Миноносцы типа «Пернов»
Миноносцы типа «Пернов» | |
---|---|
Проект | |
Страна | |
Изготовители |
|
Операторы | |
Предшествующий тип | «Ревель» |
Годы постройки | 1891—1900 |
Годы в строю | 1892—1925 |
Запланировано | 1+24 |
Построено | 25 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 120—130 т |
Длина | 42 м |
Ширина | 4,5 м |
Осадка | 2,06 м |
Бронирование | нет |
Двигатели | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 водотрубных котла системы дю Трампля |
Мощность | 1460 л. с. (1074 кВт) |
Движитель | 2 винта ФШ |
Скорость хода |
16,7—22,4 узла (30,9—41,5 км/ч) |
Дальность плавания | 550 морских миль на скорости 10 узлов |
Экипаж | 2/22 чел. |
Вооружение | |
Артиллерия | 2 × 37-мм (пятиствольные орудия Гочкиса) |
Минно-торпедное вооружение | 3 × 381-мм ТА |
Миноносцы типа «Пернов» — серия миноносцев из 25 единиц, построенная для Российского Императорского флота в 1891—1900 годах.
Проект
В рамках реализации принятой программы 1890 года по судостроению 1890—1895 годов, Морской технический комитет (МТК) заказал ряду иностранных судостроительных компаний проект перспективного двухвинтового миноносца открытого моря для выбора лучшего с целью дальнейшего его производства на отечественных верфях. В конечном итоге, 2 августа 1890 года в МТК были рассмотрены два проекта — «Авангард» от французской судостроительной компании А. Нормана и «Курье» от английский верфи Д. Торникрофта. Предпочтение было отдано миноносцам «Авангард», которые являлись дальнейшим развитием проекта миноносцев типа «Ревель» — в исходный проект был внесён ряд изменений: по корпусу и вспомогательным механизмам, а также установлены более экономичные паровые машины тройного расширения с водотрубными котлами системы дю Трампля. 11 января 1891 года контракт на постройку миноносца был подписан в Париже. По нему предусматривалось, что миноносец будет способен сохранять скорость не менее 21 узла в течение часа, а ходовые испытания должны начаться не позднее 11 марта 1891 года. Местом проведения испытаний был выбран Шербур.
Строительство головной лодки
Головной миноносец «Пернов» строился на заводе А. Нормана во французском Гавре. Официальная закладка состоялась в январе 1891 года. 7 декабря 1891 года миноносец зачислен в списки судов Балтийского флота. Спуск на воду состоялся 11 августа 1892 года. После достройки миноносец был переведён в Шербур и предъявлен к официальным испытаниям 8 сентября 1892 года. В этот же день выведен на первые ходовые испытания. В ходе дальнейших ходовых испытаний миноносец развил скорость в 25,46 узла. По завершении испытаний он подвергся тщательному осмотру, вплоть до вскрытия главных механизмов. С 12 октября по 1 ноября 1892 года он совершил переход Шербур — Кронштадт. В октябре 1892 года «Пернов» вошёл в состав Балтийского флота, где приступили к его опытной эксплуатации. Во время зимовки миноносец был вооружён. Испытания вооружения состоялись летом 1893 года.
Серийное строительство
На заводе Крейтона в Або произвели «снятие лекал с корпуса и копирование с натуры частей механизмов» для изучения на предмет возможности серийной постройки. Чертежи выполнил капитан 2-го ранга Линдстрем. Завод Крейтона получил заказ на строительство 2 миноносцев («Паланген» и «Пакерорт» (№№ 119 и 120)). В декабре 1893 года чертежи были переданы на Ижорский завод, который получил заказ на 4 миноносца (№№ 127—130). В 1894 году миноносец передали Московскому товариществу Невского механического в Санкт-Петербурге. Невский завод получил заказ на строительство 10 миноносцев(№№ 133—142). В этом же году в Николаевском адмиралтействе начали постройку 4 миноносцев для Черноморского флота.
Для пополнения состава Сибирской флотилии были заказаны 4 машино-комплекта миноносцев Новому Адмиралтейству и Ижорскому заводу, которые предполагалось собрать во Владивостоке (№№ 208—211). Механизмы для них изготовлялись на заводе Крейтона. В октябре 1896 года была отправлена первая партия из Санкт-Петербурга на пароходе «Нижний Новгород». В декабре 1896 года во Владивосток была доставлена вторая партия на пароходе Добровольного флота «Херсон». К 1 мая 1897 года было закончено освидетельствование всех восьми котлов изготовленных в Або. Первый миноносец — № 208 был спущен на воду 28 октября 1897 года, но командир Владивостокского порта остался недоволен, так как не хватало частей корпуса, некоторых механизмов и другого оборудования. № 211, последний из строящихся, завершил ходовые испытания только в 1900 году.
Всего были заключены контракты на постройку 24 миноносцев. Их постройка на отечественных заводах не удалась, и миноносцы сильно отставали от прототипа по техническим данным. Также было принято решение построить несколько миноносцев с питанием котлов нефтью, но в силу ряда технических решений и некачественной сборки, они чаще требовали ремонта и развивали самую наименьшую скорость — едва достигали 17-узловой отметки.
Тактико-технические данные
Водоизмещение корабля в полном грузу (запас топлива 15,7 тонн) составляло 120 тонн, длина по ватерлинии 42 метра, ширина 4,5 метра, осадка носом 1,3 метра, кормой 2,05 метра.
Корпус
Корпус набран из стали. Для наружной обшивки использовались стальные листья толщиной 3-4 мм, которые крепились к набору внахлёст заклепками. Непотопляемость миноносца обеспечивалась водонепроницаемыми переборками, а водоотливные средства (9 паровых эжекторов, 2 циркуляционных насоса и машинная донка) были способны удалять воду в объеме, равном водоизмещению корабля, за 10 мин. Всего было предусмотрено 8 отсеков: таранный; носового руля; минное с помещением для команды; котельное; машинное; офицерское; помещение для кондукторов; кормовое. Корпус был разделён на две палубы — верхнюю и нижнюю. В носу на верхней палубе была смонтирована боевая рубка, которая служила и входным тамбуром в помещение для команды. В рубке были размещены средства управления и связи: штурвал с паровым приводом; машинный телеграф; прицел носового минного аппарата с пультом управления выстрелом; телеграф для передачи команд на палубные минные аппараты; переговорная труба с машинным отделением. Для входа в кормовые отделения на верхней палубе имелся сходной люк с комингсом.
Главные механизмы и движитель
Главные механизмы состояли из двух трехцилиндровых паровых механических силовых установок и двух водотрубных котлов системы дю Тампля с рабочим давлением 12,5 атмосферы. Общая индикаторная мощность двух машин составляла 1000 л. с. Подача воды из теплых ящиков в котлы осуществлялась насосами через губчатые фильтры и подогреватели. Котельные вентиляторы приводились от главных машин. Угольные ямы были смонтированы в котельном отделении побортно, они вмещали 20 тонн угля, а в перегруз дополнительно могли вместить до 10 тонн угля в мешках. Дым выводился через две дымовые трубы. Дальность плавания составляла 550 морских миль при 10-узловом ходе. Автономность двое суток.
Движителем являлись два винта фиксированного шага. Также миноносец, в качестве вспомогательного движителя мог использовать паруса, располагавшиеся на двух мачтах.
Вооружение
Артиллерийское вооружение состояло из двух пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной стволов 20 калибров. Они располагались на баке и корме. Вращение ствола осуществлял наводчик, дальность стрельбы не превышала 2,8 км, а максимальная скорострельность достигала 32 выстрелов в минуту.
Минно-торпедное вооружение состояло из одного 381-мм неподвижного носового и двух 381-мм поворотных палубных минных аппаратов совкового типа. Они устанавливались в диаметральной плоскости — один в средней части и один в корме. В качестве боеприпасов использовались мины Уайтхеда, которые подавались на тележках по специальным рельсам.
В качестве навигационного оборудования использовался 10-дюймовый магнитный компас. Команда состояла из 24 человек, в том числе 3 офицера.
Служба
Этот раздел не завершён. |
Миноносец «Пернов», с апреля 1895 года получивший № 103, после многократных разборок механизмов и длительного пребывания на заводах без команд, получил ряд серьезных дефектов, которые обнаружила специальная комиссия, принимавшая его от Невского завода в июне 1896 года. 20 июня этого же года миноносец № 103 прибыл в Кронштадт и вошёл в состав Балтийского флота. С сентября 1895 года он использовался для обучения команд.
Незадолго до 1-й мировой войны балтийские миноносцы были переоборудованы в тральщики и посыльные суда. Во время боевых действий состояли в составе отряда судов Або-Оландской шхерной позиции. Миноносец № 142 являлся флагманом кораблей охраны Свеаборгской крепости. Интернированные в Гельсингфорсе в мае 1918 года. Должны были вернутся по Юрьевскому договору с Финляндией, но из-за их плохого состояния были проданы на слом.
Тихоокеанские миноносцы №№ 208, 210 и 211 входили в Оборонительный отряд Порт-Артура, № 209 входил во Владивостокский отряд. С осени 1903 года и Порт-Артурские миноносцы переведены во Владивосток. Во время Русско-японской войны они несли дозорную службу. Миноносец № 208 погиб 10 июля 1904 года, подорвавшись на японской мине у острова Скрыплева. Миноносцы №№ 209 и 210 выведены из состава сибирской флотилии в июле 1911 года, № 211 в январе 1915 года.
Литература
- Мельников Р. М. «Пернов» —эталон, разобранный на части // Первые русские миноносцы. — СПб., 1997.
- Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892—1917 гг. — Минск: Харвест, 2000. — ISBN 9854338886.
- Пахомов Н. А. Миноносцы типа «Пернов» (Атлас чертежей). — СПб., 2010. — 18 с. — (Боевые корабли мира, том 4).