперу планировалось написать к 100-летию Львовской оперы, которое отмечали в 2000 году. Однако впоследствии премьеру отложили на один год и приурочили к другому событию — визиту Папы Римского Иоанна Павла II на Украину, который проходил 23-27 июня 2001[1]. В условиях перманентного недостатка государственных средств коллектив львовского театра обратился к Папе за финансовой помощью и получил её, создав таким образом первый на Украине прецедент финансовой поддержки Ватиканом светского события[2][3].

Премьерную постановку осуществили режиссёр-постановщик Збигнев Хшановский (Польша), главную роль исполнил Александр Громыш, дирижировал композитор[4]. Ещё до премьеры были сделаны аудио- и видеозаписи, снят телефильм о том, как создавалась опера, а также выпущен буклет. 23-24 июня Папа проводил богослужение в Киеве[5] и не смог посетить премьеру, но по прибытии во Львов 25 июня понтифик приехал в Львовский оперный театр и поздравил творческий коллектив с постановкой[1].

Композитор Мирослав Скорик
Композитор Мирослав Скорик

Сам композитор говорил о создании оперы следующее:

Для меня это была большая честь. Написать оперу, тем более с глубокими философскими идеями, на библейской основе, непросто, это действительно огромный труд. Поскольку в целом опера — жанр демократический, то и музыка в ней, несмотря на всё, должна быть интересна слушателю. Поэтому нужно было найти какое-то объединяющее зерно, синтезировать всё. Стиль произведения диктовали сюжет и музыкальные тенденции сегодняшнего дня. Ведь опера создавалась в начале XXI века…[6]

Сюжет

Действующие лица
Моисей бас
Аверин бас
Датан баритон
Поэт баритон
Иегошуа тенор
Лия сопрано
Йохаведда меццо-сопрано
Азазель тенор
Симеон баритон
Пролог

Поэт обращается к родному народу:

Невже задарма стільки серць горіло:

До тебе найсвятішою любов'ю,

Тобі офіруючи душу й тіло?[7]
 (укр.)
Неужели даром столько сердец горело:

К тебе святой любовью,
Тебе предлагая душу и тело?

и утверждает:

О ні! Не самі сльози і зітхання

Тобі судились! Вірю в силу духа

І в день воскресний твойого повстання.[7]
 (укр.)
О нет! Не только слезы и вздохи

Тебе предназначались! Верю в силу духа
И в день воскресный твоего восстания.

Первое действие

Иегошуа и Лия дивятся песочной избушке, которую построил их малыш. Рожденный в пустыне, он никогда не видел домов.

Сторонники и противники Моисея имеют разногласия относительно целесообразности выбранного им пути поиска обещанного края. Моисей объясняет свою стратегию волей самого Иеговы. Однако Аверин и Датан подстрекают народ к недоверию Моисею, и, наконец, заставляют его отойти в горы. Начинаются церемония поклонения Золотому тельцу.[8]

Второе действие

В отчаянии Моисей обращается к Богу Иеговы за советом. Однако дух Азазель и Йохаведа убеждают Моисея, что Иегова обманул их народ. В свою очередь Иегова, дождавшись такого обвинения уже из уст самого Моисея, поднимает бурю, в которой Моисей погибает. Шокированные смертью Моисея Лия и Иегошуа подстрекают народ вынести Авирону и Датану смертный приговор и продолжить поход по пути, указанному Моисеем.[8]

Эпилог

Поэт обращается к зрителю с утверждением, что верит: его народ и его страна между Бескидами, Кавказом и Чёрным морем достигнет равноправного места в кругу свободных народов.

Музыкальная характеристика

Критики сходятся в том, что опера написана доступным для слушателей, несложным музыкальным языком.

Любовь Кияновская рассматривает это произведение с позиций эстетики эгалитаризма и отмечает, что автор «сознательно отказался от рафинированное-интеллектуальной языка, сформировавшаяся на основе эстетических принципов двадцатого века, сущность которого заключается в непрестанном поиске обновления средств выразительности»[9] и цитирует композитора:

В этой опере я воплотил своё понимание «современности в музыке» не в том смысле, в котором понимают его некоторые коллеги, то есть в обращении к рафинированно-авангардным приёмам выражения (они уже отзвучали несколько десятилетий назад), а в соответствии реальному звуковому миру, в котором мы живем. Ново-романтическое, полное стремления к красоте и чувствительности, искусство всё больше завоёвывает позиции, именно в нём я вижу современность и будущее — не только для профессионалов-музыкантов, а в первую очередь для тех, кто стремится любить музыку.[10]

Н. А. Белик-Золотарёва отмечает доминирование хорового начала, придающее опере черты оратории. Хор при этом олицетворяет ключевые темы-символы оперы[11].

Музыковед Лидия Мельник отмечает в опере «сплав позднеромантических интонаций, узнаваемых ориентальных мотивов, неповторимой украинской песенности и даже отзвуков бродвейского мюзикла», а также использование традиционных оперных форм — интродукций и лейтмотивов, арии и любовных дуэтов, хора и балета[4]. В других статьях отмечаются также «простые мелодично-ритмические обороты» и «общеизвестные приемы компоновки, опознаваемые в три шага»[6], черты эпического соцреализма и т. д.

Дальнейшая сценическая судьба

Львовский оперный театр гастролировал с премьерной постановкой оперы на оперном фестивале в Быдгоще, на сцене Варшавского народного театра оперы и балета[12]. В 2006 году по случаю 150-летия Ивана Франко, львовский театр побывал с гастролями в Днепропетровске[13], Харькове, Симферополе и Севастополе[14].

Тогда же, в 2006 году «Моисей» был впервые поставлен на сцене Национальной оперы Украины. Режиссёр — Анатолий Соловьяненко, дирижёр — Иван Гамкало, сценография Марии Левитской, хормейстер — Лев Венедиктов, балетмейстер — Анико Рехвиашвили[15].

В течение последующих лет Моисей ставился на сцене Львовской и Национальной опер, будучи единственным произведением современных украинских авторов в оперном жанре в репертуаре этих театров. По выражению Василия Туркевича, опера «Моисей» «представляет не только творчество известного композитора Мирослава Скорика, но и те, по разным причинам довольно ограниченные, достижения современных оперных композиторов, воплощение произведений которых в оперных театрах можно пересчитать на пальцах одной руки»[16].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 Володимир Прохоренко. „Мойсей” – на українській оперній сцені (укр.). Газета «Свобода». www.lvivopera.com (26 июня 2001). Дата обращения: 9 августа 2016. Архивировано 4 июня 2016 года.
  2. Опера «Моисей» родилась благодаря поддержке Папы Римского. Дата обращения: 17 июня 2020. Архивировано 20 июня 2020 года.
  3. Написать «Моисея» Мирославу Скорику подсказал отец. День. Дата обращения: 17 июня 2020. Архивировано 22 сентября 2020 года.
  4. 4,0 4,1 Оперна сенсація: мade in Ukraine. Оперна сенсація: мade in Ukraine. Дата обращения: 9 августа 2016. Архивировано 2 июня 2016 года.
  5. Хроніка візиту на Україну Святішого Отця Івана Павла II 23 – 27 червня 2001 року (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 августа 2016. Архивировано 4 августа 2017 года.
  6. 6,0 6,1 «МОЙСЕЙ»: У ВИСОКІЙ МУЗИЦІ ВИСОКИЙ ДУХ?. Дата обращения: 10 августа 2016. Архивировано 2 июня 2016 года.
  7. 7,0 7,1 Поэма Ивана Франко «Моисей», Пролог
  8. 8,0 8,1 Поэма Ивана Франко «Моисей»
  9. Кияновська, Л. Музичне прочитання поезії Франка у вимірах сучасної естетики (на прикладі творчості львівських композиторів) Архивная копия от 30 июня 2016 на Wayback Machine / Л. Кияновська. — С .377-388  (укр.)
  10. Мельник Л., Кияновська Л. Притча про “Мойсея” (укр.) // Політика і культура (ПіК). — 2001. — 3 липня. — С. 52.
  11. Н. А. Бєлік-Золотарьова. Дія та протидія в хоровій драматургії опери М. Скорика «Мойсей» (укр.) // Таврійські студії. Мистецтвознавство : PDF. — 2013. — № 4. Архивировано 30 марта 2022 года.
  12. Відкриття Року І.Франка прем’єрою опери Мирослава Скорика «Мойсей». Архивная копия от 3 июня 2016 на Wayback Machine  (укр.)
  13. ДНІПРОПЕТРОВСЬК. Відбулася прем'єра опери-притчі Мирослава Скорика «Мойсей» за мотивами однойменної поеми Івана Франка | Православіє в Україні :: Інтернет-видання УПЦ. arhiv.orthodoxy.org.ua. Дата обращения: 10 августа 2016. Архивировано 7 мая 2016 года.
  14. Оперу Скорика «Мойсей» покажуть на сході і півдні України. zikua.tv. Дата обращения: 10 августа 2016.
  15. Україні потрібен свій «Мойсей». Україні потрібен свій «Мойсей». Дата обращения: 10 августа 2016. Архивировано 2 июня 2016 года.
  16. Афіша театру | Національна опера України. opera.com.ua. Дата обращения: 10 августа 2016. Архивировано 4 июня 2016 года.

Ссылки